На очередном заседании коллегия Департамента образования рассмотрела вопрос «Об организации системы подготовки обучающихся государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования к предпринимательской деятельности». С докладом выступил начальник Управления науки и профессионального образования Александр ПОТАПОВ.
Сегодня сфера малого предпринимательства – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей городского хозяйства, в которой заняты 2 миллиона 300 тысяч человек, или 37,2% работающих. В 2006 году они обеспечили около 30% доходов городского бюджета. Ежегодная потребность в кадрах квалифицированных рабочих и специалистов, занятых в малом бизнесе, составляет около 12 тысяч человек. Тем не менее постановлением Правительства Москвы от 19 сентября 2006 года №196 «О молодежном предпринимательстве» и постановлением от 20 февраля 2007 года №108 «О подготовке кадров для малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 годы» поставлена задача обеспечить устойчивый рост числа кадров, направляемых в сферу предпринимательства. Эти документы поставили задачу увеличить число успешно работающих малых предприятий с 208,3 тысячи в 2007 году до 225,3 – 300 тысяч в 2009 году исключительно с помощью кадровой поддержки: посредством обучения, повышения квалификации, переподготовки, организации стажировки для малого предпринимательства в количестве не менее 30 тысяч человек, а также достичь увеличения удельного веса молодежи среди обучаемых с 10% в 2007 году до 30% в 2010 году.
Чем же располагает сегодня столичная система начального и среднего профессионального образования Москвы на фоне таких масштабных и амбициозных задач?
Подготовка по профессиям и специальностям, непосредственно относящимся к сфере бизнеса и предпринимательства, идет по таким направлениям, как «маркетинг», «коммерция», «менеджмент», «товароведение», «коммерсант в торговле», «коммерсант в промышленности», в 46 колледжах столицы.
Информация к сведению
Контингент обучающихся на 1 апреля 2007 года по профессиям и специальностям, непосредственно относящимся к сфере малого бизнеса и предпринимательства, составлял 5919 человек, в том числе по программам начального профессионального образования – 1116, по программам среднего профессионального образования – 4803 человека. Выпуск в 2007 году составил около 200 человек, план приема в 2007 году – 2535 человек.
В образовательной деятельности практически всех колледжей Департамента образования широко представлены профессии и специальности, подготовка к которым предполагает возможность трудоустройства и работы выпускников в сфере малого предпринимательства и услуг на должностях, не связанных непосредственно с управлением предприятием и бизнесом, но в силу особенностей сферы их деятельности требующих от них знания основ предпринимательства на общепрофессиональном уровне. В настоящее время колледжи реализуют подготовку по 72 таким профессиям и 52 специальностям, что составляет соответственно 63 и 54 процента от общего числа профессий и специальностей, по которым они ведут обучение. Общее количество обучающихся по этим профессиям и специальностям составляет 57208 человек (72%).
Курсы, предусматривающие формирование у учащихся и студентов основ предпринимательских знаний, реализуются 34 колледжами при подготовке обучающихся по 9 профессиям НПО и 37 специальностям СПО, в том числе в 9 колледжах в качестве обязательных дисциплин (№№6, 23, 31, 33, 38, 43, 57, МПК), в 12 колледжах в качестве дисциплин по выбору (№№11, 49, 26, 39, 12, 34, 35, 36, 45, МПК имени Моссовета, МТК, МГТТП), в 13 колледжах в качестве факультативов.
Каковы же содержательные аспекты подготовки обучающихся предпринимательской деятельности?
Основными составляющими системы предпринимательской подготовки молодежи стала, во-первых, подготовка в учреждениях профессионального образования по профессиям и специальностям НПО и СПО, во-вторых, реализация программ НПО и СПО, направленных на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов для работы в сфере малого бизнеса (в торговле, общественном питании, в гостиничном хозяйстве, туризме, ЖКХ, в бытовом обслуживании и так далее), в-третьих, внедрение специальных программ предпринимательской подготовки в рамках профессионального обучения по всем профессиям и специальностям НПО и СПО, не относящимся к сфере малого бизнеса и сфере услуг.
Следует отметить, что внедрение элементов предпринимательской подготовки для обучающихся по профессиям и специальностям непредпринимательского профиля имеет цель формировать у них прежде всего способности к построению собственной профессиональной карьеры, индивидуальному развитию в профессиональной среде, умению найти свое место в жизни. Существующие контуры экономических отношений заставляют внедрять сквозным образом предпринимательство в учебные заведения. На современном этапе стоит задача не только обучать молодежь экономическим знаниям, но и в первую очередь формировать у нее рыночное мышление. Работа с мышлением и сознанием молодежи остается актуальной задачей московского образования. Сегодня учащиеся и студенты должны уметь порождать предпринимательские идеи, организовывать дело, разрабатывать бизнес-планы и привлекать средства на их реализацию. Сами учреждения профессионального образования в соответствии с выбранным профилем подготовки специалистов должны создавать предпринимательские полигоны, предприятия и организации в разных организационно-правовых формах, действующие при активном участии преподавателей и студентов образовательного уровня.
В практике образовательной деятельности системы НПО и СПО разработаны, апробированы и успешно используются различные по форме и содержанию средства подготовки учащихся к предпринимательской деятельности: спецкурсы, организационно-деятельностные тренинги, программно-аппаратные комплексы (учебные виртуальные фирмы). Важную роль в закреплении теоретических знаний и формировании практических навыков предпринимательской деятельности молодежи играет учебно-производственная практика на предприятиях Москвы. При этом все колледжи, осуществляющие подготовку кадров для сферы малого предпринимательства и услуг, сотрудничают с профильными малыми предприятиями. В общей сложности такая работа ведется с 676 малыми предприятиями, которые предоставляют свою материальную базу для прохождения производственной практики учащимися и студентами колледжей.
Одна из составляющих предпринимательской подготовки обучающихся колледжей – их участие в работе 20 обособленных структурных подразделений, ведущих предпринимательскую деятельность в составе колледжей, 23 производственных мастерских, участков и учебных хозяйств, 12 студенческих бюро и научных обществ. Направления предпринимательской деятельности самые различные: ремонт и обслуживание автомобилей, изготовление мебели и деревообработка, организация общественного питания, швейное производство, ремонт и обслуживание электронно-вычислительной техники, информационные услуги и так далее. Предпринимательские навыки в ходе работы в соответствующих структурных подразделениях приобретают учащиеся и студенты 44 колледжей. Как результат – выпускники колледжей в течение первых пяти лет после окончания учебы ежегодно открывают более 10 предприятий малого бизнеса. В этой связи заслуживает изучения, обобщения и распространения опыт предпринимательской подготовки учащихся, наработанный в колледже предпринимательства №11. Специфика образовательной технологии колледжа заключается в том, что все учащиеся, независимо от выбранного профиля, получают знания и умения, необходимые для организации собственного дела. Ставка делается на подготовку не теоретиков, а практиков, адекватных современным требованиям. Теоретические знания, которые получают студенты, проходят испытания в процессе реализации самостоятельно разрабатываемых проектов. Использование их в учебной практике позволяет отрабатывать ситуации, возникающие не только в предпринимательской деятельности, но и в реальной повседневной жизни. Критерием оценки учащихся становятся не только хорошие оценки, но и грамотно составленный и хорошо продуманный бизнес-проект. Для поддержки предпринимательских инициатив студентов в колледже создано проектное отделение, которое курирует и осуществляет внедрение проектного метода обучения на всех отделениях, также проводит консультации со студентами в процессе выполнения ими самостоятельных проектов. Помимо традиционных форм проведения занятий (лекции, семинары и так далее) студенты колледжа могут по желанию участвовать в выездных образовательных программах, например, в ежегодном мыследеятельностном семинаре «Елочка». Благодаря применению в колледже проектного метода обучения выпускники успешно вписываются в требования современного работодателя.
Особое место в системе предпринимательской подготовки занимает конкурс предпринимательских проектов учащейся и студенческой молодежи, главной отличительной особенностью которого стало активное использование отечественной системы подготовки молодежи к предпринимательской деятельности, носящей практико-ориентированный характер. В результате проведения конкурса проходят экспертная оценка и отбор экономически обоснованных и целесообразных проектов создания предприятий в сфере малого бизнеса, организация и реализация которых связана с конкретными командами молодых предпринимателей. Такие проекты реализуются, как правило, в трех основных формах – учебно-производственные участки, самостоятельные юридические лица, индивидуальная предпринимательская деятельность учащихся и педагогов. Например, в технологическом колледже №28 при поддержке Фонда квотирования рабочих мест был создан цех по производству колбасных изделий, в строительном колледже №26 – учебно-производственный участок по реставрации деревянного зодчества. В технологическом колледже №21 – коммерческая типография с привлечением труда глухонемых учащихся, которая предоставляет им не только рабочие места, но и осуществляет социализацию выпускников. В течение 10 лет число учебных заведений, участвующих в конкурсе, возросло в 3 раза, количество проектов, выдвинутых на этап закрытой экспертизы, увеличилось в 6,7 раза, а число участников конкурса возросло на порядок. Начиная с 2005 года в некоторых московских учреждениях профессионального образования проводится внутренний конкурс молодежных предпринимательских проектов.
Повышенное внимание к конкурсу, проявляемое Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства, Московским Фондом подготовки кадров, обеспечивает стажировку представителей проектов-победителей в Великобритании для знакомства с формами поддержки молодежного предпринимательства в этой стране.
В последние годы появились новые формы развития предпринимательской инициативы в молодежной среде. К их числу относятся учебно-методические и консалтинговые центры по молодежному предпринимательству (бизнес-инкубаторы). Такие центры призваны осуществлять образовательную и консалтинговую поддержку проектов, при необходимости предоставлять материально-техническую базу, осуществлять контроль за использованием инвестиций, обеспечивать юридическую поддержку проекта на этапе запуска и регистрации организации. Одним из примеров создания таких центров стало открытие Московского городского центра инноваций и высоких технологий.
В настоящее время некоторые колледжи уже фактически вышли на уровень учебно-деловых центров. Например, в колледжах №№11, 12, 26, 28, 30, 43 созданы условия, когда учащиеся, студенты и преподаватели получают всю необходимую организационно-управленческую и возможную материально-финансовую поддержу для реализации собственных предпринимательских проектов. Именно поэтому постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2007 года №108 Департаменту образования и Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства поручено открыть ресурсные центры в колледжах №№11 и 12.
Однако развитие системы предпринимательской подготовки учащейся молодежи сдерживается некоторыми проблемами, которые нужно решить.
Разработка содержания и форм организации программ предпринимательской подготовки как по профессиям и специальностям начального и среднего профессионального образования предпринимательского профиля, так и по иным программам профессионального образования, пока не соответствует потребностям экономики города в квалифицированных специалистах. Ощущается острая необходимость увеличения контингента обучающихся соответствующего профиля.
Наряду с подготовкой молодежи по программам начального и среднего профессионального образования важным средством решения проблемы кадрового обеспечения и развития малого предпринимательства становится организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого населения на базе учреждений профессионального образования. В настоящее время в большинстве колледжей работа в этом направлении либо не ведется (более половины колледжей не имеют лицензий на право реализации программ дополнительного профессионального образования и не ведут работу по их получению), либо ведется эпизодически и в ограниченных объемах. Организация работы колледжей по реализации программ дополнительного профессионального образования по направлениям малого бизнеса и предпринимательства – неотложная задача.
Элементы предпринимательской подготовки недостаточно активно внедряются в практику образовательной деятельности по профессиям и специальностям, напрямую не связанным со сферами малого бизнеса и услуг.
Острой проблемой остается неготовность педагогического корпуса к внедрению инновационных технологий, к проектированию и реализации продуктивных форм предпринимательской подготовки учащихся. Имеющийся опыт слабо внедряется в педагогическую практику. На протяжении 15 лет в системе образования ведется работа по предпринимательской подготовке молодежи, однако широкая педагогическая общественность недостаточно осведомлена об этом явлении. Необходимо широкомасштабное повышение квалификации инженерно-педагогических кадров по данному направлению.
Сегодня необходимы поддержка и сопровождение процессов запуска и реализации предпринимательских проектов. Если предпринимательский проект носит сугубо учебный характер и не имеет выхода в практику предпринимательской деятельности, то в скором времени сама идея предпринимательской подготовки молодежи становится иллюзорной и сугубо учебной. К сожалению, и в этом вопросе наши возможности имеют весьма ограниченный характер. Сегодня основными мероприятиями поддержки и сопровождения проектов стало финансирование деятельности их участников Фондом квотирования рабочих мест, предоставление субвенций Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства в размере до 250 тысяч рублей, а также участие колледжей и коммерческих предприятий, созданных при участии учебных заведений, в тендерах на получение городского заказа. Однако такая поддержка носит эпизодический характер и не стала пока системной. Мы совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства, к которому обратились с просьбой, пытаемся найти выход из создавшегося положения.
Назрела необходимость создания в системе Департамента образования специализированного учреждения, выполняющего функции поддержки и сопровождения предпринимательских проектов учащихся московских колледжей, – своеобразного бизнес-центра, в рамках которого в течение определенного периода (не более трех лет) предпринимательским проектам различной отраслевой направленности предоставлялись бы финансово-юридические услуги, помещения и необходимый набор оборудования.
Решение всех проблем позволит не только существенно увеличить объем и качество подготовки необходимых Москве специалистов сферы малого бизнеса, но и превратит подготовку молодежи к предпринимательской деятельности в мощный фактор развития самой системы начального и среднего профессионального образования столицы.
В системе Департамента образования в 2006-2007 учебном году разработана программа поддержки малого и среднего бизнеса. Для привлечения молодежи к предпринимательской деятельности в образовательных учреждениях НПО и СПО успешно внедряются различные по форме и содержанию направления предпринимательской подготовки студентов. Сегодня в Москве по специальностям и профессиям, непосредственно относящимся к сфере малого бизнеса и предпринимательства, ведется подготовка в 46 колледжах. Специализированные дисциплины «Основы предпринимательства», «Основы организации малого предприятия» включены в учебные планы большинства образовательных учреждений. Для популяризации предпринимательства в молодежной среде созданы 4 учебно-методических тематических видеофильма, с 2004 года по 2007 год выпущены 12 учебно-методических пособий. В целом с 1997 года в системе профессионального образования столицы в рамках развития предпринимательской подготовки было реализовано свыше 40 различных проектов, обеспечивавших впоследствии модернизацию ее материально-технической базы на сумму более миллиарда рублей.
Благодаря успешно внедряемой системе подготовки молодежи к предпринимательской деятельности несколько колледжей Москвы фактически вышли на уровень учебных деловых центров. В них созданы такие условия, что учащиеся и преподаватели получают всю необходимую организационно-управленческую и возможную материально-финансовую поддержку для реализации собственных предпринимательских проектов. Выпускники, прошедшие через систему подготовки к предпринимательской деятельности, уверенно строят свою профессиональную карьеру, открывают собственные фирмы и организации, эффективно реализуя на практике те проекты, которые затрагивают все стороны жизни города.
Сегодня иное значение приобретает учебно-производственная деятельность учреждений профессионального образования, с одной стороны, у них остается задача подготовки квалификационных рабочих и специалистов, с другой стороны, учащиеся должны уметь рождать предпринимательские идеи, организовывать собственное дело и привлекать средства на его реализацию. Развитие системы профессионального образования напрямую зависит от успешного внедрения программ по подготовке молодежи к предпринимательской деятельности.
Особое место в системе предпринимательской подготовки молодежи занимает проводимый в течение 10 лет конкурс предпринимательских проектов учащейся и студенческой молодежи, организацию которого осуществляют совместно Департамент образования и Департамент поддержки и развития малого предпринимательства. Ежегодно в конкурсе участвуют более 100 проектных групп с общим числом участников до 7000 человек из учреждений НПО и СПО. Проектные группы, вышедшие в финал конкурса, получают организационно-управленческую и финансовую поддержку в реализации проектов на практике. Завершающим этапом конкурса «Лучший предпринимательский проект учащейся и студенческой молодежи Москвы» становится Всероссийский бизнес-фестиваль имени Быкова, в рамках которого проекты и участники команд, которые их представляют, проходят испытание на прочность. Традиционно делегации Москвы наиболее многочисленные, ежегодно в бизнес-фестивале принимают участие более 12 учащихся и студентов из учреждений столичного профессионального образования. За время проведения бизнес-фестивалей и профильных смен в них приняли участие более 2000 молодых москвичей, более 40 проектов стали лауреатами фестиваля.
В 2006 году 10 победителей конкурса получили премии для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
В рамках бизнес-фестиваля проводятся курсы повышения квалификации педагогов – организаторов предпринимательской подготовки молодежи совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Федеральным детским оздоровительно-образовательным центром «Смена». Эти курсы способствуют выявлению творчески работающих преподавателей и организаторов предпринимательской подготовки молодежи, повышению их квалификации в области организации и управления проектно-практической деятельностью учащихся.
Комментарии