search
main
0

В любви и согласии. Супруги Капраловы совместили семью и школу

Леонид и Татьяна КАПРАЛОВЫ, учителя изо и технологии чебоксарской школы №61, вызывают уважение и восхищение многих коллег и знакомых. Не только потому, что им удалось сохранить взаимное чувство на протяжении долгих лет совместной жизни. Еще и потому, что у Капраловых пять дочерей. Умных, талантливых, красивых и воспитанных.

Старшей Ане уже 20 лет, она учится на факультете международных отношений в Нижегородском государственном лингвистическом университете имени Добролюбова. Конкурс туда из года в год огромный, но Ане, отличнице в маму и папу, удалось поступить на бюджетное место. Младшей Машеньке,  всеобщей любимице,  всего три года. Средние дочери – Лиза, Катя и Ася – учатся в школе. Они тоже очень старательные и способные,  с честью носят свою фамилию. Десятиклассница Лиза мечтает стать хирургом и уже вовсю готовится к поступлению в медицинский. Пятиклассница Катя планирует, став взрослой, лечить зверей и работать в зоопарке, а первоклассница Анастасия хочет стать балериной. Старшие девочки уже окончили художественную и музыкальную школы, Катя и Ася еще учатся – времени и сил хватает у них и на музыку, и на живопись. Считается, что работа в школе плохо совмещается с большой семьей. И действительно, в наших школах немного найдется многодетных учителей. А тут педагогами работают и мама, и папа. Выходит, семья Капраловых – редкость несомненная. Татьяна и Леонид познакомились еще в педагогическом институте. Оба они поступили на художественно-графический факультет. Теперь институт называется университетом и носит имя Яковлева, но и сейчас, так же как и раньше, легендарный худграф остается одним из самых престижных факультетов. Поступить туда могут лишь самые талантливые выпускники. Татьяна (в то время Зарубина) и Леонид были именно такими. Оба с отличием окончили художественные школы в разных городах Чувашии. Татьяна хотела стать педагогом, учить детей рисовать. Леонид тоже был не прочь работать в школе, причем в сельской, но в то же время не оставлял мечты стать большим художником,  продолжить свое образование в Академии ваяния и зодчества в Санкт-Петербурге. Будучи студентами старшего курса, Татьяна и Леонид создали семью, и планы пришлось скорректировать. На счастье молодых супругов, в 1992 году в Чебоксарах открылась новая школа, 61-я – одна из самых крупных в Чувашии: в ней учатся 1620 учащихся и работают 134 педагога. На базе этого учебного заведения дети могут получить среднее, художественное и музыкальное образование. В 1992 году это было настоящим прорывом в педагогике.На первых порах пришлось непросто. Школа была только построена, косметический ремонт не был доведен до конца, поэтому молодым педагогам изо и технологии больше, чем остальным предметникам, приходилось после занятий заниматься благоустройством здания. Кроме того, для проведения уроков технологии и рисования не хватало специального оборудования.Зато у Татьяны и Леонида не было проблем в общении с учащимися. Контакт с детьми молодым педагогам удавалось устанавливать сразу. Дети вообще любят молодых учителей, так как нет большой дистанции в возрасте, есть взаимные интересы и общие увлечения – спорт, искусство, музыка. Конечно, трудности иногда возникали, но небольшие и решаемые – педагогический опыт оттачивался на практике.Мыслей о большой семье у Капраловых поначалу не было. Родилась Аня, через некоторое время Лиза, и можно было бы супругам считать тему закрытой. Так поступают большинство наших сограждан. Но у Капраловых все сложилось иначе. Решение было обоюдным. Многое в их взглядах на семью совпало. Леонид вырос в большой семье: у них было 7 детей, и они росли очень дружными. Он и сейчас любит своих братьев и сестер, дорожит ими. Именно поэтому он сам хотел большую семью. Татьяна же, наоборот, была единственным ребенком у родителей и всегда мечтала о брате или сестре. Ей хотелось, чтобы детям не было одиноко, как ей в свое время.- Но все-таки это трудно, согласитесь? – уточняю у Татьяны. – Дело даже не в материальной нагрузке. Большая семья требует немалых физических сил, эмоционального напряжения, душевного труда. Как совмещать семью с работой в школе, тоже очень напряженной? – Да, все это непросто, если большая семья и школа сосуществуют параллельно друг другу. Но мы все, кроме младшей Машеньки, работаем и учимся в одной школе. Мы не расстаемся надолго, и дети растут у нас на глазах. После уроков девочки посещают художественную и музыкальную школы, находящиеся в здании нашей же школы, поскольку являются ее структурными подразделениями. Это дает не только нам, но и всем родителям возможность развивать детей без лишних финансовых и временных затрат. У нас и девочек общие знакомые, общие друзья, общая цель,  все это ведет к взаимопроникновению семьи и школы,  в нашем случае они совершенно совместимы и неотделимы друг от друга.- Вы, наверное, приносите домой школьные проблемы и обсуждаете их сообща?- Конечно, но зачастую лучше решить сложный вопрос в кругу семьи, чем выносить на суд педколлектива. Капраловы долгое время ютились в двухкомнатной квартире и лишь в 2011 году, пройдя кучу бюрократических операций в различных инстанциях, простояв в многочисленных очередях, получили трехкомнатную. Далеко не новую, требующую капитального ремонта, но все равно были ей несказанно рады. Дело мастера боится – эта поговорка тут как раз кстати. В течение двух лет Леонид и Татьяна с помощью родных полностью обустроили свое новое жилище – преобразили его до неузнаваемости. Пространство делится поровну. Одна комната – родительская. Здесь же пока живет Машенька. Вторая комната – детская,  здесь Катя и Ася, третья – гостиная. Здесь живут старшая Лиза и Аня, которая приезжает домой только на каникулы. Комнаты достаточно просторные, места всем хватает, тем более что все девочки с детства умеют поддерживать чистоту и наводить порядок в своих вещах. Я спросила Татьяну и Леонида, что им удается лучше – семейная или школьная педагогика?- В семейной педагогике ответственности больше: что посеешь, то и пожнешь. В семейном воспитании нет программы, утвержденной Министерством образования. Школьная педагогика намного проще и соответственно удается лучше, – такой я получила ответ, но в нем усомнилась. Мне кажется, что и семейная педагогика у Капраловых на высоте, для многих родителей – недосягаемой. Со стороны, наверное, виднее. И все-таки последнее слово за детьми. Их взгляд часто бывает самым честным, объективным и беспристрастным. Я решила спросить Аню, хочет ли она повторить опыт своих родителей?- Мой идеал – трое детей. К нему и буду стремиться в будущем, – призналась девушка. – Но пока в моих ближайших планах успешно окончить университет, найти интересную и стабильную работу, увидеть мир. АнонсСемью Бориса и Лены Никитиных, скромных учителя и библиотекаря, когда-то знала вся страна. Еще бы: их семеро детей бегали босиком по снегу, их личные спортивные достижения были сопоставимы с результатами олимпийских чемпионов, а интеллектуальное развитие позволяло им перепрыгивать сразу несколько классов школы. Что с ними стало сейчас? Воспитывают ли они своих детей и внуков по родительской методике? Что могут посоветовать современным мамам и папам? Об этом читайте в рубтике «Родительская газета» в одном из следующих номеров. Чебоксары – Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте