Было время, когда в Волгоградской области (как, впрочем, и повсюду сейчас) резко сократилось количество учителей-мужчин. Возникла идея создать отдельную группу ребят, подготовить ее, дать образование в педагогическом институте. Но эту группу надо было где-то пристроить. А следовательно, дать жилье и другое. Это привело к идее школы-интерната. Федор Федорович Слипченко, директор Волгоградского мужского педагогического лицея, предложил тогда создать отдельное образовательное учреждение типа Царскосельского лицея. «Учитель в наших казачьих краях – это элита, – поясняет он мне. – Бородатые казаки перед учителем шапку снимали, потому что он казачат учит письмо со службы написать своим родителям! Он несет образование и культуру. Не бойтесь слова «элита», не бойтесь слова «лицей».
Федору Слипченко возражали:
– После войны уже были мужские и женские школы. Это разделение себя не оправдало.
– Да, но нужно создавать школу по направлению, – отвечал он, – по интересу. И тогда все удастся.
Закончилось наконец тем, что Слипченко дали добро разрабатывать лицей, которым он руководит и по сей день, несмотря на свои 83 года. Лицей был открыт двадцать лет назад, 1 сентября. До сих пор в России не создано второго подобного лицея, который бы обучал и готовил учителей сельских школ.
– Англичане хотели повторить, – рассказывает, улыбаясь, Федор Федорович, – даже взяли расписку, что, мол, наш опыт не будет считаться плагиатом. Я дал. Но ничего у них так и не вышло…
Сегодня с уверенностью можно сказать, что Мужской педагогический лицей востребован, имеет авторитет. В нем работают педагогами его бывшие выпускники. Федор Слипченко создал и сплотил коллектив единомышленников, способных поддержать и продолжить его дело.
– Образовательная школа дает определенный уровень знаний по учебным предметам, – продолжает свой рассказ директор. – И педагогический коллектив считает свою миссию завершенной. Дали хорошие знания хорошим ученикам. От этого не надо уходить. Мы стараемся не только дать знания, но и учим, как их добыть. Главная наша цель – формирование личности будущего учителя сельской школы, воспитание сельского жителя. Крестьянина. Хозяина земли. Это элемент исключительной важности. Трудовая деятельность в лицее имеет три направления. Первая – учебная. Наш учебный план – авторский, и все, что здесь есть, начиная от забора, имеет авторство. Когда меня сюда перевели, в совершенно разваленную усадьбу, я начал с того, что поставил забор. Вот это мое. А дальше – не мое. Десять метров от забора подметай, дальше – нет. И так далее. Учебный план лицея включает общеобразовательные, специальные предметы, модульные направления по профессиям и «Мир моих увлечений». Все виды деятельности ставят задачей не только научить человека, но и научить его тому, чтобы он умел свои знания и умения передать другому человеку. У нас есть хор. Человек, который пришел туда, должен не только научиться петь, но, кроме того, уметь научить петь других людей. У нас есть свое хозяйство. Мы обрабатываем около 3000 гектаров пахотной земли. В городской черте – два гектара овощеводческих плантаций. Есть сад. Трудовая деятельность и учебная сочетаются вместе плюс обслуживающий труд. Мы чисто одеваемся. Четко за этим следим. У нас есть парадная форма, рабочая камуфляжная форма, спортивная форма. Свои виды головных уборов. Все это четко отслеживается. Наши ребята – народ дисциплинированный. Когда они приезжают в свои школы, за ними мальчишки гурьбой бегают. У нас нет проблем с поступлением, даже есть конкурс.
– Что необходимо, чтобы поступить в лицей?
– Прежде всего человек должен иметь желание. У нас обучаются юноши из сельских районов области с 8-го по 12-й класс – пять лет. Второе требование – здоровье. У нас действительно серьезная физическая нагрузка, кроме интеллектуальной. Шесть часов физической культуры плюс строевая подготовка. Мы уделяем серьезное внимание военному делу. Ныне объявлено, что срок службы в армии будет один год. Да за год человек портянку не научится заматывать! Шесть месяцев длился курс молодого бойца. А ведь еще надо освоить воинскую специальность… В учебный план мы ввели краеведение. «Любить Отечество» – избитая фраза. Но чтобы любить, надо знать, а чтобы знать, надо видеть. Область наша большая, даже по природным условиям она разная. Ее надо проехать и посмотреть, и тогда ты сможешь сказать, что любишь свое Отечество. Мы ввели в учебный план экспедицию по России. Проезжаем около восьми тысяч километров начиная от Волгограда и заканчивая Севером, где полуостров Рыбачий. Среди атомных подводных лодок есть одна, которая носит имя «Волгоград». Мы бывали на Соловецких островах. Определили, где был освящен Андреевский флаг. Суть системы Слипченко – умение познавать и умение передать свои знания людям. Содержание лицейского образования обеспечивает возрождение социальной категории «народных учителей», которые своим примером, образом жизни призваны способствовать повышению культурно-интеллектуального уровня села.
Для одиннадцатых классов летом у нас проводятся военные сборы. Мы составили свою программу по начальной военной подготовке. По всем своим направлениям она соответствует высшему военному училищу. Более 100 часов военной подготовки в год с восьмого класса. Ребята учатся в лицее пять лет. Плюс военные сборы. Обучение у нас можно приравнять к военному училищу с выдачей соответствующего диплома. Но мы разумно сочетаем и школьную систему, и военные элементы. У нас все-таки не солдаты, а мальчишки. В наших планах – подготовка учителей военного дела. Если уж сокращать до года воинскую службу, необходимо проводить хорошую допризывную подготовку. Кто ею будет заниматься? Офицеры запаса? Но их никто не заставит идти работать в школу, они теперь обычные граждане. Необходима специальность «Организатор воспитательной, допризывной и физкультурно-оздоровительной деятельности». Мой лицеист сможет работать по трем этим направлениям, получив удостоверение. Парни, которых подготовит выпускник лицея, придут в армию – им только оружие дай! И это не я выдумал. Когда в семнадцать лет я встал в строй, я уже все умел. Но тогда, накануне войны, всем этим занимались военкоматы.
…Особая гордость лицея – его музей. Он посвящен истории строительства тракторного завода, который одним из первых принял на себя удар фашистских войск, самой Сталинградской битве. В музее хранятся личные вещи Никиты Сергеевича Хрущева (его шинель и мундир), а также других участников этого длительного кровопролитного сражения. Здесь же можно посетить мемориальную комнату маршала Василия Чуйкова. Создана диорама «Героическая оборона Сталинграда на тракторозаводских рубежах» – огромное живописное полотно, на котором изображены эпизоды боев за город. Когда лицеисты едут в экспедицию, везут с собой Факел победы, зажженный от огня Мамаева кургана, сопровождают его, торжественно передают: факел есть в городах-героях, в Днепродзержинске, в Крыму, в других местах.
– Мы это делаем, потому что мы находимся на клочке нашей сталинградской земли, – поясняет Федор Слипченко. – Именно здесь, на тракторозаводской земле, началась битва за город. Мы говорим лицеистам: ты живешь и трудишься на героической земле Сталинграда. И этот героизм ты должен нести по своей жизни постоянно. Историко-патриотическая работа состоит не только в том, чтобы знать, какие тут войска воевали, ее смысл – в формировании сознания, морали и этики человека.
Из досье «УГ»
Генеральный директор Волгоградского мужского педагогического лицея Федор Слипченко – народный учитель СССР, заслуженный учитель школы РСФСР, кандидат педагогических наук, почетный член Петровской академии наук и искусств, почетный гражданин Волгограда, почетный гражданин Серебрянопрудского района Московской области, почетный гражданин города Орехов Запорожской области (Украина). Возглавляемый им лицей – финалист Всероссийского конкурса «Лучшие школы России-2005».
Комментарии