Круговой опрос известен еще со времен древнегреческих форумов. Упоминается он и в мифах – вспомните круглый стол короля Артура в замке Камелот. Его и сейчас довольно часто используют, в основном на психологических группах. Правда, теперь пришлось эту форму работы немножко изменить и привнести туда парочку обязательных «игровых» правил.
Внешне это выглядит так: стулья учеников и стул учителя расставляют по кругу, все садятся. Составляется последовательный список сидящих. Затем учитель задает вопрос, и все по порядку (включая самого учителя) начинают на него отвечать. Вопрос должен быть достаточно широким, по нескольким параграфам или по разделу. Отвечать обязательно всем, при ответе можно пользоваться учебником или карточками, но повторяться и повторять при этом ответы предыдущих участников нельзя.
Таким образом, ученикам нужно заранее готовить ответ (или даже несколько его вариантов), слушать одноклассников, чтобы не дублировать их, отвечать правильно по теме, искать дополнительные аргументы, примеры, логические ходы. Верный, отвечающий правилам ответ фиксируется в списке плюсиком, неверный, повторяющийся, также выслушивается, но оценивается минусом, как и отсутствие ответа, поскольку демонстрирует неумение слушать и слышать.
О списке вопросов, как и о самом круге, учеников извещают заранее.
Пример вопроса: «Что мы знаем об имени существительном?».
«Отвечать с учебником? Легко!» – скажут некоторые. Если в классе двадцать человек, то да, легко. Но вот круг ответов доходит до учителя, тот говорит свой вариант ответа… и процесс продолжается.
Таких кругов может быть несколько – пять, семь и даже более, пока не закончатся ответы у самого педагога. Кстати, уже на втором круге оказывается, что определений в учебнике не так уж и много, даже если шерстить книгу вдоль и поперек.
Еще одно правило касается использования однотипных ответов. Когда звучит ответ, который неоднократно может быть продублирован, например: «Стол – это имя существительное, так как обозначает предмет», – учитель говорит о том, что ответ принят, но больше ответы подобного рода приняты не будут. Иначе можно неоднократно услышать, что «раздел об именах существительных начинается с 28-й страницы» и т. д.
Когда процент постоянно отвечающих уменьшается до 3‑4 человек, опрос можно остановить, добавить объяснения, уточнить, какие еще ответы не были услышаны. Учимся искать, находить, совмещать, определять, не забывая при этом слышать друг друга. В идеале желательно заранее составлять графу ответов и вычеркивать озвученные по ходу дела. До этого ученики додумываются сами в старших классах.
Так, по «Евгению Онегину» в классе с 25 учениками мы однажды обсудили целых 17 полноценных кругов без единого минуса. Закончить обсуждение тогда помешала нехватка времени.
В итоге количество ответов каждого подсчитывается, выставляются оценки. Можно с удовольствием поставить оценку и себе – тоже ведь отвечал наравне со всеми!
Александр ЦЫГАНОВ, учитель русского языка и литературы ульяновской школы №55 с изучением культур народов Поволжья, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019
Комментарии