search
main
0

В компании с себе подобными

Дети и животные. Животные и мы. Мы и дети. Треугольник, три стороны которого неотделимы, пожалуй, еще со времен неолита. Однако в последние времена наше, взрослых, отношение к животным оставляет желать лучшего (как, впрочем, и

к детям, да потому что все взаимосвязано). Вот почему в сегодняшнем “Ладе” – биолог, многодетный родитель и ребенок. Каждый – со своим взглядом на животных. Кто где? Мы полагаем, прочитав, вы сами поймете это…

Kогда дети начинают рисовать, то пытаются выводить каракули сначала в виде силуэтов животных, которые их интересуют гораздо больше, чем себе подобные. Так о детском рисунке сказал С.Рейнак в своем “Аполлоне” – по-моему, до сих пор не превзойденном очерке истории искусств. Детской психологией Рейнак вряд ли специально занимался, но острый глаз искусствоведа промахов не делает. Я много раз замечал, что, например, мои дети сначала, конечно, больше интересуются животными, чем людьми (кроме мамы). Почему? Почему рисуют в основном животных, почему любимое чтение – про животных? Во всех же сказках люди специально переделаны в животных, чтобы им угодить. А Маугли? А Тарзан? (Отсюда урок: сказки детям перед сном хорошо придумывать про животных).

Рейнак употребил словосочетание “себе подобные”. В обычном понимании это люди, но на самом деле – ребенку кто подобен? Домашнее животное, которое, как и он, говорит не так много, так же подчиненно и которому человеческий “взрослый” мир так же неудобен. Ну представьте на минуту, что все кресла и стулья увеличились в два раза так, что на них приходится влезать, все ручки поднялись на высоту два метра, а выключатели подпрыгнули до потолка. Удобно? А у них все время так.

Почему бы, например, перед выключателем в ванной комнате не сделать ступеньку из двух досочек, чтобы малышу было удобнее? Но кто из нас пошевелился? Вот и возят из комнаты в коридор стулья, а мы еще и сердимся, когда натыкаемся впотьмах – ну кто тут стулья наставил?

С детьми животные тоже общаются не так, как с нами. Тоже чувствуют равных. И между ними и детьми рождается подчас взаимопонимание, весьма удивительное для нас. Моя пятилетняя Симуха играла на кухне, рисовала что-то. В другом конце кухни сидела Кошка, поджав хвост. Просто сидела и уже носом клевала. Сима кончила рисовать, поднялась и сказала: “Кошка, пошли играть”. И пошла из кухни, не оглядываясь. Кошка встала и пошла за ней. Кому-то это может показаться неудивительным. Но мне кажется, ну как это объяснить рефлексами?

Как и мы, ребенок нуждается в друге. Нуждается не только в заботе о себе, но и в том, чтобы самому о ком-то заботиться. Потому-то в семье и должны жить домашние животные, что лишенному возможности проявить заботу и жалость о друге в раннем детстве, ему, будущему взрослому, потом гораздо труднее будет научиться заботиться о ком-то еще. Убежден, что множество наших бед корнем своим имеют недооценку роли в воспитании наших детей домашних животных: собак и кошек, хомячков и рыбок, попугайчиков и черепах… Они – не нахлебники, а педагоги.

Ведь без домашнего животного один ребенок в доме, как в клетке – один. Это и есть депривация – что же еще?

Евгений Глебов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте