В Законодательном Собрании Республики Карелия прошло совещание, посвященное семейному обучению. Этой встречи местные родители добились с помощью президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, члены которого посетили Петрозаводск зимой.
Родители надеялись, что получат конкретные ответы на вопросы. Однако, несмотря на то, что по части заданных вопросов ответы были даны, встреча, вероятно, не вызвала удовлетворения ни одной из сторон сторон. Представители власти были явно не в восторге от того, что родители готовы требовать своих прав на реализацию семейного обучения, мамы – от тональности встречи, неполных ответов и домыслов чиновников в отношении семей, которые выбрали обучение вне школы. Не понравилось мамам и то, что их пытались если не напугать, то проявить чрезмерную, на их взгляд, заботу о том, что дети не пройдут аттестацию – промежуточную или итоговую после обучения дома.
– На каком основании сделаны такие выводы? – спрашивает Алина Богатырева, мама троих детей, один из которых – первоклассник Петрозаводска на семейной форме обучения. – Наш выбор вполне осмысленный и обоснованный, мы не просто так к нему пришли. У нас есть право так обучать своих детей, мы хотим, чтобы оно было реализовано и для этого были созданы условия.
Создавать условия, по мнению первого замминистра образования Татьяны Васильевой, надобности не было, поскольку, по ее информации, и обращений в министерство образования Карелии до этой встречи тоже не поступало. Правда, сама же Татьяна Владимировна уточнила, что по оперативной информации в Петрозаводске на семейной форме обучения в 2016 году числились 83 ученика, 20 из которых уже или выпустились, или вернулись в школу. Также учатся дома еще около 20 человек из районов Карелии. То есть в целом по республике порядка ста карельских школьников находятся на семейной форме обучения.
Заметим, что в Карелии работают 217 школ, 118 из них – сельские. Всего в регионе обучается 68 тысяч школьников. Так что проблема с правом выбора формы обучения для республики, действительно, не первоочередная. Но все же, выбирая данную форму, многие родители сталкиваются со сложностями. Одна из них связана с недостаточно ясно и доступно представленной информацией.
– Никаких документов мне не удалось найти ни на сайте Министерства образования Карелии, ни администрации города, – констатировала Ирина Власова, сотрудник Петрозаводского госуниверситета, мама третьеклассника, который учится дома. – Я как представитель высшей школы понимаю, что моего ребенка должны аттестовать, он должен получить и промежуточные итоги аттестации – отметки за четверти, но совершенно неясно, как должен быть построен этот процесс, к кому обращаться с этим вопросом в администрации города. Не единожды я звонила и разговаривала с сотрудниками Управления образования Петрозаводска, но специалисты, курирующие этот вопрос, меняются, а информации нужной так и не получить.
Петрозаводчанка Ирина Пешкова рассказала о том, что ей довелось обзвонить несколько школ города в центре, чтобы узнать, как они относятся к перспективе семейного обучения.
– Скажу честно, даже если директор согласен, то его заместитель по начальной школе обычно подобное предложение принимает в штыки. Нам не отказали только в лицее №13 – директор согласилась попробовать. Кроме перечисленных сложностей, существуют и еще: покупка учебников, оформление справок для покупки проездного или железнодорожного билета со скидкой. Если ребенок учится дома и прикрепляется к школе лишь на время аттестации, то учебное заведение отказывает родителям в выписке такого документа. И самый основной вопрос – это финансирование. Нынешний закон об образовании не прописывает четко, должны ли родители получать компенсацию за то, что их дети учатся дома или же нет. По опыту регионов РФ известно, что многодетным родителям приходилось через суд отстаивать свое право на получение компенсации, а в дотационных субъектах местные власти никаких компенсаций папам и мамам учеников на семейной форме обучения не выделяют вовсе.
Но родители, которым намекнули, что вопрос денег для них первостепенен, спрашивали не только о себе, но и об учителях, которые за работу с учеником, приходящим на аттестацию, получают копейки или вовсе не имеют ничего. Каким же будет отношение педагога к подобному новшеству, если ребенок становится в этом случае балластом для школы, к которой прикрепляется лишь на время?
Несколько раз мамам давали понять, что дети могут вернуться в любой момент в школу. Подчеркивалась также, что внимание к успехам ребят и сложностям в процессе обучения не праздное — важно, чтобы в дальнейшем ребенок сумел пройти государственную итоговую аттестацию и продолжить дальнейшее получение образования. Если аттестация не пройдена, то ребенок автоматически возвращается в школу для повторного освоения программы. Пока родителям неясно, где и в каких условиях их дети будут проходить итоговую аттестацию за этот год. Одно из предложений Управления образования Петрозаводска — аттестовать детей через специальную комиссию, которая проверит уровень знаний первоклассников. Родителям же показалось странным такое предложение для детей, которые школу не посещали. Им бы хотелось, чтобы с учениками работал педагог и школа, к которым их прикрепили на все время обучения.
Вопросы заданы. Чиновники заверили, что требование родителей о разработке локального нормативного акта о получении общего образования в форме семейного образования и самообразования, услышано. Документ планируют создавать два месяца. Об этом заявил начальник правового управления Никита Савинов. Он же уточнил, что рекомендации Министерства образования и науки РФ об организации семейного обучения в регионах носят лишь рекомендательный характер. Так что каким будет региональный документ, станет известно в мае.
Фото автора
Комментарии