search
main
0

В Калужской области перейдут на контрактно-целевую систему подготовки педкадров

Вопрос развития кадрового потенциала системы общего образования относится к разряду ключевых для развития всей системы общего образования. Задача модернизации региональной системы образования не может быть успешно решенной без проведения кадровой политики, адекватной целям модернизации.

Всего в 2011 году в Калужской области было подготовлено 903 педагога по разным специальностям. В текущем году этот показатель уменьшится и предположительно составит 7 человек.

Она заключается в том, чтобы подготовить всех учителей к эффективному обучению детей в ХХI веке. Для этого нам необходимо переосмыслить подходы к решению многих вопросов: как выстроить систему подготовки и подбора кадров для системы школьного образования, каким должно быть образование, которое получают будущие педагоги, как оптимизировать систему комплектования контингента школьных учителей, как сделать эффективными системы повышения квалификации и поддержки кадров, как усовершенствовать систему оплаты труда и принципы стимулирования, как помогать учителям, столкнувшимися с трудностями в работе, их преодолеть, и другие. При этом мы должны понимать всю важность успешного и скорейшего решения данных проблем, поскольку именно учителям принадлежит главная роль не только в повышении качества школьного образования, но и в реализации задач его успешной модернизации, поскольку известно, что никакие реформы, проводимые сверху, не смогут побудить учителей изменить методы работы. Это могут сделать лишь сами учителя, если возьмут на себя ответственность за улучшение качества образования как специалисты.

Сначала приведем немного статистической информации, характеризующей сегодняшнее состояние кадрового потенциала системы общего образования региона. На начало 2011/2012 учебного года в учреждениях Калужской области, реализующих программы общего образования, работали 7083 учителя, из них 4307 (60,8%) – в городской местности и 2776 (39,2%) в сельской. По сравнению с 2010/2011 учебным годом (работало 7244 учителя) отмечается снижение количества учителей на 2%.

Подавляющее большинство учителей, конечно, составляют женщины – 6251 (88,5%), тогда как мужчин- 832 человека (11,5%). Сравнение этих данных с аналогичными данными за 2010/2011 учебный год показывает, что снижение на 2% (161 человек) общего числа учителей связано в основном с уменьшением количества педагогов-мужчин (142 человека).

Возрастной состав школьных учителей выглядит следующим образом: основную долю (4089 человек или 57,7%) составляют педагогические работники в возрасте от 35 до 55 лет, 27,6% — доля учителей пенсионного возраста (1957 человек), 14,6% составляют учителя в возрасте до 35 лет (1037 человек).

Анализ возрастного состава учителей в разрезе преподаваемых ими предметов показывает, что по большинству предметов возрастная статистика практически совпадает с представленной выше. Большая доля учителей-предметников в возрасте до 35 лет приходится на учителей английского языка (18%), русского языка и литературы (14%), физической культуры (12%), меньшая — на учителей французского языка (0,4%), основ безопасности жизнедеятельности (1,6%), музыки (1,9%). Максимальную долю учителей-предметников пенсионного возраста составляют учителя русского языка и литературы (19%) и математики (17%), минимальную — учителя французского языка (0,4%) и информатики (1,3%).

На начало прошедшего учебного года количество обучающихся на одного педагогического работника в государственных и муниципальных учреждениях, реализующих программы общего образования, в среднем составило 12 человек, в том числе в городских поселениях – 15,8, в сельской местности – 6,2. По сравнению с предыдущим учебным годом среднее количество обучающихся на одного педагогического работника увеличилось на 2%, что обусловлено уменьшением количества педагогических работников при незначительном увеличении общего числа обучающихся.

Наблюдается устойчивый рост доли педагогических работников общеобразовательных учреждений с высшим образованием: на начало 2011/2012 учебного года в школах области трудятся 5927 учителей с высшим образованием, со средним профессиональным образованием — 1069, с начальным профессиональным — 41 и со средним (полным) общим образованием — 46 учителей.

В системе управления персоналом важное место занимает вопрос профессионального развития кадров. Одним из условий, мотивирующих профессиональный рост педагогических работников, является их аттестация.

Как известно, проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений относится теперь к полномочиям субъекта Российской Федерации. Эту работу проводит Главная аттестационная комиссия по аттестации педагогических работников образовательных учреждений Калужской области (далее – ГАК), созданная при министерстве образования и науки Калужской области. Основными принципами аттестации являются: коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективно отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

По состоянию на начало 2011/2012 учебного года в общеобразовательных учреждениях Калужской области работали 2106 учителей с высшей квалификационной категорией (29,7%), 2849 (40,2%) — с первой квалификационной категорией, 896 учителей (12,6%) — со второй, без категории — 1232 учителей (17,4%).

Как известно, приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209 утвержден новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, он введен в действие с 1 января 2011 года. Им предусмотрено два вида аттестации: обязательная и добровольная. Обязательная аттестация проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий, с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности. Добровольная аттестация осуществляется по заявлению педагогического работника для установления уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории. За период с 1 сентября 2011 года по 1 мая 2012 года было аттестовано около 1200 учителей общеобразовательных учреждений.

Для решения задач повышения уровня кадрового потенциала системы общего образования, учебно – методического обеспечения процессов модернизации системы образования в нашей области действует система дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования.

Прошедший год был отмечен очень активной работой в данном направлении: повышение квалификации работников образования проводилось в форме курсов, семинаров, круглых столов, научно-практических конференций, консультаций, оказания методической помощи. Обучение прошли порядка 2,4 тысячи педагогических работников области. Было обучено 173 руководителя общеобразовательных учреждений области, в том числе:

23 директора общеобразовательных учреждений Калужской области с 27 ноября по 3 декабря 2011 года прошли стажировку в университете г. Ювяскюля (Финляндия) по программе повышения квалификации «Лидерство в управлении общеобразовательными учреждениями и разработка учебных программ».

50 директоров общеобразовательных учреждений Калужской области прошли профессиональную переподготовку в объеме 524 часов по программе «Управление образованием» (специализация «Менеджмент в образовании»).

100 директоров общеобразовательных учреждений Калужской области повысили квалификацию по программе «Новые финансово-экономические механизмы в образовании, обеспечивающие реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов: модели финансирования, система оплаты труда, автономия» по договору с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Подобную схему повышения квалификации руководителей мы применили впервые в рамках реализации проекта модернизации региональной системы образования. Мы очень надеемся на результат и ожидаем перехода количества в качество. В 2012 году планируем обучить 165 директоров общеобразовательных учреждений.

Для решения данной задачи предлагается реализовать трехуровневую модель подготовки руководящего состава общеобразовательных учреждений области.

1 уровень – повышение квалификации по программе «Новые финансово-экономические механизмы в образовании, обеспечивающие реализацию федеральных государственных стандартов: модели финансирования, система оплаты труда, автономия» – 100 чел;

2 уровень – профессиональная переподготовка по программе «Управление образованием» (специализация «Менеджмент в образовании») – 40 чел;

3 уровень – зарубежная стажировка – 25 чел.

Считаем, что данная модель подготовки руководящего состава создает непрерывную «линию» развития управленческой квалификации руководителя образовательного учреждения. Предложенная модель, построенная на основе лучших образцов международного опыта бизнес – образования и современных подходов к обучению управлению, а также с учетом постоянно происходящих в системе образования изменений, обеспечивает качественную поддержку деятельности менеджера-руководителя в современных условиях.

Нам необходимо создать условия для того, чтобы учителя учились бы и друг у друга. Общепризнано, что хороших учителей могут воспитать только хорошие учителя. Для этого нам необходимо возродить в каждом общеобразовательном учреждении систему наставничества. В школах должна поддерживаться культура наставничества и развития: руководители школ должны уделять больше времени посещению уроков, распространению передового опыта и наставничеству. Может быть, стоит продумать такую систему работы, при которой опытным учителям-пенсионерам давать меньше академической (учебной) нагрузки, направляя их на наставническую работу с молодыми, менее опытными педагогами, конечно, соответствующим образом оплачивая. Давайте подумаем.

В каждой школе и в районном масштабе необходимо создать условия для того, чтобы учителя учились друг у друга. Необходимо стимулировать взаимное посещение и обсуждение уроков, обсуждение поурочного планирования на методических объединениях. Необходимо создать в школах такую атмосферу, при которой совместное планирование, обсуждение педагогических проблем, педагогическое общение и взаимное наставничество стали бы нормальными и постоянными чертами школьной жизни. Такая обстановка помогает учителям постоянно развиваться путем обмена опытом и учебы друг у друга. Этому должна способствовать и деятельность предметных ассоциаций учителей. Необходимо кропотливо работать над созданием в школьном педагогическом коллективе культуры постоянного совершенствования.

Хотел бы отметить, что одного повышения квалификации как фактора профессионального развития педагогов явно недостаточно. Необходимо постоянно работать с учителями на уровне школы, методического объединения, муниципального образования, разъясняя им основные направления образовательной политики, сущность модернизации образования, ее цели. Без активного и охотного участия учителей, их вовлеченности в процессы обновления образования не стоит ожидать успеха реформ и модернизации. Шансы на успех реформы можно увеличить с помощью эффективного консультирования педагогов, разъяснения, обсуждения, создания благоприятного, творческого климата в коллективах, желания вести диалог, найти компромисс и- главное- путем вовлечения учительства в их планирование и осуществление.

Одной из самых острых проблем кадровой ситуации в системе общего образования является проблема укомплектованности штатов школ области. Недостаток квалифицированных педагогических кадров негативно влияет на результативность работы образовательных учреждений и системы в целом.

Анализ количества выпускников вузов и колледжей, получивших высшее или среднее профессиональное педагогическое образование, показывает, что в 2011 году:

Калужским государственным университетом им. К.Э. Циолковского подготовлено 743 специалиста по разным специальностям – из них трудоустроено в школы лишь 80 выпускников;

Педагогическим колледжем г. Калуги – подготовлено 46 педагогов, из них трудоустроено – 22;

Индустриально-педагогическим колледжем г. Мещовск – подготовлено 38 педагогов, из них трудоустроено – 3;

Кондровский колледж – подготовил 76 педагогов, из них трудоустроилось – 3.

Кировский колледж – подготовил 43 педагога, из них трудоустроилось – 7.

23 педагога, трудоустроенных в 2011 – 2012 учебном году получили педагогическую специальность в других регионах России (в основном Брянская и Смоленская область).

Всего в 2011 году в Калужской области было подготовлено 903 педагога по разным специальностям. В текущем году этот показатель уменьшится и предположительно составит 807 человек.

Как видим, несмотря на большое количество выпускников учреждений профессионального образования педагогических специальностей, анализ кадрового потенциала по состоянию на 01.06.2012 года с учетом обеспечения реализации различного уровня образования позволяет сделать вывод о том, что сегодня в Калужской области существуют вакансии педагогических должностей в:

1. Образовательных учреждениях (школа, детский сад, учреждения дополнительного образования, центр)

Воспитатель – 89 ед.,

Учитель иностранного языка – 29 ед.,

Учитель начальных классов – 31 ед.,

Учитель математики и информатики – 14 ед.,

Учитель физической культуры – 14 ед.,

Педагог – психолог – 21 ед.

Учитель музыки, ИЗО и черчения – 12 ед.

Учитель русского языка и литературы – 11 ед.,

Учитель истории, биологии и химии, географии и физики – по 7 ед.,

Учитель технологии и ОБЖ – 5 ед.

2. Учреждениях специального образования (школа – интернат, специализированная школа – интернат)

Учитель – 6 ед.,

Воспитатель – 2 ед.,

Социальный педагог – 1 ед.,

Педагог – организатор –1 ед.

3. Учреждения начального и среднего профессионального образования (училище, техникум, колледж)

Преподаватель общеобразовательных дисциплин – 9 ед.

Преподаватель специальных дисциплин – 16 ед.

Умение привлечь к учительской профессии подходящие кадры является решающим условием повышения качества обучения. Думаю, в самое ближайшее время стоит предпринять активные меры по сокращению набора абитуриентов на педагогические специальности, особенно в учреждения среднего профессионального образования, ликвидировав там заочные отделения. Кроме того, нам необходима реформа педагогического образования и системы рекрутинга выпускников школ для обучения по педагогическим специальностям. Понимаю, что в условиях одного, отдельно взятого региона при бездействии федерального центра сделать это будет сложно, но начинать движение в этом направлении пора.

Прежде всего, нам необходимо в самое ближайшее время сформировать систему прогнозирования потребностей системы образования в кадрах педагогических и прочих специальностей, хотя бы в среднесрочной перспективе. Затем, пора переходить на контрактно-целевую систему подготовки педагогических кадров в нашем госуниверситете, когда с потенциальным абитуриентом ( не случайным, изъявившим просто желание обучаться, а тщательно подобранным, хорошо смотивированным, с высокими академическими результатами по итогам школьного обучения) заключается трехсторонний договор ( абитуриент, госуниверсистет, министерство) на обучение с соответствующими условиями, главным из которых является необходимость последующей работы в школе по предложению министерства в течение ряда лет. При этом министерство образования и науки обязуется оплачивать его обучение, осуществлять стипендиальную поддержку в период обучения в университете и гарантирует его трудоустройство по выбранной специальности. Думаю, стоит внедрять механизмы конкурсного отбора как абитуриентов, так и выпускников. Детали следует обстоятельно отработать, но переходить на подобную систему необходимо уже со следующего года.

Далее, необходимо оптимизировать подготовку кадров для образования в наших педагогических колледжах, существенно сократив объемы подготовки кадров с начальным и средним профессиональным педагогическим образованием. Понятно, что в условиях нехватки кадров для образования, особенно воспитателей и учителей начальной школы, отказываться от подготовки педагогов со средним педобразованием было бы безумием, но их число необходимо постепенно сокращать. Думаю, что нам пора отказаться от подготовки педагогов со средним образованием на базе педколледжей по заочной форме обучения. Кроме того, стоит побуждать педагогов, не имеющих высшего образования, к повышению своего образовательного уровня. В школе должны трудиться люди с качественным высшим образованием.

Сама система подготовки педагогических кадров в учреждениях профессионального образования должна быть пересмотрена. Ее стоит ориентировать на практическую деятельность, сопровождать постоянной практикой в школах, я бы сказал, дуализировать. Педагогическое образование должно быть ориентировано на модель, в которой относительно меньшее внимание должно уделяться академической подготовке и большее- подготовке профессионалов в школьной среде с соответствующим балансом между теорией и практикой. Будущие учителя должны приходить в школьные классы на ранних этапах профессионального обучения, проводить там больше времени. И в процессе их подготовки им должна оказываться большая поддержка в данном направлении. Будущего педагога, помимо систематической практики, необходимо обучать исследовательским навыкам, нужным для систематического совершенствования практики. В любом случае, будущему педагогу необходимо дать такое образование, которое позволит ему стать инноватором и исследователем в сфере образования, а не просто исполнителем учебного плана.

Перед нашей системой образования стоит трудная задача- заинтересовать способных выпускников учреждений профессионального образования профессией учителя, и прежде всего в районах, испытывающих дефицит педагогических кадров.

На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях Калужской области существует 258 вакансии. При этом по сравнению с 2011 годом количество вакантных мест в общеобразовательных учреждениях области выросло. Если в 2011 году нам требовалось 36 воспитателей, то на сегодняшний день требуется 89 единиц, учителей начальных классов – на 14 единиц больше, учителей иностранного языка – на 4 единицы, учителей физической культуры требуется на 11 единиц больше, чем в 2011 году.

Мы понимаем, что проблема заключается не только в привлечении выпускников педагогических специальностей учреждений профобразования в школу, но и в их закреплении в профессии. Понятно, что их лучшие выпускники в силу малой привлекательности условий труда учителя не идут работать по специальности. У нас практически не происходит обновления педагогического корпуса. Доля учителей пенсионного возраста растет. Думаю, что одной из причин низкой сменяемости кадров является недостаточное пенсионное обеспечение педагогов. Сегодня доход пенсионера меньше дохода работающего учителя в 3-4 раза. При таких условиях учителя стремятся работать в школе «до последнего дня», препятствуя тем самым естественному обновлению кадров. При значительной доле учителей пенсионного возраста и крайне медленном обновлении кадрового состава педагогических работников вложения в их профессиональный рост не могут быть эффективными. Повышение уровня заработной платы учителей в такой ситуации будет способствовать консервации положения и не приведет к желаемому результату повышения качества образования в школе. Нужны стимулы, способные побудить педагогов пенсионного возраста, частично утративших способность обеспечивать необходимое качество преподавания, к уходу из системы. Необходимо продумать систему мер на региональном уровне, способствующую обновлению кадров отрасли.

Ключевым фактором, определяющим негативные тенденции, является низкая заработная плата педагогов. С сентября 2011 года в Калужской области фонд оплаты труда образовательных учреждений был увеличен на 40,8%. Средний уровень заработной платы учителей к концу 2011 года достиг уровня средней заработной платы по экономике региона и превысил ее. К сентябрю 2011 года средний размер заработной платы учителей области составил четырнадцать тысяч двести шестьдесят рублей 2 копейки (14260,02), к концу 2011 года средняя заработная плата составила двадцать две тысячи триста девяносто девять рублей восемьдесят одна копейка (22399,81), по состоянию на май 2012 года она составляет двадцать три тысячи шестьсот девяносто восемь рублей восемьдесят восемь копеек (23698,88) в месяц. Конечно, это существенный рывок, однако есть основания считать, что и данная мера, к сожалению, в силу указанных ранее причин, не позволит системно и в ожидаемые сроки решить проблему качества педагогического корпуса. Как показывает международный опыт и проводимые исследования, повышение уровня оплаты труда не приведет к немедленному повышению качества работы учителей, поскольку восстановление трудовой лояльности и овладение современными технологиями требует изменения сложившейся за многие десятилетия профессиональной и организационной культуры. В среднесрочной перспективе повышение заработной платы без решения проблем пенсионного обеспечения может привести к замедлению качественного обновления учительского корпуса.

Поэтому, важнейшим направлением нашей работы остается привлечение в школы молодых учителей. Более того, в этой сфере необходимы дополнительные и более результативные меры. Как известно, с целью усиления мер социальной поддержки молодых специалистов – педагогических работников и привлечения в школу молодых учителей постановлением Правительства Калужской области от 5 марта 2010 года № 70 «О единовременных выплатах молодым специалистам – педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений» установлены ежегодные единовременные выплаты молодым специалистам – педагогическим работникам.

Размер ежегодных единовременных выплат составляет:

– работающим в сельских поселениях – 30000 рублей, 40000 рублей и 50000 рублей в первый, второй и третий годы нахождения в реестре молодых специалистов соответственно;

– работающим в городских округах и городских поселениях – 20000 рублей, 30000 рублей и 40000 рублей в первый, второй и третий годы нахождения в реестре молодых специалистов соответственно.

Действие Постановления распространяется на молодых специалистов – педагогических работников, работающих в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях области и находящихся в реестре молодых специалистов в Калужской области.

За период с 1 сентября 2011 по 1 мая 2012 года ежегодными единовременными выплатами воспользовался 101 молодой специалист – педагогический работник, из них количество работающих в сельской местности составило 33 человека, в городских округах и городских поселениях – 68 человек. Размер выплат составил 3 млн. 490 тыс. рублей. В текущем году планируется увеличение количества молодых специалистов – педагогических работников, воспользовавшихся выплатами до 208 человек.

Должен констатировать, что подобные меры прямого материального стимулирования привлечения в отрасль молодых кадров пока не дают должного эффекта. По крайней мере, краткосрочного эффекта от подобных, очень необходимых мер пока не наблюдается.

Немаловажной темой является обеспечение кадров отрасли жильем. И здесь решением проблемы может стать действие программы ипотечного кредитования приобретения жилья педагогами. С целью оказания государственной поддержки отдельным категориям граждан при ипотечном жилищном кредитовании, а также во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1177 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита»:

– разрабатываются изменения в долгосрочную целевую программу «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на 2011-2015 годы;

– разрабатывается программа ипотечного кредитования молодых учителей с уровнем процентной ставки не более 8,5 процента годовых;

– формируется база данных учителей общеобразовательных учреждений Калужской области в возрасте до 35 лет, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Существенно повлиять на привлекательность педагогической профессии, и таким образом способствовать привлечению в систему педагогических кадров можно и политическими средствами. При привлечении кадров в систему необходимо установить такие обязательные условия, как высокие академические способности, преданность профессии и готовность работать с самыми разными контингентами обучающихся, и, конечно, высокие моральные качества человека. Пожалуй, это те критерии, которыми мы сейчас пренебрегаем и которых крайне недостает многим представителям сегодняшнего учительского корпуса. Поэтому необходимо разработать и предложить тщательно продуманную и масштабную программу подбора кадров для школы. Предлагаю разработать и запустить кампанию по подбору молодых кадров и повышению статуса преподавания как профессии с использованием PR- акций, социальной рекламы и т.д. Конечно, подобного рода мероприятия должны быть хорошо профинансированы и проводиться с помощью рекламных и рекрутинговых агентств, но при всеобщем участии, в том числе и местных органов управления и образовательных учреждений можно сделать немало. Давайте сделаем это вместе.

Отдельно хотел бы остановиться на проблеме качества кадров директорского корпуса. Она, как показывает практика, оказывает самое непосредственное влияние на качество школ и результативность обучения детей. И здесь у меня, как у министра, очень много вопросов и претензий. Я вижу в качестве кадрового состава школьных администраторов одну из главных причин пробуксовки реформ в образовании. Мы обсудим эти проблемы на совещании всех директоров школ области, которое планируем провести в рамках августовской декады образования. Сейчас же хотел призвать руководителей муниципальных органов управления образованием как учредителей школ и работодателей для их руководителей активнее обновлять директорский корпус, особенно это касается «почивающих на лаврах», невзирая на их прошлые заслуги. Здесь должен быть лишь один критерий- качество управления школой и результативность. Этим нельзя пренебрегать. Смена управления или менеджмента на различных уровнях системы может стать необходимым предварительным условием позитивных перемен. Практика показывает, что назначение деятельного, настойчивого, преданного делу, прошедшего соответствующую подготовку и сформировавшего соответствующую команду школьных управленцев директора имеет принципиальное значение. А вот медленно передвигающиеся, слишком уверенные в себе и в собственной значимости неповоротливые руководители и их заместительницы в кофтах крупной вязки- главная опасность для модернизации образования. И конечно, директор школы должен быть основным проводником государственной политики в сфере образования. Думаю, что переход на конкурсную систему отбора руководителей общеобразовательных учреждений с публичным представлением кандидатами программы развития школы и срочные трудовые контракты с директорами школ, а также оценка эффективности работы руководителей по определенным показателям с учетом мнения родителей и обучающихся, существенно обновит атмосферу в школьном менеджменте. Кроме того, с сентября нынешнего года мы начнем формировать и обучать резерв руководящих кадров общеобразовательных учреждений области. Также мы планируем публиковать ежегодный рейтинг школ области с учетом результативности их работы.

Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Проходят десятилетия, но для нашей отрасли и сегодня как никогда остается актуальным тезис незабвенного персонажа нашей истории- «кадры решают все!».

Александр Аникеев, министр образования и науки Калужской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте