search
main
0

В искусстве нет ничего недопустимого. Екатерина МЕЧЕТИНА

Глядя на эту девушку с внешностью кинозвезды, меньше всего подумаешь, что она занимается классической музыкой. Между тем трудовой артистический стаж пианистки Екатерины Мечетиной начинается с 10 лет, когда она стала обладательницей Гран-при на конкурсе «Премия Моцарта» в Вероне. Затем последовали победы и награды в других международных конкурсах. В 16 лет Мечетина стала самым юным лауреатом Международного конкурса пианистов имени Бузони в Больцано, затем получила Абсолютную первую премию в Пинероло (2003), а также Первую премию и золотую медаль на Всемирном конкурсе пианистов в Цинциннати (2004). А еще в 2003 году Мечетина была удостоена престижной молодежной премии «Триумф».

Что и говорить, Бог щедро одарил нашу героиню, ведь помимо редкого таланта и невероятной красоты ей досталась еще и удивительная харизма. Это исключительно удачное сочетание принесло ей не только признание профессионалов (среди ее поклонников Владимир Спиваков и Родион Щедрин), но и искреннюю любовь публики. Вот и я при личной встрече подпала под гипнотическую силу обаяния Екатерины, излучавшей доброжелательность, открытость и непосредственность.

Говорить хотелось обо всем, но прежде всего именно о детстве, которое определил тот факт, что Катя родилась в семье московских музыкантов (отец – виолончелист, мама – преподаватель фортепиано). Хотелось узнать не только о роли родителей в становлении музыканта, но и о том, как чувствует себя одаренный ребенок изнутри, как он справляется с искушениями мира.

– Екатерина, насколько семья повлияла на ваш жизненный и профессиональный выбор?

– Это повлияло на всю мою жизнь! Я никогда не представляла себя ни доктором, ни учителем. Я всегда знала, что буду только музыкантом. Дома были виолончель и рояль. Но поскольку виолончель – инструмент для маленькой девочки не очень подходящий, предметом моих игр стал рояль – и не важно, играла ли я на клавиатуре или под ним, он меня притягивал. Мама заметила эти мои склонности, проверила слух, он оказался абсолютным, и стала учить меня играть. Лет с 3-4 я начала серьезно заниматься на фортепиано, а когда в 7 лет поступила в Центральную музыкальную школу, всякие сомнения насчет того, кем я буду, вообще отпали.

…Екатерина Мечетина окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (класс педагога Т.Л.Колосс), затем Московскую консерваторию (класс доцента В.П.Овчинникова), а в 2004 году окончила аспирантуру Московской государственной консерватории в классе выдающегося музыканта и педагога, воспитавшего более сотни лауреатов, всемирно известного профессора Сергея Леонидовича Доренского.

– И родителям никогда не приходилось вас заставлять, уговаривать заниматься музыкой изо дня в день? Неужели вам это никогда не надоедало?

– Насколько я помню, никакого принуждения не было. Вернее, оно появилось попозже, лет в 9-11, в раннем подростковом возрасте. Мне хотелось всего – и поваляться на диване с книжкой, и порисовать, и побегать на улице… И тут моя мама проявила себя очень мудро. Она не стала меня отчитывать, она сказала: мы не будем портить отношения в семье, это твоя жизнь, и если музыка тебе нужна, ты сама ее выберешь, но если не хочешь – давай переведем тебя в обычную школу. Я тут же сказала: не хочу, и все само собой наладилось.

– Как вы думаете, если родители не имеют музыкального образования, они могут привить детям любовь к классической музыке? Как именно?

– Могут, конечно. Надо как можно больше слушать вместе с ребенком музыку, ходить на концерты, и, может быть, стоит вместе получать музыкальное образование. Ребенок ведь все равно ходит в музыкальную школу не один, а с родителями. При этом всегда можно попросить у педагога совета, самому начать изучать музыкальную грамоту, осваивать инструменты.

– Как удавалось совмещать выступления на конкурсах, которых у вас в детстве было много, с изучением общеобразовательных предметов? Выделяли ли вы из них для себя какие-то любимые?

– У нас в Центральной музыкальной школе все было очень продуманно: специализированные дисциплины и общеобразовательные предметы шли в едином цикле, что облегчало усвоение школьной программы. Естественно, по музыкальным предметам с нас спрашивали по полной программе, и тут уж никто не халтурил. А вот по общеобразовательной части учителя были к нам более снисходительны – все понимали, что физика и химия нужны нам постольку-поскольку. Если бы они преподавались в нужных объемах, у меня были бы большие проблемы, потому что я гастролировала. Стоило не появиться в школе месяц, как приходилось сильно наверстывать по гармонии и сольфеджио, и тут было не до алгебры с геометрией. Если честно, мне помогала решать задачи мама, за что ей нужно просто поставить памятник! (Cмеется.) Легче всего мне давался, конечно, гуманитарный курс – литература, история искусств, иностранные языки. Мне очень нравится поэзия и проза Серебряного века и первой половины прошлого века – Бунин, Ахматова, Цветаева, Булгаков.

– А вы в школе на дискотеки ходили? Поп и рок-музыку слушали? Как вы вообще относитесь к «легкому» эстрадному жанру?

– Конечно, я ходила и на дискотеки – у нас в школе их, к счастью, проводили, и мне это очень нравилось. Я и рок-музыкой увлекалась. Мне очень нравились «Битлз», хотя это очень классический, традиционный выбор, но все же… От этого увлечения была и польза – я выучила английский язык по текстам «Битлз», так же как через несколько лет французский по песням Эдит Пиаф и Мирей Матье. Такое вот у меня личное ноу-хау по изучению языков – я убеждена, что слово с музыкой запоминается гораздо легче, чем без музыки!

Эстраду я воспринимаю как музыку в машине, в этом качестве она меня совсем не раздражает. Как фоновую музыку, как что-то забавное я могу это послушать и из телевизора, иногда мне даже интересно посмотреть, что там нового происходит. Правда, интерес этот быстро проходит…

…Другая тема, которую было интересно затронуть в беседе с нашей героиней, – приобщение к классике широкой российской публики. Нынешние молодые таланты своим артистизмом и созвучием времени немало способствуют привлечению зрителей в залы филармонии и к экранам телевизоров – среди них Денис Мацуев, Алена Баева, Екатерина Мечетина.

– Катя, как вы относитесь к популяризации классики?

– Очень хорошо, если это не обработки. Мне нравится то, что в свое время начал Владимир Спиваков с «Виртуозами Москвы»: они играли легкую в восприятии классику, не снижаемую до уровня популярной музыки. Мне кажется, очень помочь в популяризации классики может и телевидение. Способствуют этому и личная популярность, и обаяние музыкантов. Например, Денис Мацуев сейчас настолько популярен, что на его концерты трудно достать билеты даже где-нибудь в глубинке. И это здорово, потому что чем больше людей придет на концерт классического исполнителя, тем у большего числа людей, может быть, изменится отношение к классике. Я знаю такие примеры.

– Интересно, если бы был жив Сергей Курехин и он позвал бы вас поучаствовать в его очередном музыкальном эксперименте, где он объединял оперных певцов, рокеров, джазменов, классических музыкантов и даже циркачей, вы бы согласились?

– Боюсь, что нет, потому что совершенно не умею импровизировать, и это предмет моих сожалений. Но если бы у меня была партитура происходящего, я бы с радостью приняла в этом участие. Потому что мне нравится синтез искусств – пусть и не на таком авангардном уровне. Я, например, очень люблю участвовать в балетных проектах, когда звучит не фонограмма и не партитура оркестра, а живой звук рояля объединяется с живым танцем. Не так давно я принимала участие в вечере, посвященном 50-летию совместной деятельности Владимира Васильева и Екатерины Максимовой в Большом театре. Это было очень интересно! Я получала удовольствие от того, что музыка становилась совсем другой – у нее появлялись более прикладные цели, и в то же время она сопровождалась такой невероятной красотой движений! Мне нужно было почувствовать пластику жеста, и это было очень увлекательно.

– Сейчас даже на эстраду проникла хорошая инструментальная музыка: поп-исполнители стали выступать вместе с оркестрами, на сцене зазвучал рояль. Можете представить себя выступающей совместно с каким-нибудь эстрадным артистом?

– Насчет дуэта с эстрадным исполнителем мне пока думать не приходилось. Но, я думаю, если артист действительно будет талантливым, а песня красивой, то почему бы и нет? Я вообще не считаю, что в искусстве есть что-то недопустимое. Вопрос лишь в том, чтобы это было талантливо. Я открыта для всех предложений.

Владимир СПИВАКОВ и Екатерина МЕЧЕТИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте