search
main
0

В искусстве главное – личность

​В Московском городском клубе «Дети – театр – образование» состоялась встреча с Натальей Петровой, заслуженным деятелем искусств, профессором, преподавателем мастерства актера мастерской профессора Виктора Коршунова – ВТУ имени М.И.Щепкина. На встрече присутствовали 36 педагогов из различных образовательных учреждений Москвы и Подмосковья, 30 учащихся 14-17 лет.

Наталья Алексеевна сразу включила аудиторию в работу: заставила работать мозг, душу, физически двигаться. Хрупкая пожилая женщина в неброской одежде, с негромким голосом, цельная и уверенная, сразу была принята в качестве безусловного лидера.Учителя задавали ей вопросы о том, как готовить к тому-то и тому-то, как уберечь от того-то и того-то детей, занимающихся театральным творчеством. Но на все эти вопросы она ответила коротко: «Я не поваренная книга. А подобные вопросы каждый решает для себя только сам, – а потом спросила педагогов: – А для чего мы вообще занимаемся с детьми театром?» Сама Наталья Алексеевна уверена, что главное, что дают занятия театром, – это школа человеческого общения: «Сегодня одна из главных проблем – общение: гармоничное и полноценное, такое, когда умеют соблюдать свои и чужие границы. Кто-то совершенно закрыт, кто-то, напротив, развязен, но и то и другое – свидетельство неблагополучия».Обратившись к юной части аудитории, Наталья Петрова сказала, что хорошо помнит свои детские ощущения, помнит, что в школе бывало скучно, чего-то сущностного не хватало. В детстве было очевидно, что взрослые вообще-то мало что понимают, и девочка Наталья говорила себе: «Не забывай об этом, когда вырастешь». На это сегодняшняя девочка из зала заметила: «Это совсем как в «Маленьком принце»?» «Да, мне тогда казалось, что это я написала», – ответила Наталья Алексеевна.Творческая судьба определилась, как это бывает нередко, случайно. Случился конкурс чтецов в районном Доме пионеров, где дети, не совсем понимающие, что происходит, «сидели как на прием в очереди к зубному врачу». Когда конкурс кончился, Наталью пригласили заниматься в студию, а после школы Наталья Петрова твердо знала, что хочет поступать на режиссерский факультет. Для Натальи Алексеевны принципиально важно было подчеркнуть, что в ее молодости профессия ощущалась как ДАР, как счастье, как чудо, было ясно, что мысль эта адресована в равной степени как ученикам, так и учителям. Занимаясь искусством, необходимо глубоко его уважать и ценить. Наталья Петрова поступила на режиссерский факультет ГИТИСа в 18 лет, воспринимала это как редкую удачу, потому что тогда в юном возрасте на режиссуру практически не брали. А потом она оказалась на курсе у Марии Кнебель, и это было величайшим подарком судьбы, потому что Мария Иосифовна владела какими-то особыми тайнами театральной педагогики.Наталья Петрова уверена, что в основе обучения искусству лежит ЛИЧНОСТЬ, а школы вторичны: «У каждого педагога своя кухня. Я не люблю учебников. Вы можете сказать: «Хорошо вам, вы можете себе это позволить». Нет, книжки, кончено, читать надо. Это важно и полезно. Но и себя уважать тоже необходимо. Важно помнить, что человек безграничен, а основа любого творческого проявления Я ХОЧУ! Важно знать секрет, что в искусстве, если нельзя, но очень хочется, то можно».Наталья Алексеевна несколько раз повторила, что ей интересно познакомиться с аудиторией, потому что она хочет разглядеть людей, от которых каждые четыре года приходят в театральный вуз первокурсники. За последние 10 лет уровень абитуриентов очевидно упал. Молодые люди не только мало читали, плохо знают историю и искусство, но и с родным языком не в ладах – все меньше и меньше понимают небытовых слов. Тем важнее роль тех педагогов, которые занимаются в школе с детьми искусством. Наталья Петрова сказала педагогам очень важные слова, которые им говорят нечасто: «Культура – это одна река. И не важно, где происходит культурный процесс: в ГИТИСе, в московском Доме пионеров или в маленькой деревенской школе».Во время встречи Наталья Алексеевна показала несколько упражнений. В некоторых участвовали только юные, в некоторых школьники и учителя вместе. Но все эти упражнения были направлены на пристальное вглядывание людей друг в друга, на положительное внимание человека к человеку. Комментируя тренинг, Петрова сказала: «Когда-то Вадим Шрайбер, заслуженный работник культуры, недавно ушедший от нас, научил меня видеть перед собой себе подобных: не врагов, а таких же людей, как я».На киноэкране Наталья Алексеевна показала фрагменты из зачета 1-го курса. И там также все, начиная от разминки и кончая довольно сложными психологическими этюдами, было направлено на воспитание бережного внимания к человеку и уважение к профессии. Этюды «В каптерке» и «Париж» поразили тонкой наблюдательностью, глубиной обобщения, подробностью и точностью отбора деталей. Только было очень грустно, что все это у большинства молодых актеров куда-то быстро девается, когда, выпорхнув из-под крыла педагога, они попадают в индустрию зрелищ. «Ну что ж, – говорит Наталья Алексеевна, – мы это видим, но мы не можем не делать из-за этого то, что должны».Три часа пролетели незаметно. И общения не хватило. Но Наталья Петрова обещала участникам клуба, что пригласит их на прогоны дипломного спектакля, и тогда будет более предметный повод для профессионального общения.Позже Московский городской клуб «Дети – театр – образование» провел в школе №875 встречу – творческую лабораторию «Искусство постановки мюзикла». Программа встречи охватила несколько сторон работы с жанром мюзикла: театр взрослых для детей, постановки в театральных студиях и мюзикл в школе, совместная творческая работа детей и взрослых в мюзиклах.На эту встречу были приглашены очень интересные люди, профессионалы, работа которых заслуживает внимания. Заслуженная артистка России, режиссер музыкального театра Людмилы Ивановой «Экспромт», методист городского методического кабинета детских школ искусств и театральных отделений музыкальных школ Москвы Наталья Тимофеева, которая рассказала об истории создания этого театра, показала видеоматериалы своей работы. Дискуссия о музыкальных спектаклях и мюзиклах помогла участникам встречи погрузиться в тонкости и нюансы этих жанров. Режиссер музыкального театра, педагог школы имени Натальи Сац и школы искусств «Юность» Виктор Баланов провел мастер-класс и представил свой театральный коллектив с музыкальной композицией «Крошка Вилли Винки и другие», в которой дети пели без фонограммы под живую музыку. Композитор, режиссер международных фестивалей и конкурсов, руководитель детского коллектива проекта «Норд-Ост», научный сотрудник Института художественного образования, лауреат гранта префекта ЦАО для молодежи и гранта на осуществление проекта «Творческое развитие юных москвичей в процессе самостоятельного создания спектакля-сказки» Лидия Раздобарина как композитор выпустила 12 дисков. Участники встречи ознакомились с ее творчеством, увидели фрагменты постановок. Отличник народного образования, руководитель мюзикл-студии «Звуки музыки» Ирина Сизова предложила участникам встречи поучаствовать в музыкальном тренинге, который позволяет ознакомиться с системой упражнений на дыхание, голосовую опору, использованием текстов, скороговорок в процессе тренинга в сюжетной импровизации, позволяющей расширить свой творческий, педагогический диапазон и просто с пользой приятно провести время.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте