search
main
0

В гостях “УГ” журнал “Мир путешествий”, которому исполнилось 30 лет. Журнал, как и все другие издания, готовится достойно встретить 850-летний юбилей Москвы. Редакция журнала предоставила “УГ” некоторые материалы из праздничного номера.

Борис МОСКВИН,

главный редактор журнала “Мир путешествий”

Смерть боярина Кучки

теперь об одном деянии в бурной жизни князя, которое в водовороте тогдашних страстей вряд ли казалось ему столь значимым. В числе других городов, им основанных, был небольшой городок-крепость, затерянный в дремучих суздальских лесах. Это потом века спрессуют все деяния князя в единое емкое слово – Москва.

…На высоком холме остановился князь Юрий и замер, пораженный открывшейся ему неземной красотой. Словно две змейки вьются, блестят серебряной чешуей скованные льдом реки. Снег на холмах в лучах заходящего солнца бледно-розовый, будто яблоневый цвет осыпался. Вьются к небу кудрявые дымки из изб большого селения, что раскинулось на самой вершине покатого холма. А у его подножия тянут к солнцу свои зеленые верхушки стройные сосны.

Сельцо, что предстало княжескому взору, принадлежало боярину Степану Кучке. Видно, неспроста дал народ ему это прозвище – собирал да складывал свои богатства боярин, прибрал добро к рукам. А было оно у него немалое – одних “красных сел” по реке Москве что грибов под кустом: Воробьево, Высоцкое, Кудрино, Сущево. Нравом боярин был крут, не привык шапки ломать перед князьями. За то и поплатился головой. Вот как о той недоброй встрече боярина и князя повествует московское предание: “Тот Кучко встретил Великого князя зело гордо и недружелюбно. Возгордевся зело и не почтил… подобающею честию, а к тому и поносив ему. Не стерпя той хулы, князь повелел того боярина ухватить и смерти предать. Видев же сыновей его, млади суще и лепы зело и дщерь едину, такову-же благообразину и лепу, князь отослал их во Владимир к сыну своему Андрею”.

Красавица Улита Кучковна стала женой Андрея Боголюбского. Она же вместе с родичами Кучковичами участвовала в заговоре против Андрея, жертвой которого и пал святой князь. Не знал, не ведал тогда Юрий, чем через долгие годы обернется эта его жалость, сватовство нечаянное…

Переименовал сельцо князь, назвал его Москвой. Звали сельцо люди по старинке – Кучково, но при князе боялись произносить это крамольное слово. И долго еще хранила народная память имя незадачливого боярина. До ХVII века один из районов Москвы, между Сретенкой и Лубянкой, называли Кучковым полем – где-то на его краю и стоял дом Степана Кучки. А когда в 1174 году возвращались в родные земли из Византии двое сыновей Юрия Долгорукого, летописец упомянул о том, что они благополучно прибыли “до Кучкова, рекше до Москвы”.

Не первым Степан Кучка облюбовал эти места. Задолго до него селились тут славяне. На Москве-реке, на месте Дьякона, что в Коломенском, были так называемые дьяковские городища. Селились древние славяне и на месте Нескучного сада, в районе Самотеки, по берегам Неглинки.

Свой княжий терем заложил Юрий Долгорукий на Боровицком холме. Стоит князь на его вершине, в глубокой задумчивости обозревая открывшийся перед ним простор. Дума легла на княжеское чело – неспокойно в земле суздальской. Соседи с завистью поглядывают на владения Юрия. Манит их суздальская земля своим богатством.

Начал уже строить Юрий города Кснятин, Дмитров, а теперь и Москву. Как богатырская застава, грудью заслонят от врагов эти крепости, отвратят беду от Суздаля и Владимира. Встанет и вторая линия обороны: сам Ростов-батюшка, Переславль-Залесский, Юрьев Польский.

Радеет Юрий о своей земле, украшает ее городами и церквами, резными, белокаменными… Строит храмы и посады в честь своего небесного покровителя. И ведь сбудется – через три столетия, в княжение далекого потомка Юрия, Дмитрия Донского, именно святой Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона, станет покровителем Москвы.

Путешествия

В.В.В.

есколько лет назад в Москве, в Замоскворечье, на улице Пятницкой, 12, открылся новый филиал Государственного литературного музея Л.Н.Толстого.

Музейное здание получилось из двух соседних домовладений, принадлежащих одно Василию Васильевичу Варгину, другое – Борису Васильевичу Варгину, а владельцем дома, в котором Толстой снимал меблированную комнату, считался московский купец Яков Васильевич Варгин.

Однако необходимо вернуться во времени и в пространстве в старинный город Серпухов, что в ста верстах от Москвы, в слободу Владычного монастыря, где в двухэтажном каменном доме жила семья монастырского крестьянина Василия Алексеевича. Фамилии он не имел. Жили по-старинному, жена и невестки занимались рукоделием на продажу: вязали теплые рукавицы, или варги, варежки. Отсюда и пошло прозвище – Варгины… Не станем рассказывать обо всех четверых братьях – отошлем читателей к нашей книге “Дело Варгиных”, вышедшей в 1996 году в Москве к 850-летию белокаменной. Речь пойдет о внуке Василия Алексеевича – Василии Васильевиче Варгине, который оставил свой след не только в истории Москвы, но и в истории всея России.

Родился В.В.В. 13 января 1791 года, учился грамоте у приходского дьячка и хотел было посвятить свою жизнь иноческим трудам. Но судьба распорядилась иначе. Он стал часто бывать в Москве и помогать своему отцу и дядям. Смышленый, расторопный молодой человек скоро стал душой дела. В то время в Москве был образован комитет для заготовки вещей (обмундирования) для армии. Воспитанный в городе текстильном, Василий подрядился поставлять для армии холстину, чем угодил только что назначенному генерал-криге-комиссару Татищеву. Случилось это в 1808 году.

Начав с небольшого подряда, семнадцатилетний Василий Варгин быстро расширил свое дело. Нашествие Наполеона заставило увеличить численность армии, а следовательно, увеличить производство и поставки сукна, кожи и многого другого. Дело это оказалось архитрудным, так как по мере захвата противником территории многие фабрики закрылись. Сохранились документы, где “купеческий сын” Варгин и санкт-петербургский купец Василий Зверьков дали подписку в том, что поставят крестьянского сукна для армии в необходимых количествах. Известен такой случай: когда русские войска стояли при Дриссе, к Василию Васильевичу прискакал нарочный с известием, что огромный транспорт с амуницией, шедший Западной Двиной, находится в опасности и может попасть к противнику. Варгин коротко ответил: “Утопить!” И транспорт, стоивший до полумиллиона рублей, был потоплен.

Когда война закончилась и русские войска вошли в Париж, с ними был и молодой Варгин. Город произвел на двадцатишестилетнего человека огромное впечатление. Особенно ему понравилась площадь Пале Рояль. Под ее впечатлением Василий Васильевич решил создать такую же площадь в Москве, с театром, подобным “Комеди Франсез”. Что впоследствии и было сделано. Так в белокаменной появился Малый театр.

Деятельность В.В.В. в период войны 1812 года Татищев назвал подвигом, продиктованным любовью к Отечеству, ибо стараниями “купеческого сына” было поставлено в строй 650 тысяч человек.

За заслуги во время войны В.В.Варгину была пожалована медаль “За усердие”, осыпанная бриллиантами, а также ему и его брату Борису было присвоено звание потомственного почетного гражданина.

В 1814 году известный художник Н.И.Аргунов написал портреты братьев, ныне хранящиеся в Государственном Русском музее.

История сохранила торговую эмблему Варгиных: над вензелем “ВВ” – шлем Меркурия, за вензелем перекрещены элементы торговой атрибутики, под вензелем изображены награды Василия Васильевича, три медали: посредине – медаль “За усердие”, слева – медаль за 1812 год (серебро на голубой андреевской ленте), справа – купеческая медаль за 1812 год, сословная (бронза на аннинской ленте, ею награждались купцы, пожертвовавшие на военные потребности не менее десяти частей своего капитала).

А в 1824 году наконец появилась афиша первого спектакля Малого театра на Петровской площади: сочинение А.Н.Верстовского в исполнении труппы Большого и Малого театров…

Реставраторы,

или В гостях у “археологов живописи”

ризнаюсь, о существовании в Московском Кремле палаты св.Александра Невского я не знал, не знали о ней и реставраторы. До той поры, пока уникальные полотна не доставили им из Кремля…

Типичный старомосковский особнячок, где разместился Центр реставрации, покрашен, как и другие архитектурные памятники ХIХ века, в желтый цвет. Когда-то его присмотрел Г.Е.Брягин – старейший русский реставратор, один из династии, получавшей золотые медали на выставках еще при царях-батюшках. И до сих пор дела династии продолжает Таня Брягина – опытнейший реставратор, большой специалист по реанимации старых икон.

Нынче этот домик знают, что называется, от Москвы до самых до окраин, и не только в России. Достаточно сказать, что только реставратора высшей категории Валентину Васильевну Романову уже шесть раз приглашали в Италию! А теперь и в далекой Аргентине узнали о существовании этого особнячка – прислали письмо родственники немецкого художника Ф.Моллера, автора картин об Александре Невском. Хотят приехать, посмотреть на картины, написанные в 1866 году и представляющие собой полотна размером пять метров в высоту и три в ширину, которые рассказывают о житии св. Александра, его венчании и ратных победах.

В декабре 1919 года коллегия Наркомпроса утвердила смету реставрационно-ремонтных работ в Московском Кремле в размере 2 миллионов рублей и обратила внимание Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины на желательность внутренней реставрации кремлевских памятников. В 20-м появились в печати первые фотографии Большого Кремлевского дворца, который получил свой облик в 1838-49 гг. по проекту архитектора К.А.Тона. Зал же заседаний был здесь сооружен век спустя – в 1932-34 гг. по проекту И.А.Иванова-Шица, который слил две парадные палаты – Андрея Первозванного и Александра Невского… Ныне реставраторы Кремля решили восстановить эти палаты.

Такова история… Тесновато в особнячке для таких полотен! Но, как говорится, в тесноте – не в обиде, здесь трудятся дружно, споро, профессионально, каждое колечко кольчуги звенит! Словно сам господь Бог водит руками старейших реставраторов – Валентина Мишина, Вячеслава Панкратова, Валерия Алисова, Валентины Маликовой, Владислава Смирнова, молодых – Марины Васильевой, Нины Чернушевич… Их руки оживляют полотна из Кускова, Филей, других музеев. Кстати, в недавно открывшемся новом Музее частных собраний немало их работ.

Рассказывать о технологии их труда не берусь и другим не советую, ибо этот труд – что-то среднее между работой археологов и саперов. И у каждого свои пристрастия, свой “конек”. К примеру, Валентина Маликова любит и умеет делать расчистку полотен, она “видит” слой за слоем… О своих открытиях, впрочем, мог бы рассказать здесь каждый.

В тот день, когда я попал в этот храм реставрации, на рабочих местах чудодеев были, например, живописные полотна Лермонтова, Васнецовых, картины неизвестных художников Европы. Валентин Мишин припомнил, как ему посчастливилось работать над большим полотном Айвазовского из Кремля, где запечатлена панорама Москвы с Храмом Христа Спасителя, написанная в 1851 году… Как это, усомнится читатель, ведь храм был построен в 80-х годах прошлого столетия?.. А Валентин Андреевич обьяснил, что в те времена не было макетчиков, вот и попросили знаменитого Айвазовского изобразить будущую панораму белокаменной! А Вячеславу Панкратову памятна реставрация Кускова, где пришлось иметь дело с плафонами живописи в десятки квадратных метров.

Вопрос о материально-техническом обеспечении возник как бы сам собой: я увидел на стеллаже аккуратно стоящие утюги – от современных электрических до старинных причудливых форм и размеров. Такой коллекции мог бы позавидовать и Исторический музей! Мне пояснили, что это не экспонаты, не натура, а тяжести, используемые по своему прямому назначению – для глажки картин, естественно, по своей технологии. И эти утюги, и краски, и многое другое сюда принесли сами реставраторы – самообслуживание нынче типично. Впрочем, возникает законный вопрос: ведь строительные рабочие не ходят на стройку со своими кирпичами?! Отсюда и мечты о том, чтобы открыть свое дело.

Скоро реставраторам предстоит новая серьезная работа: из Кремля привезут для обновления портреты династии Романовых…

Центру реставрации недавно исполнилось двадцать лет. Дата вроде бы и не круглая, да только очень памятная для многих. У реставраторов, как у артистов, каждая картина – роль! И уж трудно припомнить, сколько этих “ролей” сыграно…

Геннадий СЕМАР, писатель

Фото Анатолия ФИРСОВА

Викторина “УГ”

СПЕЦИАЛЬНО для “УГ” – маленькая викторина, посвященная МОСКВЕ.

Авторы наиболее полных и точных ответов получат призы “УГ” и “МП”. ДЕРЗАЙТЕ!

1. Москва. Лужники. “Детский городок”, на футбольном поле которого состоялся в 1991 году необычный матч между командами… Кто изображен на фотоснимке?

2. Что это за монета?

3. Чья это картина? Когда написана и как называется?

4. Что это за памятная медаль?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте