Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Практикум

В фокусе перемен

От репродуктивной к деятельностной составляющей ОГЭ-2020 по обществознанию
Учительская газета, №40 от 21 января 2021. Читать номер
Автор:

К переменам в системе отечественного образования школьное сообщество уже давно научилось относиться по-философски, так как происходят они перманентно и с завидной методичностью. Не стал исключением и процесс государственной итоговой аттестации, где изменения в формате и содержании предметных экзаменов являются непременным атрибутом жизни учащихся выпускных классов, их родителей и педагогов. Данное обстоятельство, безусловно, применимо и к экзамену по обществознанию, который является наиболее востребованным из экзаменов по выбору как в старшей, так и в основной школе. И если в отношении ЕГЭ, по всей видимости, уже выработана более или менее оптимальная структура проверки и оценивания знаний, то ОГЭ по обществознанию до сих пор испытывает потребность приведения логики построения экзамена в соответствие с реалиями изучения предмета в основной школе.

Необходимость актуализировать содержание экзамена привела разработчиков КИМов ОГЭ к довольно серьезным изменениям структуры экзаменационной работы на 2020 год. Основная идея, которую преследовали авторы, заключается в сокращении репродуктивной и усилении деятельностной составляющей экзамена, то есть ориентации на задания, направленные на проверку сформированности у учащихся разнообразных умений, в первую очередь навыков поиска, систематизации и анализа социальной информации. Важным новшеством стало сокращение как общего количества заданий (с 31 до 24), так и заданий второй части по тексту (с 6 до 4) с добавлением трех заданий с развернутым ответом в первую часть экзаменационной работы. Можно смело утверждать, что именно эти три задания – 1, 6 и 12 – станут в ближайшее время объектом пристального интереса учащихся и педагогов, так как они наполнены новым для ОГЭ форматом и содержанием, а значит, и потребуют первоочередных усилий для изучения, анализа и тщательной отработки.
В данной ситуации актуальным и очень нужным средством подготовки к экзамену может стать сборник «ОГЭ 2020. Обществознание. 30 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ» (А.Ю.Лазебникова, Т.В.Коваль. – М. : Издательство «Экзамен», 2020), включающий в себя КИМы в новой редакции. Отдельно стоит отметить, что ценность этого сборника еще и в том, что его авторы – Анна Юрьевна Лабезникова и Татьяна Викторовна Коваль – являются ведущими разработчиками заданий ОГЭ.
Главным преимуществом пособия является количество и содержательность заданий повышенной сложности. Так, например, обновленный экзаменационный вариант уже в задании №1 требует от учащихся сформулировать открытый ответ. И если выбор из списка двух понятий, относящихся к той или иной сфере жизни общества, не должен составить для девятиклассников каких-либо затруднений, то уже задача раскрыть смысл одного из таких понятий, выделив в определении его ключевые признаки, является сложной и поэтому требует тщательной подготовки и отработки, безусловно, с использованием того банка типовых заданий, который представлен в сборнике.
Особого внимания заслуживает задание №6, направленное на проверку компетенций выпускников 9‑х классов в сфере финансовой грамотности. Задание изначально предполагает весьма разнообразное содержание и включает в себя такие тематические разделы, как банковские и страховые услуги, семейный бюджет, потребительская культура. Разно­образен также и формат включаемых в него познавательных и практических задач, представляющих собой модели жизненных ситуаций. Например, такая задача из варианта №3: «Галина Григорьевна получила SMS-сообщение о переводе большой суммы денег с ее банковской карты на неизвестный ей счет». Отвечая на вопросы, сформулированные к данной ситуации, учащиеся должны объяснить причины ее возникновения и предложить варианты безопасного в ней поведения.
Часть заданий этого блока ориентирован на анализ различных социальных и экономических явлений современного российского общества. Например: «По данным Центрального банка, ущерб от деятельности финансовых пирамид в 2015 г. составил 5,5 млрд рублей, в 2016 г. – 1,7 млрд, в 2018 г. – более 2 млрд. При этом в 2017 г. подобной деятельностью занимались 137 организаций, а в 2018 г. – 168». Здесь от учащегося требуется умение сформулировать выводы из представленной информации, привести объяснения причин и последствий иллюстрируемых процессов. Обращают на себя внимание корректность и доступность для понимания школьниками как самих задач-ситуаций, так и сформулированных авторами пособия выводов в качестве ответов к ним.

Корректность содержания имеет большое значение и для задания №12 экзаменационной работы, также направленного на анализ статистической информации и предполагающего формулировку развернутого ответа. Отличительной чертой задания является то, что социальная информация представлена в нем в графической форме, в виде данных социологического опроса, а в качестве учебной задачи учащемуся предлагается самостоятельно сформулировать выводы и объяснить причины сходства и различий в позициях опрошенных групп респондентов. В этом, как и в предыдущих случаях, для эффективной отработки типовых экзаменационных заданий главным принципом является их разнообразие и вариативность. Особенно это касается заданий с развернутым ответом, в первую очередь заданий нового для ОГЭ содержания и формата, наличие которых в достаточном количестве в сборнике «ОГЭ 2020. Обществознание. 30 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ», несомненно, позволяет продуктивно использовать его при подготовке к экзамену. При этом представленные в сборнике задания на поиск и анализ социальной информации (как и иные задания открытого типа) сами по себе являются прекрасным дидактическим материалом. Педагоги с успехом могут использовать пособие при планировании уроков или проведении контрольных работ, а учащиеся получат удобное, понятное и доступное средство для самоподготовки.
​Константин ДИЯНОВ, заместитель директора БОУ г. Омска «Гимназия №19», учитель истории и обществознания, к. и. н., лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017

Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt