Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

В детстве я хотела стать артисткой

УГ - Москва, №12 от 25 марта 2014. Читать номер
Автор:

​Но мама сказала, что с кривыми зубами артисток не бывает, что это за профессия для женщины, и отвела меня в музыкальную школу, где давала уроки фортепиано.

Прошли годы, зубы мне исправили, я, как положено, по маминым стопам отучилась в музыкальном училище и пришла работать в музыкальную школу, благополучно убежала оттуда через два года, потому что стало скучно, и вот уже больше двадцати лет работаю в детском саду. Но случайно ли я стала музыкальным руководителем? С одной стороны, все произошло как бы нечаянно – мамина приятельница работала заведующей в детском саду, у нее уволилась музыкальный руководитель, а я хотела уйти из музыкальной школы и так попала в детский сад. Но как только я переступила порог садика, все встало на свои места. Ведь все начинается в детстве…В моей голове вдруг пробежали яркие картинки ранних детских воспоминаний: вот я – Машенька, которая помогает медведю раздавать из настоящего бочонка угощение для ребят, и Мишка подарил мне красные бусики. Мама говорит, что я не могу этого помнить, потому что это было еще в яслях, но я-то помню, как мне было обидно, когда у меня забрали бусики, потому что это был реквизит. А еще я помню, что была внучкой в сказке про репку и ужасно злилась, что дед и баба не попадают в такт музыки, когда тянут репку, а нарисованная репка все портит, потому что плоская. Но самое главное, я помню музыкального руководителя в детском саду. Ее звали Лариса Николаевна, у нее были туфельки с перемычкой, как у меня, но ее туфельки были на каблучках, и когда она показывала нам «пяточка, носочек, топ-топ-топ», ставя ножку на каблучок, у меня ползли мурашки непонятно почему, но тогда я знала точно, что хочу быть как она.Теперь я понимаю, что все, о чем вспоминаю, называется театрализованной деятельностью в детском саду. Она непосредственная часть любого праздника, а праздники, чтобы там ни говорили, основной показатель и результат работы музыкальных руководителей. В начале моей деятельности мне нравилось больше работать со старшим возрастом, потому что моя неиспользованная артистическая натура выплескивалась в сложные сценарии, практические театральные постановки, с различными эффектами, которые мне помогал осуществлять мой брат – электронщик и изобретатель всяких сверкающих звезд, летающих тарелок, светомузыки. Ну а что можно было сделать с яслями или с младшей группой? Ведь сколько с ними ни занимайся, сколько ни репетируй, все равно они слишком маленькие для театра. Как я ни старалась, в самый ответственный момент кто-нибудь заплачет, кто-то застесняется, а кто-то, извините, описается. С малышней – никакого театра!Тогда в силу свой молодости и неопытности я не могла понять одной простой вещи, что совсем не нужно делать из яслей театр, нужно сделать так, чтобы театр был в яслях. Ведь все начинается в детстве… В раннем детстве!Четыре года назад меня пригласили поработать в соседнем детском саду в ЦИПРе. Это Центр игровой поддержки родителям, и приходят туда мамочки с детьми досадовского возраста (от 6 месяцев до 3 лет). В первый момент я немного испугалась. Какое может быть музыкальное занятие с шестимесячными малышами? Чтобы привыкнуть, стала помогать проводить игровые сеансы (так называются основные занятия с ЦИПРятами). Наблюдая за тем, как воспитатели и психолог занимаются с малышами, их мамами, я поняла, что самое главное – им должно быть интересно, как мамам, так и малышам. А ведь малыши могут удерживать внимание не больше одной-двух минут. Если дети старшего дошкольного возраста могут сидеть на занятии тихо и внимательно слушать, потому что они хорошо воспитаны, им пообещали пойти погулять или они просто побаиваются замечаний взрослых, то эти малыши не могут притворяться, что им интересно. Их интерес можно прочитать только в их горящих глазках, которые смотрят на тебя, а не в окно или на маму.Я предложила воспитателям несколько игровых сеансов, которые сама придумала. Включила в занятия различных героев, которые появляются в нужный момент (как раз в тот момент, когда внимание малыша ослабевает). Герои эти разные, в зависимости от темы занятия, в наших игровых сеансах периодически появлялись разные зверушки (перчаточные и ростовые куклы), проводили с малышами зарядку или учили с ними веселую потешку, оживали и пели песни разноцветные мячи, причем маленькие – тоненьким голоском, а большие – «толстым», возникали декорации к физкультминуткам из крупного лего, например, появился мост через глубокую речку, по которому нужно было очень осторожно пройти босыми ножками. Видели бы вы, с каким удовольствием мамы шагали вместе со своими детьми по игрушечному мосту, приговаривая: «Как по мостику-мосточку мы идем с моим сыночком (моею дочкой)».Игровой сеанс в ЦИПРе включает в себя разные виды деятельности: развитие речи, ознакомление с окружающим, физкультуру. Не поверите, но в ЦИПРе есть даже рисование, лепка и аппликация. Эта деятельность называлась у нас «творческое задание для мам и детей». Игровой сеанс плавно перетекал в музыкальное занятие, тут уже малыши становились маленькими артистами, сами того не подозревая. Они превращались в зайчат, цыплят, медвежат, жучков и бабочек, а также могли стать машинами, самолетами или паровозиками.Именно опыт работы в ЦИПРе помог мне по-иному оценить свою работу в детском саду. Теперь я обожаю заниматься с малышами и убеждена в том, что именно малыши – самые благодарные воспитанники, надо только научиться нам, педагогам, так вовлечь их в занятие, чтобы у них не возникало свободной секундочки зевнуть. Тут-то и приходит к нам на помощь театр в том или ином своем проявлении. Это и куклы, это и перевоплощение педагогов, это и артисты из групп постарше, а также всевозможные атрибуты: шапочки, крылышки, хвостики, иллюстрации, игрушки и просто любой подручный материал. Самое главное, чтобы нам самим хотелось каждый день, на каждом занятии видеть восхищенные глаза, распахнутые навстречу новой сказке, и слышать в конце занятия: «Мы исе к тибе плидем».Дорогие мои молодые коллеги! Не бойтесь малышей, работайте с ними так, чтобы получать от этой работы эмоциональное удовольствие и вдохновение, откройте для них сказочный мир театрального искусства, и, даже если они не станут в будущем великими артистами, они обязательно запомнят на всю свою жизнь, что когда-то в садике им было очень хорошо и комфортно. Ведь все начинается в детстве!Светлана ОВЧИННИКОВА, ОУ №1056, ТиНАО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту