search
main
0

В день памяти Пушкина 80 учителей из 15 регионов провели в Санкт-Петербурге 42 урока

«Перед Пушкинский уроком я обязательно должна посетить лицей, где учился Саша Пушкин», – сказала я сама себе, отправляясь в Санкт-Петербург к Сергею Алексеевичу Софенко, финалисту конкурса «Учитель года России»-2013. Именно Сергей Софенко семь лет назад придумал гениальную идею, когда учителя разных предметов проводят уроки, связанные с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. Не важно, физик ты или лирик, математик или биолог, твой предмет обязательно поможет отразить одну из граней таланта великого поэта. И в этом есть самая суть и привлекательность Пушкинского урока: если ты учитель – найти это пересечение пушкинского мира и мира школьной науки, если гость – увидеть, как через призму предмета сверкают лучи солнца русской поэзии.

Вот и я с честью и удовольствием принимаю участие в ежегодном Пушкинском уроке, который проходит в лицее №533 под руководством директора Майи Юрьевны Кунц и при поддержке методических центров Центрального и Красногвардейского районов Санкт-Петербурга. В этом году Пушкинский урок объединил более 80 учителей из 15 регионов, за один день было дано 42 урока!

Пока готовлюсь, открываю для себя все нового и нового Пушкина. Наверное, это для меня и есть главный и ценный результат Пушкинского урока. Например, в этот раз я с удивлением узнала, что Александр Сергеевич имеет отношение к «Коньку-горбунку» Ершова, а первые четыре строки даже печатали в издании полного собрания сочинений А.С. Пушкина:

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба, на земле,
Жил старик в одном селе.

Так как в моем уроке «Конек-горбунок» играл важную роль, пришлось проводить историческое расследование, чтобы найти истину. Оказывается, среди пушкинистов есть мнение, что Пушкин написал… «Конька-горбунка»! Мол, в 18 лет не мог создать Ершов столь мастерское произведение, к тому же других стихов у него и не было. Мол, Пушкин таким образом скрыл от цензуры свое авторство в сказке, высмеивающей царя. Якобы слог и размер, остров Буян и царь Салтан пушкинские. Исторических документов, подтверждающих или опровергающих это мнение, я не нашла. Официально известно лишь, что Пушкин вычитывал сказку Ершова, способствовал ее публикации и хорошо о ней отзывался. Это и позволило мне использовать на уроке текст из «Конька-горбунка», содержащий математическую загадку:

Да еще рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

Мои ученики-восьмиклассники определили рост и воссоздали модель Конька, героя сказки, с помощью картона и подручных средств. Наш Конек оказался ростом с невысокую донскую лошадь, так что разъезжать на нем было вполне сносно и по земле, и по небу. Ведь во времена Пушкина к вершкам, которыми обозначали рост людей и лошадей, полагалось прибавлять два аршина. Вот такой хитрый этот вершок, которым измеряли рост лошадей.

Вершок и другие старинные меры длины мы нашли в разных произведениях Пушкина: аршин, верста, пядь, сажень… Столько возможностей для математических вычислений вы нам предоставили! Спасибо вам, любезный Александр Сергеевич!

Марина Ивановна Никоарэ, учитель истории из Вологды, финалист конкурса «Учитель года России»-2011, на своем уроке открыла для меня Григория Чернецова, автора картины «Парад… на Царицыном лугу». 224 портрета знаменитых и влиятельных персон времен Пушкина и сам Александр Сергеевич изображены на огромном групповом портрете, изображающем парад Николая I по случаю подавления Польского восстания 1830-1831 годов. Несмотря на гарцующего торжественно Николая I и количество других персонажей, главным героем многие критики называют… небо. Огромное небо Санкт-Петербурга нависает над парадом и, возможно, передает настроение самого Пушкина – невеселое, без пиетета и ликования. Марина Ивановна говорит о рефлексии как способе понять себя и рассказать другим, рассказать интересно и заставить задуматься о действительно важных вещах. Выбрать между покоем и смятением…

На уроке Марины Игоревны Таракановой, лауреата конкурса «Учитель года Иркутской области»-2010, финалиста Всероссийского конкурса «Директор года»-2022, директора и учителя географии Белореченского лицея, мы все взглянули на Пушкина с точки зрения экономики. Насколько разумно он вел хозяйство и превышал ли его доход расходы? Оказалось, что доходы от имения Михайловского, доставшегося ему в наследство, и жалованье титулярного советника не обеспечивали трат на хозяйство, издательских расходов и выплаты карточных долгов. Ученики 8-го класса даже сделали ряд предложений господину Пушкину по рациональному ведению бюджета семьи. Эх, жалко, что на пару веков опоздали.

Урок вероятности и статистики (введен такой новый предмет в наших школах с 7-го класса) Алексея Васильевича Овчинникова, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-2011, назывался «Могло ли быть все по-другому?». Как вы наверняка догадались, он рассматривал вероятность благополучного исхода роковой дуэли Пушкина и Дантеса. Алексей Васильевич вместе с ребятами рассмотрел несколько вариантов развития событий и подсчитал процент достоверности или невозможности печального исхода. Например, возможная встреча с женой по дороге к месту схватки могла бы остановить поэта, но Наталья была близорука и не узнала мужа в проезжающем мимо экипаже. Друг Соболевский мог бы помочь решить конфликт, но был далеко от Петербурга в это время. Глубокий снег, выпавший накануне на Черной речке, укоротил длину шага и расстояние между дуэлянтами, а меткость Дантеса оставила всего 0,04% на то, чтобы Пушкин остался жив.

Оксана Родионова, журналист аппарата Профсоюза образования, тоже участница Пушкинского урока, считает, что Пушкин мог бы сделать еще много великих дел, особенно как журналист, редактор, издатель «Современника». Если бы только все было по-другому…

Встречи с друзьями-учителями и споры после каждого урока имеют не меньше значения, чем сами уроки. Объятия, радостные возгласы и бесконечные фото неизменно сопровождают такие уроки. Вот команда экспедиторов во главе с любимым Владимиром Нодаровичем Головнером спускается с его урока «Пушкин? Просто огонь!» и обсуждает преимущество учителя химии перед остальными предметниками произвести эффект на уроке: поджечь какую-то смесь или взорвать какой-то газ. Вот учителя года из одной группы конкурсантов или жюри встретились и не могут наговориться, строят грандиозные профессиональные планы. И поверьте, все грандиозные планы свершатся! Вот наши сибиряки Александр Александрович Буханистов, Марина Николаевна Чешева, Марина Игоревна Тараканова, Светлана Николаевна Бордукова, Анна Ионовна Ефимкина приглашают друзей на профессиональную встречу в заснеженном Красноярске или Новосибирске. Вот тульская делегация в кружевных воротничках под руководством Людмилы Геннадьевны Бабкиной вручает хозяевам лицея №533 шикарный самовар, чтобы вокруг него собирались друзья и придумывали новые гениальные идеи, такие как Пушкинский урок.

А я, гуляя по пустынным коридорам Царскосельского лицея, рассматривая гипсовые головы, конторки, стены комнат лицеистов, долго думала, что же нужно, чтобы пробудить среди наших учеников такое чудо, как Саша Пушкин. Что сделало его таким? И только после Пушкинского урока поняла, что это. А точнее – кто. Это великие учителя лицея и золотой выпуск, покинувший эти стены вместе с выпускником Александром Пушкиным. Братство друзей, единомышленников с горящими глазами, людей, которых можно назвать своими, с которыми можно спорить ночи напролет и праздновать победы, которые закроют от пули и нарушат запрет царя, чтобы увидеть друга. Александр Сергеевич, до встречи с друзьями на следующем Пушкинском уроке!

Надежда Князева, финалист конкурса «Учитель года России»-2013, учитель начальных классов школы №137, Красноярск

Фото: Надежда Зюзина, Тула

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте