search
main
0

В центре внимания дети

В информационном центре столичного правительства состоялась пресс-конференция заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Леонида Печатникова «Деятельность органов исполнительной власти комплекса социальной сферы города Москвы по созданию комфортных условий для жизни и развития детей», в которой приняли участие министр Правительства Москвы по культуре Сергей Капков, руководитель Департамента здравоохранения Алексей Хрипун, первый заместитель руководителя Департамента образования Михаил Тихонов, первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения Ольга Грачева.

Сергей КАПКОВ:- Наши градостроительные планы – это и окончание реконструкции школы Гнесиных на Знаменке, и создание новых музыкальных школ. В этом году мы закончили парк «Садовники», полностью заканчиваем парк «Эрмитаж», Аршиновский парк, парк «Сиреневый сад», в следующем году у нас запланировано сдать  также 8 парков: это и подходы к олимпийской деревне и парк на Ходынском поле,  есть у нас отдельный проект – большой и дорогой –  это парк «Митино», где раньше планировали построить торговый центр, но жители выступили против, мэр эту стройку отменил и поручил нам построить на этом месте большой, заметный, интересный парк. Основная наша задача – уйти в децентрализацию и делать локальные парки, локальные центры. Когда-то парк Горького был заметным объектом, сейчас хочется, чтобы парк Горького стал обыденным проектом, потому что такие обыденные парки должны быть в каждом районе округа, в каждом районе города. Любой градостроительный проект, о котором бы я ни рассказывал, он все равно будет локальный. Построим ли мы парк на месте Ходынского поля, этим парком будут пользоваться жители близлежащего района, парком «Садовники», который мы открыли в конце проспекта Андропова, тоже будут пользоваться жители близлежащих районов. Департамент культуры и Департамент образования реализуют совместный проект, который предполагает, что каждый московский школьник два раза в год посетит московский музей и московский театр. Если говорить о концептуальных вещах, которые должны затрагивать всю социальную отрасль, всю отрасль детства и более миллиона московских школьников, то это проект, которым мы хотим добиться, чтобы московские учителя совместно с московскими работниками культуры имели возможность провести урок в музее,  сходить на классические спектакли в московские театры. Мы достаточно большими темпами это делаем, сейчас вышли на цифру в 200000 человек, но планируем выйти на 100%-ное посещение нашими школьниками музеев и театров.  Мы договорились с Департаментом образования и  сейчас начинаем работу, чтобы специалисты Департамента культуры стали кураторами уроков музыки в общеобразовательных школах, потому что наша основная задача – дать не только высокое музыкальное образование, но и обычные высококачественные музыкальные навыки детям, потому что это не один десяток музыкальных занятий в школе. Основная наша задача – использовать олимпийский принцип «от массовости к рекордам»: чем больше детей в школах будет интересоваться, заниматься музыкой, тем больше нашим специалистам из музыкальных школ будут видны музыкальные таланты  –  новые Башметы, Спиваковы, Мацуевы. Задача в том, чтобы как можно больше детей участвовало в наших музыкальных и эстетических художественных школах. Михаил ТИХОНОВ:- Москва обладает уникальной социокультурной средой. Открыть эту социокультурную среду детям, дать возможность внести ее в тематику школьного урока и есть задача того проекта, который анонсировал Сергей Капков. В Москве нет неинтересных с точки зрения истории районов. Например, район Новогиреево, здесь есть  очень интересная гипотеза, связанная с непростыми отношениями хана Гирея и Ивана Грозного. Вновь присоединенные земли, самый край Калужской области, поселение Кленовское – места памятные с 1812 года. Историк, как и любой другой учитель, не должен быть ленив и нелюбопытен в отношении той социокультурной среды, которая окружает его школу. Целая цепочка событий уже реализована, мы активно убеждаем, что важно высвободить для ребенка хотя бы один день, в субботу, чтобы выйти за пределы класса и погрузиться в эту среду соответствующим образом. Нам открывают двери вузы для проведения «университетских суббот», так одновременно решается проблема профориентации. Мы приглашаем на семинары к учителям интересных людей – состоялись встречи с  Решетниковым, Кульбачевским, это дает возможность учителям вооружиться дополнительными сведениями. Как чувствует себя ученик на уроке музыки, если уже учится в старших классах музыкальной школы? Как чувствует себя ученик на уроке физкультуры, если он в каком-то виде спорта уже выполнил норматив кандидата в мастера спорта или мастера спорта? Такие дети  на школьном уроке чувствуют скуку. Сам бог велел соотнести индивидуальную потребность ребенка в освоении той или иной предметной области, в рамках подушевого финансирования мы вправе найти оптимальные возможности для взаимодействия и привлечения в школу более квалифицированных специалистов того или иного направления. Эта интеграция будет явно в пользу ребенка. Все здания, которые мы принимаем в качестве новостроек, и те здания, которые мы ремонтируем, на уровне проектной документации обеспечиваются всеми атрибутами доступной среды. Но должны ли все без исключения здания быть приспособленными ко всем видам проблем здоровья у детей? Могу ответственно заявить, что сегодня у нас нет образовательных организаций, где обучаются дети с проблемами здоровья или инвалиды, которые испытывали бы затруднение в организации образовательной среды сообразно собственным потребностям. Если такие проблемы возникают, в течение года мы имеем необходимые ресурсы, чтобы привести их в соответствие. Общий подход таков: если мы говорим о детях с проблемами здоровья с сохранным интеллектом, они вправе обучаться в детском коллективе здоровых детей. Это полезно и для них, и для детей, у которых нет таких проблем. Здесь подчас возникает необходимость дополнительного обсуждения этой темы с родителями, мы, как правило, находим общий язык, и нерешаемых проблем не возникает. Можно говорить и о школах надомного обучения, о детях,  которые сопровождаются удаленно через интернет-канал и которых  посещают учителя на дому. Можно говорить о создании среды в образовательной организации. Система московского образования имеет достаточно ресурсов для решения этих вопросов, но сегодня мы не ставим вопроса о приведении среды в 100%-ное соответствие в тех учреждениях, в которых нет и не ожидается ни детей с особыми проблемами, ни родителей, которые бы могли испытывать затруднение при общении. Мы это делаем по мере возникновения таких проблем. Леонид ПЕЧАТНИКОВ: – Когда у нас идут капитальные ремонты в школах и мы знаем, что в составе этой школы есть дети с ограниченными физическими возможностями,  то делается все необходимое, мы создаем пандусы, чтобы дети-инвалиды передвигались. Это абсолютно идеологическая позиция Департамента образования и московского правительства. Мы  сторонники инклюзивного образования. Мы не сторонники создания гетто для детей с нарушением двигательной активности, которые часто интеллектом превышают тех, кто бегает и прыгает, только дети с нарушением интеллектуальных функций учатся отдельно, и у них есть сориентированная на них система образования. Дети с другими ограничениями должны учиться вместе со здоровыми детьми, это и у здоровых детей развивает чувство сострадания, сочувствие к человеку. Душевные качества этих детей будут только лучше. Это общемировая практика. Жизнь показывает, что это правильно. Очень надеюсь, что мы привьем детям интерес к театрам, культуре. Для нас чрезвычайно важно реализовать эту совместную программу, которую разработали два ведомства в Москве. Михаил ТИХОНОВ: – Москвичи предложили проводить каникулы в одно и то же время для всех столичных школ. Принятие решения, которое касается всех семей в городе, для такой системы, как образование, не такое быстрое дело. Да, мы идем к одинаковому графику каникул,  в ближайшее время на том же «Активном гражданине» мы обратимся к москвичам с выбором того или иного варианта. Это будет к лету будущего года, тогда у нас точно будет решение по графику каникул. Леонид ПЕЧАТНИКОВ:- Когда мы начинаем  голосовать  на интернет-ресурсах, очень бы хотелось, чтобы голосовали те, у кого есть дети. Мы сталкиваемся иногда с удивительными событиями. Например, нам нужно где-то в районе Москвы построить блок начальных классов. Казалось бы, кто может возражать? Потом устраиваются общественные слушания, и вдруг на основании общественных слушаний мы видим, что общественность возражает против строительства блока начальных классов. Начинаем выяснять, что за общественность приняла участие в этих слушаниях. Выясняем, что ни у кого из этой общественности нет ни детей, ни внуков, которые бы нуждались в блоке начальных классов. Они хотели бы построить, наверное, аптеку или поликлинику. Очень бы хотелось, чтобы в голосованиях, в том числе  на портале «Активный гражданин», тематически участвовали бы люди, которых это кровно касается. Михаил ТИХОНОВ:- Сегодня много разговоров о так называемой платной продленке. Если кто-то видел платежку, которую школа просит оплатить, для того чтобы ребенок ходил на продленку, передайте ее, пожалуйста, мне, я обещаю в течение короткого времени по данному конкретному примеру разобраться и дать полную информацию. Шум, который поднят вокруг этой темы, на мой взгляд, имеет мало практических оснований.  Я готов назвать статью Федерального закона «Об образовании в РФ», где  говорится о правах и обязанностях школы, о том, что если есть такая необходимость и администрация школы и управляющий совет такое решение приняли, они должны своим локальным актом закрепить, на кого распространяются льготы, кто вправе или нет получать бесплатно эту услугу или кто должен оплатить такие вещи. Они должны обратиться к учредителю за утверждением расценок, которые вокруг этого возникают. Могу ответственно заявить, что на сегодняшний день таких обращений от учредителей от московских школ нет. Леонид ПЕЧАТНИКОВ: – Тем не менее это не на пустом месте возникающие слухи. В Законе «Об образовании в РФ», который вступил в силу 01.09.2013, нет такого понятия, как «продленка». Ни одной копейки меньше на субсидию школы не передавалось. Если в прошлом году на эти деньги можно было содержать продленку, то почему нельзя в этом году, непонятно. Другое дело, что если есть решение администрации школы, управляющего совета школы, что эта продленка должна быть до 8 часов вечера, а не до 16, как обычно, что надо еще дополнительно покормить ребенка в это время, то управляющий совет наделен такими полномочиями, что они могут предложить родителям собрать на это дополнительные деньги. Но сколько это стоит, в каждом конкретном случае определяет только Департамент образования как учредитель. Так написано в законе. Если Департамент образования по их инициативе согласовал такой дополнительный доход, то это их дело. Департамент образования может поставить ограничительные меры, сказать, что это вы делать можете, но для детей-сирот, малообеспеченных мы просим вас, чтобы эти дети получали эту услугу бесплатно, и школа пойдет по этому пути. Никаких конкретных обращений  по этому поводу еще не было. Ольга ГРАЧЕВА:- В настоящий момент в детских домах находятся 3447 детей. Мы активно занимаемся вопросами семейного устройства детей, развиваем различные формы семейного устройства, в том числе  опеку, попечительство, патронат, приемные семьи. У нас сохраняются высокие темпы усыновления детей-сирот. Мы создали специальный портал «Усынови, Москва». Это дает возможность потенциальным усыновителям иметь более широкую информацию о детях, которые нуждаются в устройстве в семьи. Используется наш региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Только за первое полугодие 2014 года 1200 детей переданы на семейную форму устройства. В этом году мы совместно с Департаментом жилищной политики запустили  очень важный городской проект. Он позволит, как мы надеемся, существенно продвинуть тему усыновления детей, которые проживают в настоящий момент в детских домах,  нуждаются в семейном устройстве и воспитании в домашних условиях. Мы отрабатываем технологию устройства этих детей в приемные семьи,  предварительно родители прошли соответствующую подготовку, психологическое тестирование. Совместно с Департаментом жилищной политики, по мере того как появляются желающие поучаствовать в проекте, мы осуществляем текущий подбор помещений, когда городская комиссия принимает решение о принятии семьи в проект, эта семья уже точно знает место своего жительства. Сегодня уже 5 семей заселились в новые квартиры, дети проживают в комфортных условиях. Мы для себя установили правило, по которому все семьи, попавшие в проект, находятся на последующем социальном патронате. Поскольку семьи приемные, на них действуют все гарантии приемных родителей,  мы оказываем им адресную помощь. На сегодняшний день документы для участия в проекте подала 21 семья, 19 из них предоставили полный пакет документов, положительное решение комиссии есть по 8 семьям. Наш проект сейчас сформулирован в нормативных документах Правительства Москвы как  бессрочный эксперимент, то есть он будет действовать ровно столько, сколько мы будем ощущать необходимость в его реализации. Леонид ПЕЧАТНИКОВ: – Задача, которая перед нами стоит, – максимально разгрузить дома-интернаты. Раньше позиция была такая: увеличивается количество детей-сирот – строим новые дома, берем в штат воспитателей и увеличиваем количество мест для детей-сирот. Сейчас поставлена  другая задача: не увеличивать количество домов-интернатов для детей-сирот, а максимально пристраивать детей в семьи,  поэтому город создает условия, для того чтобы формировались приемные семьи, взрослые родители брали детей на попечение, чтобы домов-интернатов для сирот становилось все меньше. Такая у нас целевая установка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте