search
main
0

В царстве кукол. Сказочные персонажи оживают в руках художника

Учитель, без сомнения, – профессия творческая. Но может ли школа инженера-строителя «превратить» в профессионального художника? С такими случаями, согласитесь, сталкиваешься не каждый день. Наша героиня – учитель технологии с 20-летним стажем, лауреат шестого фестиваля педагогов дополнительного образования Москвы, член союза дизайнеров России и Ассоциации русских художников в Париже, основатель и руководитель Московского клуба текстильной куклы Ольга Николаевна РУБЦОВА.

Двадцать лет назад в обычную московскую школу №1315 пришла работать преподавателем технологии ее выпускница, инженер-строитель по образованию Оля Рубцова. Так сложилось, что строительную площадку ей пришлось сменить на класс, а нивелир на указку. И надо сказать, что от этого выиграли все. И сама Ольга, которая с детства мечтала стать конструктором одежды, и дети, и школа.

Шитье, вышивка, батик, бисероплетение, вязание – все эти техники Ольга не только знала в совершенстве, но и умело передавала своим ученикам. По ее инициативе в школе были организованы секции и кружки, в которые сначала приходили девчонки, а потом и мальчишки, от пятиклашек до старшеклассников. Работали так увлеченно, что вскоре собралась внушительная коллекция декоративных изделий. Для начала оформили кабинет трудового обучения – получилось на загляденье. И тогда Ольга Николаевна предложила создать в школе музей декоративно-прикладного творчества.

Директор идею поддержала, и за короткий срок «всем миром» – силами учителей, ребят и родителей – был оборудован один из лучших школьных музеев Москвы. Прялки и самовары, рубели и старинная кухонная утварь, пасхальные принадлежности и домотканые половики, набор аптечной посуды XVIII века и, конечно, изделия кружковцев уютно разместились на полках, которые смастерили сами ученики.

Чтобы придать музею неповторимую атмосферу, Ольга Рубцова решила «заселить» это старинное царство историческими и этнографическими кукольными персонажами. Но как их делать? С чего начать? Литературы по изготовлению кукол в 90-е годы было крайне мало, курсов или мастерских днем с огнем не сыщешь. Приходилось все выдумывать самим. Появились первые куклы – манекены, пока без лица, зато с тщательно сконструированной этнографической одеждой Орловской, Московской, Рязанской губерний. Ученики начали через историю костюма изучать историю своей Родины, а музей стал местом проведения уроков, мастер-классов, передвижных выставок, народных праздников. В общем, зажил своей жизнью.

Но идея научиться профессионально делать кукол – так, чтобы каждая из них имела свое лицо, свой характер, – не оставляла Ольгу Рубцову в покое. И однажды, увидев по телевизору коротенький репортаж о кукольной выставке в ЦДХ, она бросилась на поиски. Это сегодня достаточно войти в Интернет, и любая информация как на ладони. А 10 лет назад Ольге пришлось немало побегать, чтобы отыскать Школу кукольного дизайна Светланы Воскресенской, где опытные художники учили любого желающего делать кукол – из фарфора, пластика, папье-маше и текстиля.

Ольга Николаевна выбрала текстиль – настолько поразили ее куклы Ольги Андриановой, родоначальницы техники «скульптурный текстиль». «Они были как живые – Высоцкий, Золотухин, Лужков… А рядом с куклой Андриановой «Голый король» я час простояла, – вспоминает Ольга, – и все не могла понять, как художнице удалось придать текстильному телу живую пластику, а лицу куклы так «вырисовать» мимику и морщинки, чтобы оно приняло такое умилительно-глупое выражение? И решила – я хочу этому научиться, это то, что мне нужно! А сам материал такой теплый, живой, податливый, и ученикам освоить его будет несложно».

В ноябре 2000 года Ольга Рубцова и четыре ее сокурсницы стали первыми выпускниками Школы по направлению «скульптурный текстиль». И все девять лет Ольга продолжает совершенствоваться как художник: «Шесть занятий – хороший старт, но для того чтобы стать профессионалом этого мало. Нужно постоянно учиться, работать, постигать что-то новое… Вот, например, кукольные аксессуары: очки, ботиночки, зонтик или удочка, – все, без чего образ будет не полным, приходилось учиться делать самой. Сегодня все это можно купить. Но покупная вещь, сделанная не вами, способна не дополнить, а разрушить создаваемый вами образ». Так, в процессе непрерывного обучения родились авторские курсы, которые Ольга Рубцова преподает в Школе кукольного дизайна: обувь для текстильной куклы, аксессуары, декоративные изделия из картона и папье-маше, домики и мебель для кукол.

Еще одна большая заслуга Ольги и ее коллег – создание Московского клуба текстильной куклы, который в 2009 году отметит свое пятилетие. «Сама идея возникла в 2000 году, когда мы, первые пять выпускников школы, поняли, что объединение необходимо нам для общения, обмена опытом, обучения, – рассказывает Ольга Николаевна. – Но тогда реализовать ее не удалось. Мои сокурсники вернулись к своей повседневной работе. Елена Елшина, например, как Шурочка из «Служебного романа», пошла по профсоюзной линии. Хотя кукол не оставила – она талантливый и самобытный художник, ведет в Школе дизайна курс скульптурного текстиля. На ее счету уже больше сотни успешных выпускников, которые вместе с моими учениками (а их у меня более 1500) и стали родоначальниками клуба. Сегодня у нас сложилась отличная команда, способная организовать любое мероприятие. За год мы проводим до 15 выставок! Художнику необходима внешняя оценка, именно это и подстегивает его к совершенствованию. Тем более что почти все наши авторы – люди разных профессий, далеких от искусства. Большинство, конечно, учителя и работники дополнительного образования. Но есть химики, инженеры, менеджеры, домохозяйки… Клуб дает нам возможность самовыражения. Ведь глупо работать «на диван». Для меня, например, огромное счастье услышать похвалу от обычных зрителей и, конечно, профессионалов. Это дает новый импульс – учиться. Ведь чем больше умеешь, тем больше шансов найти себя, свою технику, свое неповторимое лицо. Я люблю этот непрерывный процесс – учиться, изобретать, учить. Поэтому с радостью соглашаюсь провести мастер-классы в школах Москвы, в регионах, где есть объединения кукольников. Стремлюсь делиться своим опытом и приобретать новые знания».

Сегодня Ольга Рубцова и члены ее клуба – постоянные участники международных и региональных выставок, организаторы мастер-классов в России и за рубежом. Они входят в Палату ремесел, в секцию «Гильдия кукольников», которой руководит заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Елена Георгиевна Бурова. А это лишнее доказательство того, что «школа-творчество-успех» – непрерывная связь, способная дать шанс каждому, от ученика до учителя, найти свое неповторимое место в жизни.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте