search
main
0

В аду личной тюрьмы. Тема «Человек и общество». 10-й класс

Метод анализа ситуаций, известный как кейс-метод, позволяет посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха: интеллектуальную, коммуникативную и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.

Общественная жизнь во всем своем многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.

Десятиклассникам предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Основная задача – детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела, этот кейс создает практическую, что называется, действующую модель ситуации. При этом учебное назначение его может сводиться к тренингу учеников, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Вводная беседа

По мнению Шарля Монтескье: «Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово «свобода». Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого они считают тиранической властью; другие – право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи – право носить оружие и совершать насилие; четвертые видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время проклинал свободу за обычай носить длинную бороду. Иные соединяют это название с известной формой правления… Наконец, каждый именовал свободой то правление, которое наиболее отвечало его обычаям или склонностям».

О какой свободе рассуждает французский философ?

Да, Монтескье говорит о многообразных толкованиях именно политической свободы. Многие из указанных трактовок сохраняют значение и пo сей день. Монтескье связывает политическую свободу с моральными требованиями. Но помимо политики свободу можно рассматривать применительно ко всем сферам жизни общества – экономическая свобода, религиозная, интеллектуальная и т. д.

Если обратиться к личностному уровню, то проблема свободы сводится к вопросу: обладает ли человек свободой воли, иначе говоря, обусловлены или нет его намерения и поступки внешними обстоятельствами?

Важно подчеркнуть и вытекающее из этого тезиса положение: свобода есть человеческое отношение, форма связи человека с другими людьми. Так же, как нельзя любить в одиночку, так и невозможно быть действительно свободным без других или за их счет. Иначе говоря, чтобы стать абсолютно свободным, человеку пришлось бы освободиться от отношений с другими, а значит, и от самого себя.

Но чем определяются границы свободы? Существуют закономерности природной и социальной среды обитания человека, не считаться с которыми он не может.

В ходе работы над фильмом «Властелин колец» режиссер Питер Джексон встретился с новозеландским юношей Камероном Дунканом. Судьба юноши не оставила равнодушным никого в съемочной группе. Талантливый подросток, увлеченный кино, в 16 лет узнает страшный диагноз – саркома кости. Узнав о нем, юноша решил сделать фильм, чтобы поддержать других людей, оказавшихся в аналогичной ситуации. Я предлагаю вам посмотреть его фильм «ДФК 6498».

Вопросы и задания к фильму:

О каких смыслах понятия «свобода» рассуждает автор?

В чем смысл свободы как нравственно-этической категории?

Как, по-вашему, связаны понятия «свобода» и «ответственность», «свобода» и «необходимость»? Можно ли нести ответственность в условиях «несвободы»?

Авторский текст

«Свобода воспринимается как нечто само собой разумеющееся, и вы не цените тех мелочей, которые имеете.

Мой номер ДФК 6498. Он написан на всех моих документах с начала моей жизни на этой земле. Приговорен. К заключению…

Я никого не убивал, не совершал преступлений. Я даже не выпил ни капли алкоголя, не выкурил ни одной сигареты, даже не взглянул на наркотики. Таких называют стопроцентно правильными.

Но я здесь, в этом аду моей личной тюрьмы.

Все из-за него – этого «демона», о котором я должен заботиться, – ведь за тем я здесь.

Здесь всегда одно и то же. Всегда. Я склонен жалеть себя, но мне постоянно напоминают о тех, кто вместе со мной. Эти люди. Они так молоды! Они тоже не совершали преступлений. Здесь все невиновны.

Я прохожу через каждодневную рутину. Главный охранник! Он такой пунктуальный! Он приходит каждое утро, заставляет оставаться в комнате. Это наказание. Я должен терпеть как часть приговора. Единственное, что поддерживает меня, – все это для моего блага.

Полагаю, я сам виноват, что оказался здесь. Я играл с судьбой годы, может быть, судьба решила поиграть со мной. В таком случае у судьбы получилось.

Я был так свободен! Мир. Спортивная площадка. Земля – арена. Судьба подтолкнула меня, чтобы моя жизнь оказалась на самом краю. Но я не спрыгну. Я живу для родителей, для тех, кого люблю, потому что, когда я умру, мне не будет больно, больно будет тем, кто останется.

Это, пожалуй, единственная тюрьма с незапертыми дверями. Все обитатели должны терпеть муки. Но я не смею уйти, даже ради свободы.

Самое худшее здесь – время. Оно идет так медленно, но оно не останавливается. Даже в клетке мы все живем жизнь по часам. Я также проживаю свою жизнь, но намного медленнее.

Секунды как минуты, минуты как часы, часы как дни, дни как месяцы. Как бесцельная погоня за радугой: ты просто бежишь за ней.

Лучший способ убить время – спать, потому что, когда я сплю, – я вижу сны! А когда я вижу сны, я могу выйти за пределы своей тюрьмы. Мне снится, как я просыпаюсь среди лилий. Мне снятся простые вещи, в которых так много красоты даже для самого несчастного человека. Мне снится, как я слышу шепот своего дыхания, обращая внимание на действие больше, чем на обычность мгновения. Мне снятся вещи такой красоты, что на них больно смотреть.

Свобода принимается как нечто само собой разумеющееся, когда не ценишь тех мелочей, которые имеешь.

Самое трудное в снах – просыпаться. Потому что, когда я просыпаюсь, – я все еще здесь!»

(Начинаем обсуждать, что такое необходимость в человеческой жизни.

Говорим о закономерностях природной и социальной среды обитания человека, не считаться с которыми он не может.)

Почему автор выбрал именно этот образ – тюремная камера с открытой дверью?

Чем объяснить, что при этом он закован в кандалы?

Что, по вашему мнению, выступает здесь в качестве необходимости?

(При всей важности учета внешних факторов свободы и ее границ еще большее значение, по мнению многих мыслителей, имеет внутренняя свобода. Мы переходим в новую понятийную плоскость: свобода – ответственность. Проблема злободневного выбора в заданных обстоятельствах и ответственности за свои решения.)

Какой выбор стоит перед героем?

Можно ли назвать Камерона свободным человеком?

Как с учетом категорий «необходимость», «свобода», «выбор», «долг» можно трактовать этот фильм?

(Можно обращаться к различным ситуациям, реальным или созданным творческим воображением писателей. Важно убедить учеников: без моральных ограничений подлинной свободы нет. Человек по-настоящему свободен лишь тогда, когда он сознательно и добровольно делает подчас мучительный выбор в пользу добра.)

В более подготовленных классах целесообразно организовать работу с небольшими фрагментами из философских произведений.

Фрагмент из произведения Николая Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека»:

«Человек сознает свое величие, и мощь, и свое ничтожество, и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость, сознает себя образом и подобием Божьим и каплей в море природной необходимости. Почти с равным правом можно говорить о божественном происхождении человека и о его происхождении от низших форм органической жизни природы. Почти с равной силой аргументации защищают философы первородную свободу человека и совершенный детерминизм, вводящий человека в роковую цепь природной необходимости. Странное существо – двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабий, существо свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным».

Разделяете ли вы вывод Бердяева о противоречивости природы человека?

В чем, на ваш взгляд, проявляется «царственная свобода» человека?

Что свидетельствует о его «рабской зависимости»?

Как в фильме Камерона Дункана прослеживается разграничение между свободой внешней и внутренней, связанной с перестройкой всего миросозерцания человека?

Татьяна КЛОПОВА, учитель истории и обществознания гимназии №3, Астрахань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте