Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Новый подход

Уж если улыбаться, так красиво

Стратегия выбора
УГ - Москва, №04 от 26 января 2021. Читать номер
Автор:

В мире очень мало вещей, которые мы не можем выбрать: наше собственное тело, страна, в которой мы родились, и наши родители. Все остальное в жизни зависит от нашего собственного выбора. И одним из самых ответственных и определяющих нашу судьбу является выбор профессии.

В сфере образования постоянно происходят перемены, которые связаны прежде всего с изменениями в обществе. Чтобы подготовить специализированные кадры, система образования развивается и совершенствуется в соответствии с интересами общества и государства. И главная задача семьи и школы – совместными усилиями научить детей жить в современном мире.

На уровне общего среднего образования акцент сделан на его практической направленности. Практико-ориентированный подход подразумевает развитие практических навыков, применение полученных знаний в повседневной жизни. И обучение в школе сейчас выстраивается так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Достигать высоких результатов во всех сферах жизни.

В России на сегодняшний день насчитывается более 6000 названий профессий. Естественно, ориентироваться в таком огромном мире непросто. Фундаментальные изменения в экономике и общественной жизни предъявляют существенно новые требования к личности, главные из которых – инициативность, ответственность, адаптивность к изменяющимся условиям, способность и готовность к обоснованному выбору профессии. Среднее общее образование как раз и направлено на подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению обучения и началу профессиональной деятельности.

Профильное обучение в 10‑11‑х классах – это комплексный и достаточно радикальный образовательный инструмент, который расширяет возможности выбора образовательных траекторий и маршрутов, мотивирует детей к достижению более высокого образовательного результата.

Для наших детей очень важно, обучаясь в основной школе (с 5‑го по 9‑й класс), определить сферу своих интересов, профиль, выбор которого будет желанным, где ребенок сможет проявить свои возможности, способности, и в дальнейшем правильно выбрать профессию.

А для этого необходимо четко знать свои интересы, желания и цели. Работа должна приносить удовольствие. Выбранная профессия должна быть в первую очередь любимой, к ней должно лежать сердце, а уже во вторую очередь – высокооплачиваемой и модной, ведь даже если мода пройдет, а зарплата изменится, любимая профессия останется.

Для того чтобы сделать правильный выбор профессии, необходимо тщательно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны.

Планирование профессионального будущего – одна из важнейших задач, стоящих перед человеком. От того, насколько успешно будет решена эта задача, зависят психологическое и материальное благополучие, успешная самореализация человека в его дальнейшей жизни.

Реализация идеи профилизации обучения ставит выпускника в 9‑м классе перед необходимостью самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Однако в большинстве случаев для выпускников выбор профиля обучения является сложным. Поэтому обычно этот выбор за них делают родители. Вместе с тем и сами родители не всегда знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многом не совпадают.

От правильности выбора профиля обучения в значительной степени зависит дальнейший выбор профессии, а значит, и выбор уровня жизни, друзей, возможность реализовать себя.
Следует учитывать тот факт, что поменять профиль обучения старшие школьники смогут на этапе обучения в 10‑м классе. Однако перемена профиля обучения в 10‑м классе скорее исключение, чем правило.

Обычно старшие школьники определяются с профилем обучения к окончанию 9‑го класса.
Но, если выбор профиля осуществляется не самостоятельно (по желанию или под давлением родителей, за компанию с друзьями, из-за престижности, по незнанию своих слабых и сильных сторон, либо отождествляя конкретного человека или любимый учебный предмет с профессией, имея устаревшие представления о ней) и в процессе обучения в 10‑м классе старшие школьники осознают, что выбор их неверен, они имеют возможность поменять профиль обучения к концу первого месяца или первой учебной четверти.

Чтобы старшие школьники могли верно выбрать направление будущей профессиональной деятельности, они четко должны ставить цели, которые хотели бы реализовать в жизни, иметь гражданскую позицию и нравственные убеждения, обладать знаниями о себе, о мире профессий, о профессиях, востребованных в регионе, а также обладать личностными качествами, позволяющими совершить осознанный выбор. Общая задача педагогов и родителей – воспитать выпускника, обладающего ключевыми общепредметными, предметными компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникационной и прочих сферах.

Ответ на вопросы «Как выбрать профессию?», «Кем стать?» и подобные – это только первый шаг на пути к успешной карьере, но именно от него зависят будущие успешность и востребованность ребенка как профессионала.

Также не стоит забывать, что многие профессии находятся на стыке разных дисциплин, поэтому необходимо хорошо разбираться во всех них. Еще одним немаловажным фактором, который стоит учитывать, является то, что профессиональные требования и обязанности значительно меняются по мере карьерного роста.

В нашей школе ведется системная работа по формированию профессиональных компетенций обучающихся, которая успешно реализуется в том числе через образовательные проекты Департамента образования и науки города Москвы «Профессиональное обучение без границ», «Субботы московского школьника», «Юные мастера» и многие другие. Она является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в котором задействованы все участники образовательных отношений.
Система работы, непрерывно осуществляемая на протяжении всего времени обучения ребенка в школе (с 1‑го по 11‑й класс) с учетом возрастных особенностей, уровня образования, способностей, возможностей, интересов и личностных качеств учащихся, дает положительный результат.

Станет ли ребенок человеком, который получает удовольствие от работы, стремительно растет по карьерной лестнице и успешно реализует себя в условиях современного общества, зависит только от него и его первых шагов в выборе желаемой и перспективной сферы деятельности, и в первую очередь от удачного определения профиля обучения, а значит, грамотного выбора дальнейшей профессиональной деятельности. И школа должна ему в этом помочь!

Алла ПЛАХОВА, директор школы №2129 имени Героя Советского Союза П.И.Романова

Комментарий

Арина НИКИТУШИНА, ученица 10‑го класса школы №2129 имени Героя Советского Союза П.И.Романова:

– У каждого человека однажды возникает вопрос: «Кем же я хочу стать?» Кто-то с самого детства знает, кем он будет, когда вырастет, кто-то в течение долгого времени ищет свою профессию, а кто-то и за всю жизнь так и не находит работу, которая по-настоящему была бы ему интересна.

Выбор профессии, я думаю, – главный выбор в нашей жизни. Потому что профессия должна быть по душе и доставлять удовольствие.

Свою будущую профессию я выбрала еще в детстве. Я хочу быть врачом-стоматологом. Этот выбор мне помогли сделать мои родители и учителя школы, которые терпеливо развивали мои таланты и способности, давали возможность попробовать себя в различных областях знаний и творчества, воспитывали во мне лучшие человеческие качества и черты характера, умело направляли меня на пути к профессиональному выбору.

Стоматолог – это врач, который должен заботиться не только о здоровье зубов пациента, но и о его внешности. Ослепительная белоснежная улыбка является важным атрибутом обаятельного, красивого человека, как женщины, так и мужчины.

Я считаю, что определенные черты моего характера – усидчивость, терпение, желание помочь окружающим – являются очень нужными и важными для этой профессии. Мне всегда хотелось помогать людям. Я отдаю себе отчет в том, что необходимо много и усердно учиться, чтобы стать высококвалифицированным врачом. Сейчас я учусь в 10‑м классе естественно-научного профиля, где основные предметы – химия, биология, русский язык. Учиться мне очень интересно, потому что я изучаю те предметы, которые пригодятся в моей будущей профессии. И уже сегодня я готовлюсь к поступлению на стоматологический факультет Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И.Пирогова, а затем планирую окончить ординатуру, интернатуру, чтобы стать высококвалифицированным специалистом и быть всегда нужной нашей стране. Врач должен постоянно повышать свою квалификацию, поэтому учиться я буду на протяжении всей моей профессиональной жизни.

Надеюсь, что я все смогу, мои планы осуществятся, и я буду с огромным удовольствием помогать людям, которые в этой помощи нуждаются.


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt