search
Топ 10

Узелки на память. Опорные конспекты. Дидактический материал

Считаю, что выбирать для себя биологию как предмет для более глубокого изучения, ученикам нужно уже с 6-го класса, так как именно в это время закладывается основа изучения науки биологии. Где, как не на уроке, появляется у детей интерес к науке, предмету? Чтобы закрепить этот успех, нужно использовать активные формы и методы обучения. Одним из них является метод опорных конспектов. Для этой цели разработаны ЛОС – листы опорных сигналов.

Предлагаемый дидактический материал предназначен для учителей биологии, занимающихся по концентрической программе Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова и соавторов. Опорные конспекты (ОК), или структурно-логические схемы, в системе тематического планирования распределены в соответствии с программными требованиями (связаны с группой уроков) и составлены строго по учебнику Н.И.Сонина «6-й класс. Живой организм». Цель – помочь учителю биологии активизировать работу учеников во время изучения нового материала, его обобщения, закрепления. Трудность состоит в том, что изучаются сразу живые организмы всех царств по основным свойствам. Блоки ОК помогают ребятам лучше ориентироваться в изучаемом материале, сосредоточиться на определенных темах, вопросах, усвоить «целый океан» биологической терминологии, понятий – а это обязательное условие для дальнейшего успешного изучения курса биологии.

Метод ОК и дидактический материал в учебном процессе помогают перейти от фронтальной работы к групповым способам обучения и индивидуальным формам, обеспечивают высокий уровень самостоятельной работы.

ОК можно внедрить в классах любого статуса. Необходимо каждого ученика обеспечить ксерокопиями ЛОС.

ЛОС состоит из автономных тематических блоков. Например, ЛОС №4 содержит материал по тканевому уровню организации живой материи, включает два блока: 1-й – особенности растительных тканей (типы, виды); 2-й – особенности животных тканей (типы, виды). Требуется выяснить особенности тканей: морфологические, анатомические и функциональные, доказать, в чем их специализация и дифференциация, между блоками и в блоках установить взаимосвязи, сходства, отличия. Обязательно подключается для работы учебник, демонстрационный и лабораторный материалы. ОК №4 используется по тематическому планированию на 4 уроках: «Ткани животных и растений», лабораторные работы «Ткани растений», «Ткани животных», «Обобщение изученного по теме «Ткани». На обобщающих уроках обязательно применяется парная и групповая форма работы. ОК должен быть обязательно у каждой пары учеников. ЛОС могут быть включены в любой этап урока. Например, ОК используется также:

– при объяснении нового материала;

– в работе над понятиями и терминами;

– в творческих заданиях разного характера;

– в биологических диктантах;

– при составлении проблемных вопросов, кроссвордов, характеристик;

– как материал для творческого отчета;

– для составления и разработки собственных ОК.

Обязательно отслеживается уровень ЗУН при использовании ЛОС и сравнивается с классами, где опыт не внедряется. Также неоднократно проводятся беседы с учащимися о роли ОК для их деятельности, анкетирование. Опрашиваются родители на родительских собраниях.

В течение учебного года отрабатывалась технология групповой работы с использованием ЛОС. Например:

1. Дети объединяются в 4 группы (по 4-5 человек).

2. Распределение обязанностей в группе.

3. В зависимости от темы урока определяются цели и задачи (с помощью учителя).

4. В каждой группе обязательно наличие ксерокопий ОК.

5. Роль учителя – организатор, контролер.

6. Необходимое условие – высокий темп работы.

Обязанности членов группы (на доске):

1) организатор;

2) гость (связующее звено);

3) гений (генератор идей);

4) аналитик (выступающий).

Форма взаимодействий в группе

(у каждой группы блок ОК):

1) &( перекрестный опрос по блоку;

2) ” цепочки вопросов и ответов по ОК;

3) подключение материала учебника и т.д. (самостоятельная работа);

4) DE работа в сменных парах по материалу учебника, ОК;

5) мини-выступление аналитика.

Формы взаимодействия между группами

1) Хождение «гостей» в группы с рассказом своего блока.

2) Возвращение «домой» и заключительное выступление аналитика.

Допускается введение энергизатора по теме блока: живой объект, муляж, гербарий и т.д.

Оценивание проводится в форме рефлексии. Цель такой работы: повысить качество усвоения материала, интерес к биологии, активность, самостоятельность.

Кроме ОК для построения структуры урока используются книги: В.Н. Семенцева «Биология, технологические карты уроков», Г.П.Игошин «Уроки биологии в 6-м классе».

Дидактические принципы

Принцип лаконичности основан на том, что при восприятии и запоминании объем кратковременной, оперативной памяти человека ограничен (большой объем информации запоминается плохо).

Каждый блок ОК должен быть не более 300-600 печатных знаков.

Принцип структурности заключается в объединении опорных сигналов в логически связанные смысловые блоки. Логически построенный материал легче запоминается, дольше сохраняется в памяти и быстрее воспроизводится.

Принцип автономности выражается в завершенности каждого блока опорных сигналов. Ввиду того что каждый блок несет свою смысловую нагрузку, он воспринимается и запоминается в обобщенной сжатой форме.

Принцип доступности материала подразумевает опору на имеющиеся знания, что способствует лучшему пониманию, повышает интерес к изучаемой теме.

Цветовая наглядность (особый шрифт) и образность (расположение) опорных сигналов вызывают у ребят положительные эмоции, способствуют лучшему восприятию, пониманию и запоминанию материала.

Основой предложенных ОК является опорный сигнал – это графический символ, замещающий смысл какой-то информации из учебника. Сигнал может быть и в форме ключевого слова, термина, цифры, рисунка, стрелки, схемы, химической формулы. Глядя на опорные сигналы, ученик быстро вспоминает их смысл и расшифровывает содержание, излагает его в развернутом виде. Опорные сигналы – это «узелки на память».

ОК – система логически взаимосвязанных опорных сигналов учебного материала одного урока. Я предлагаю ОК не для одного, а нескольких уроков, т.к. по программе Н.И.Сонина в 6-м классе некоторые уроки (по жизнедеятельности животных, грибов, растений) объединены в одно целое. ОК составлен из небольших блоков, объединенных тематически и по содержанию. Так удобнее сравнивать, устанавливать взаимосвязи, находить общее, делать вывод. ОК составлены строго в соответствии с содержанием материала учебника. Копии ОК находятся у каждой пары учеников, т.к. работа по ним предполагается парная и групповая. В учебной работе ОС выполняют несколько функций:

1) служат наглядным пособием при объяснении учителя;

2) упрощают и ускоряют процесс подготовки учащихся к уроку;

3) позволяют увеличить объем изучаемого материала на уроке;

4) полностью снимают проблему накопляемости отметок;

5) развивают творческое мышление и познавательные силы учащихся, активируют процесс обучения.

ОК в системе тематического планирования

№1. «Царства живого. Основные свойства живого»

К урокам 1, 2 по темам: «Место биологии в системе естественных наук», «Основные свойства живых организмов».

№2. «Уровень молекул»

Урок 3: «Химический состав клетки: неорганические вещества клетки». Лабораторная работа «Состав семян».

Урок 4: «Химический состав клетки: органические вещества». Лабораторная работа «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов».

Урок 5: «Химический состав клетки: закрепление и обобщение изученного материала». Лабораторная работа «Определение органических веществ в чистом виде и в клетках».

№3. «Уровень клеточный»

Урок 6: «Клетка – элементарная единица живого». Лабораторная работа «Строение клетки».

Урок 7: «Строение и функции органоидов клетки. Сравнительная характеристика растительной и животной клеток».

Урок 8: «Вирусы – неклеточные формы жизни. Обобщение знаний по строению и химическому составу клеток».

Урок 9: «Деление клетки. Митоз – основа роста и развития организма».

Урок 10: «Биологическое значение мейоза».

№4. «Уровень тканевый»

Урок 11: «Ткани растений и животных».

Урок 12: Лабораторная работа «Ткани растений».

Урок 13: Лабораторная работа «Ткани животных организмов».

Урок 14: Обобщение изученного по теме «Ткани».

№5. «Уровень организмов и систем. Организменный»

Урок 15: «Органы цветкового растения».

Урок 16: «Строение корневой системы». Лабораторная работа «Корневые системы».

Урок 17: «Строение побега. Почка». Лабораторная работа «Строение и расположение почек».

Урок 18: «Стебель – осевой орган побега».

Урок 19: «Строение и функция листа». Лабораторная работа «Простые и сложные листья».

Урок 20: «Цветок, его строение и функция. Соцветие». Лабораторная работа «Строение цветка».

Урок 21: «Плоды: значение и разнообразие». Лабораторная работа «Сухие и сочные плоды».

Урок 22: Обобщение по теме «Органы цветковых растений». Лабораторная работа «Строение семени».

Урок 23: «Органы и системы органов животных».

Урок 24: «Органы и системы органов животных» (продолжение).

Урок 25: «Организм как единое целое». Обобщение изученного.

№6. «Процессы жизнедеятельности организмов. (ПЖО). Питание. Пищеварение»

Урок 26: «Питание растений».

Урок 27: «Фотосинтез – воздушное питание растений».

Урок 28: «Питание животных».

Урок 29: «Типы и значение пищеварения».

Урок 30: «Регуляция процесса пищеварения». Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал».

№7. «ПЖО. Дыхание»

Урок 31: «Дыхание растений».

Урок 32: «Дыхание животных».

Урок 33: Обобщающий урок по теме «Дыхание».

№8. «ПЖО. Транспорт веществ в организме»

Урок 34: «Передвижение веществ в растении».

Урок 35: «Строение и функции кровеносной системы животных».

Урок 36: Обобщающий урок по теме «Передвижение веществ в организме».

№9. «ПЖО. Выделение»

Урок 37: «Выделение у беспозвоночных животных».

Урок 38: «Выделение у беспозвоночных животных и растений».

№10. «ПЖО. Обмен веществ и энергии»

Урок 39: «Обмен веществ и превращение энергии у растений».

Урок 40: «Обмен веществ и превращение энергии у животных».

№11. «ПЖО. Опорно-двигательная система»

Урок 41: «Значение опорных систем в жизни организма. Строение костей».

№12. «ПЖО. Движение»

Урок 42: «Движение простейших и беспозвоночных животных».

Урок 43: «Движение животных в водной среде».

Урок 44: «Движение животных в наземной и воздушной средах».

Урок 45: «Движение растений».

№13. «ПЖО. Координация и регуляция»

Урок 46: «Регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость».

Урок 47: «Строение и функции нервной системы».

Урок 48: «Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности животных».

Урок 49: «Регуляция процессов жизнедеятельности растений».

Урок 50: Обобщение по теме «Координация и регуляция».

№14. «ОСЖ. Размножение»

Урок 51: «Виды размножений. Бесполое размножение».

Урок 52: «Вегетативное размножение растений». Практическая работа «Черенкование комнатных растений».

Урок 53: «Половое размножение животных».

Урок 54: «Половое размножение растений».

Урок 55: Обобщающий урок по теме «Размножение организмов».

№15. «ОСР. Онтогенез растений. Рост и развитие»

Урок 56: «Рост и развитие растений». Лабораторная работа «Прорастание семян».

№16. «ОСЖ. Онтогенез животных. Рост и развитие животных»

Урок 57: «Рост и развитие животных».

Урок 58: «Типы развития животных». Лабораторная работа «Прямое и непрямое развитие животных».

Урок 59: Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов» (установление связей между всеми опорными конспектами).

№17. «Экологические факторы. Экосистемы: уровень биогеоценотический»

Урок 60: «Среда обитания организмов. Экологические факторы среды».

Урок 61: «Влияние факторов неживой природы».

Уроки 62, 63: «Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека». Экскурсия.

Уроки 64, 65: «Природные сообщества. Цепи питания». Экскурсия.

Урок 66: Обобщающий урок по теме «Организм и среда. Природные сообщества».

Урок 67: Летние задания.

Вера ЧУХРИЙ, учитель биологии СШ №9 города Буй Костромской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту