Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Уволить или повысить? Школьный психолог незаменим

Учительская газета, №33 от 14 августа 2007. Читать номер
Автор:

С 1 сентября в шести районах Омской области и областном центре будут введены новые принципы оплаты труда учителей. 35 школ переводятся на подушевое бюджетное финансирование.

– Комплексная модернизация – одно из направлений национального проекта «Образование», связанного с разработкой новых финансовых механизмов, – объясняет Александр Соломатин, министр образования Омской области. – Ситуация в школьном образовании за последние 10-15 лет резко изменилась, а школы еще продолжают хозяйствовать по старинке. Только за последние шесть лет численность учащихся в Омской области уменьшилась на 60 тысяч. Можно сказать, что в год мы теряем десять полноценных школ на тысячу учеников. Но число управленческого и обслуживающего персонала не уменьшается. Коммунальные затраты даже увеличиваются. Сегодня необходимо пересмотреть эффективность работы сети образования.

Попыткой выхода из такого положения должен стать эксперимент по переводу школ на подушевое финансирование. По мнению Соломатина, это приведет к добросовестной конкуренции образовательных учреждений. Ведь если в школе хороший микроклимат и квалифицированные учителя, родители будут охотно вести в нее детей. Соответственно такая школа получит больше средств по сравнению с теми, которые не пользуются авторитетом. Высокий общественный статус позволит ей укреплять материально-техническую базу, повышать заработную плату педагогов. Таким образом, по словам министра образования Омской области, произойдет естественное сокращение численности образовательных учреждений.

Новый механизм финансирования вводится пока не повсеместно, а лишь в качестве эксперимента, по желанию педагогических коллективов. В нем примут участие учреждения разного типа – лицеи, гимназии и школы, среди которых ни одной малокомплектной. Но, как считает Александр Михайлович, жизнь скоро заставит более принципиально оценивать эффективность и маленьких сельских школ:

– Если один учитель ведет пять предметов, разве может он вооружить учеников качественными знаниями? Разве есть у его выпускников шанс поступить на бюджетное место в вуз? Не лучше ли детям, которые стремятся получить хорошее образование, учиться в школах райцентра? Не нравится родителям такая перспектива – пусть рожают побольше детей, чтобы школа из малокомплектной превратилась в полнокомплектную с нормальным штатом квалифицированных педагогических работников.

Подушевое финансирование призвано научить школы считать деньги. Правда, существует опасность, что первым делом экспериментаторы сократят психологов, социальных педагогов и других работников, не имеющих непосредственного отношения к образовательному процессу. Александр Соломатин против такого подхода к делу:

– Слишком долго мы шли по пути внедрения психологов и социальных педагогов в школы, чтобы из-за нового финансового механизма разом перечеркнуть плоды многолетних усилий. Впрочем, чтобы убедиться в полезности того же психолога для развития школы, можно провести локальный эксперимент. В одной школе психолога из штата убрать, в другой – назначить заместителем директора. Не сомневаюсь, что школа с замом-психологом будет иметь более высокий рейтинг среди учеников и их родителей.

Оплата труда омских педагогов и сейчас дифференцированна. Но до сих пор в оценке трудозатрат отсутствовали качественные показатели. Размер зарплаты в основном зависит от того, сколько часов имеет преподаватель и сколько факультативов ведет. При новом механизме финансирования качество преподавания выходит на первое место. Теперь в системе оплаты будут выделяться базовая часть и стимулирующая, при определении которой учитываются показатели сдачи ЕГЭ и результаты, полученные на олимпиадах.

– Среди педагогов Омской области есть немало талантливых, из года в год готовящих победителей самых престижных соревнований, добивающихся высоких результатов ЕГЭ в своих классах. Они должны получать за свой труд больше тех учителей, которые не заинтересованы в реальных знаниях учеников, – считает Александр Соломатин.

Впервые в масштабах области создается электронная система сбора, обработки и анализа информации, касающейся образования. Разработана рейтинговая система оценки качества образования по 12 объективным параметрам. Кстати, в оценке деятельности педагогов будут принимать участие и родительские комитеты. При таком подходе шанс получить хорошую зарплату должен появиться и у молодых педагогов.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту