Формирование лингвистической компетенции наряду с языковой и коммуникативной в школьной программе определяется как специальная цель преподавания русского языка.Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», о ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Проблеме формирования лингвистической компетенции большое внимание уделяют не только ученые-методисты (Е.А.Быстрова, А.Д.Дейкина, Н.М.Шанский, В.Д.Янченко), но и многие учителя-новаторы и просто учителя, ответственно относящиеся к своей работе (Н.А.Борисенко, Т.М.Григорьева, Р.М.Нефедова и др.).Знакомство с достижениями великих ученых-русистов полезно всем, кто любит русский язык и увлечен его историей. Чтобы убедиться в этом, выпускникам школы задали вопрос: «Интересуют ли вас сведения о самой науке «Русский язык», ее разделах, этапах развития, сведения о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении русского языка?» Почти 80% учащихся ответили утвердительно.Такой интерес не случаен. В подростковом возрасте (11-15 лет) ребенок стремится быть самостоятельным и независимым. Он равняется на взрослого как на образец, и ориентиром для детей в первую очередь становятся яркие, интересные выдающиеся личности, какими и были знаменитые языковеды.Работая с биографиями русистов, учитель не только знакомит школьников с виднейшими русскими филологами и их заслугами, но и решает какие-либо сверхзадачи. Такие сведения обогащают учащихся знаниями, расширяют эрудицию и воспитывают в нравственном плане. «Необходимо сформировать у учащихся целостный взгляд на науку о русском языке, представление о языке как системе; на этой основе учащиеся смогут лучше овладеть и практической грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации, повысить свою речевую грамотность», – записано в программных документах.Итак, формирование лингвистической компетенции – обязательное требование современной методики, что отражено и в образовательном стандарте по русскому языку для средней и основной школы.Однако преподаватели-словесники оказываются в трудном положении: нет необходимых методических рекомендаций и дидактических материалов, не во всех учебниках достаточно сведений об ученых-русистах, а редкая информация об истории лингвистической науки и о научном вкладе филологов не вызывает у школьников активного познавательного интереса. Почти нет таких материалов и в изданиях, предназначенных для внеклассной работы.Цель работы – создание методики формирования лингвистической компетенции при обучении русскому языку в средней школе.Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:1) изучить лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;2) уточнить понятие лингвистической компетенции;3) выяснить пути и методы формирования лингвистической компетенции;4) проанализировать дидактический материал учебников с точки зрения формирования лингвистической компетенции;5) определить критерии отбора текстов;6) разработать комплекс упражнений и заданий, направленных на формирование лингвистической компетенции;7) проверить на практике эффективность разработанных упражнений.1. Лингвистическая компетенция в современной лингводидактикеЛингвистическая компетенция – понятие, недавно вошедшее в методику обучения русскому языку и поэтому требующее осмысления содержания. Компетенция по словарю С.И.Ожегова – это: 1) круг интересов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-нибудь полномочий, прав.В большом энциклопедическом словаре компетенция определяется как «объем знаний в какой-нибудь конкретной области». В лингвистике компетенция – это знание языка (competence).Близкое по значению, но не равнозначное понятие компетентный в словарях и справочниках часто толкуется как «осведомленный».В практике обучения языкам пользуются понятиями лингвистическая, языковая и коммуникативная компетенция.2. Пути и методы формирования лингвистической компетенцииАнализ методической литературы позволил выделить три пути формирования лингвистической компетенции: информационный, дискуссионный и творческий. Рассмотрим кратко каждый из них.Чтобы расширить знания учащихся по истории лингвистической науки, применяют информационный путь. Он помогает учителю передать новую информацию, ознакомить с ней школьников при помощи различных источников. Информационный путь имеет широкий спектр методов: чтение учебно-познавательных материалов о языковедах и их научных открытиях, пересказ прочитанного, подготовка сообщений, свободный диктант, изложение, беседа и лекция, самостоятельный анализ текстов учащимися.При обсуждении спорных вопросов, которые были выявлены на этапе ознакомления с новой информацией, используют дискуссионный путь. Он помогает сформулировать у школьников личную мировоззренческую позицию, свою точку зрения на предмет обсуждения. В рамках этого пути эффективен такой метод работы, как беседа на дискуссионную тему.Осмыслить вклад лингвистов в науку, сформировать у школьников оценочные суждения о трудах и открытиях языковедов и в целом об истории русской лингвистической науки позволяет и творческий путь. Наилучшие методы работы – изложение с элементами сочинения, выражающее отношение пишущего и его оценку, сочинение-рассуждение, этюд, очерк, вымышленное интервью.3. Программа обучения «Занимательная лингвистика»Программа обучения «Занимательная лингвистика» создавалась для учеников средней школы, занимающихся по учебнику М.М.Разумовской и др., следовательно, соотносится с программой и учебником именно этих авторов.К каждому разделу основной программы подобраны увлекательные рассказы о лингвистике, об этапах ее развития, разделах, о русистах, которые внесли вклад в науку. К текстам прилагаются задания, которые носят информационный, дискуссионный и творческий характер.Материалы отобраны из справочников, словарей, энциклопедий, научно-популярной литературы. Тексты доступны, обладают познавательной ценностью, объем соответствует возрасту учащихся. Они систематизированы на основе проблемно-тематического принципа и включены в школьный курс в связи с изучаемой темой. Их содержание формирует целостный взгляд на историю лингвистической науки и входит в обязательный минимум основного общего образования по русскому языку.Задания, предложенные для работы с текстами, соответствуют требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы по русскому языку: учащиеся должны «знать сведения о русском языке, уметь пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст, собирать и систематизировать собранный материал к сочинениям на определенную тему с учетом замысла». Достоинство программы «Занимательная лингвистика» еще и в том, что все материалы используются на уроке во время изучения программных тем.P.S. Полностью материал опубликован на сайте www.ug.ru. Ссылка: www.ug.ru/method_article/191.Елена ТРОФИМОВА, учитель русского языка и литературы каслинской средней школы №27 Челябинской области, победитель XIII конкурса «Сто друзей»
Комментарии