search
main
0

Увидеть мир другими глазами. Парки и сады вместо пустырей

В конце прошлого века в гражданском образовании российских школьников произошел важный поворот. Многие педагоги начали переходить от абстрактно-педагогического изучения обществоведческих дисциплин к созданию моделей различных житейских проблем и реализации их. Появилось социальное проектирование. Методика его была разработана Самарским центром гражданского образования под названием «Проект Гражданин» и быстро распространилась по регионам страны. Теперь ребята не только обсуждали на уроках, каким должен быть настоящий гражданин, но и показывали это на практике. Это лучшее доказательство самых ярких и убедительных слов. Проекты разрабатываются с учетом экономической, финансовой стороны его исполнения, а также воплощаются в жизнь. Ребята закладывают аллеи, сады, парки на месте бывших пустырей и свалок, помогают ветеранам войны и детям-инвалидам, делают более безопасными переходы через оживленные магистрали, восстанавливают мемориальные памятники, возрождают природные заповедники, чистят реки и озера и т. д. Темы для своих проектов они берут из окружающей их действительности. При этом дети переживают радостные моменты от совершенного ими, взрослеют не по годам, а по делам. Они получают огромный опыт участия в жизни общества. К решению той или иной проблемы авторы проектов подключают общественность, предпринимателей и бизнесменов и, конечно же, обращаются за помощью к местной власти, учатся взаимодействовать с ней. Девять лет назад на основе этой программы прошла первая Всероссийская акция «Я – гражданин России». Ее учредители – Минобрнауки РФ, «Учительская газета», «Ассоциация за гражданское образование», Самарский центр гражданского образования. С тех пор этот конкурс стал традиционным. В этом году вот уже в девятый раз творческие группы со всей страны собрались в «Орленке» на финальный этап конкурса, чтобы продемонстрировать свои достижения.

На заочный этап в адрес оргкомитета IХ Всероссийской акции «Я – гражданин России» было прислано 200 проектов из 60 регионов РФ. Лидерами социального проектирования стали Республика Калмыкия, Приморский и Ставропольский края, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Владимирская, Оренбургская, Самарская, Сахалинская, Томская области, город Москва. Сорок проектов были признаны лучшими, команды, создавшие их, и были приглашены в «Орленок».

В первые дни они знакомили гостей и членов жюри с особенностями и достопримечательностями своего региона. Здесь требовались мастерство, смекалка, остроумие. А потом началась защита социальных проектов по пяти направлениям (патриотизм, экология, благоустройство, молодежные и социальные проблемы). Работы оценивало компетентное жюри: Ирина Калиш – начальник отдела Управления учреждений образования Федерального агентства по образованию, Наталья Воскресенская – заведующая лабораторией сравнительной педагогики РАО, Ирина Димова – первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», исполнительный директор Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», Владимир Пахомов – руководитель Самарского регионального центра гражданского образования, Ирина Куц – руководитель отдела детского творчества Всероссийского детского центра «Орленок».

Проекты представляли команды: из Воронежской области – Новохоперск, Сахалинской области – Холмск, Красноярского края – Минусинск, Самарской области – Тольятти и Приморского края – Владивосток.

Проект «Хрустальный ключ» разработали учащиеся Новохоперской школы-интерната. Они выяснили, что вода в поселке не самого лучшего качества, а это может сказаться на здоровье жителей. Поэтому подростки занялись проблемой питьевой воды, был оборудован и благоустроен родник с чистой и полезной водой.

Мальчики и девочки из сахалинского Холмска помогли «увидеть» мир другими глазами слепым и слабовидящим детям. А еще авторы проекта разработали для них тактильные книги.

Команда города Минусинска состоит из неравнодушных, активных и целеустремленных ребят. Они уверены – будущее зависит от них, им все по плечу – даже обуздать гололед. В результате работы над проектом «Осторожно, гололед!» они сумели снизить количество травм по причине гололеда в своем городе на 25%.

Скейтбординг – один из новых, нетрадиционных видов спорта, который вызывает наибольший интерес у подростков. Молодежи важна возможность выплескивать свои эмоции, получать заряд бодрости и адреналина. Ученики лицея №60 города Тольятти с помощью проекта «Время, вперед!» решили построить скейтодром у себя в районе, используя свободное место в школьном дворе, чтобы мальчишки и девчонки со всего Комсомольского района могли там заниматься любимым спортом. Пусть родной город славится на всю страну не только АвтоВАЗом, но и лучшими в России скейт-площадками.

Весьма насыщенным для участников был день 12 июня, и не только потому, что в День России проходила торжественная линейка. Важным событием стала деловая игра «Заседание молодежного правительства России», на которой более 50 ребят от имени своих министерств формировали бюджет страны и систему антикризисных мер на ближайшую перспективу.

Отдельные группы представляли различные министерства. В течение пятнадцати минут каждому из них нужно было с помощью отчета о долевом наполнении бюджета РФ на 2009 год составить план финансирования своего министерства на 2010 год. С помощью схем, рисунков и графиков они объясняли, почему и для чего данному министерству понадобится то или иное количество денег.

Каждое министерство настаивало на увеличении финансирования, что зачастую было абсолютно необоснованно. Так, например, представители министерства спорта и туризма практически не смогли объяснить, почему им нужно повысить уровень финансирования на 2%, хотя в условиях кризиса спорт очень важен для молодежи как место приложения своих сил и способ проведения свободного времени. Наоборот, четко обоснованными были предложения министерства образования и науки, которое предложило повысить финансирование с 8% до 10% , и министерства иностранных дел – с 9% до 11%.

Во время представления проектов бюджета возникало ощущение соперничества между участниками игры. Они очень часто не думали о том, как их решение отразится на экономике страны в целом. Сложнее всего пришлось министерству финансов, которому нужно было объективно оценить ситуацию и распределить весь бюджет. К слову сказать, они неплохо справились со своей задачей. Большинство предложений министра финансов нашло одобрение у специалистов, которые подводили итоги и выносили окончательный вердикт, куда и сколько бюджетных средств необходимо вложить.

Хочется отметить взвешенное решение министерства обороны. Представители его поняли, что расходы надо сокращать. В итоге переход от 29% к 23% приятно удивил журналистов. Были ребята, которые, настаивая на увеличении расходов, исходили из реальной ситуации. Подытоживая сказанное, хочется отметить, что игра имела огромное значение и принесла пользу ее участникам. Они ощутили на себе, каково это – решать за всю страну, научились распределять средства и работать в команде, а также слушать друг друга и продумывать свои решения. Ребятам очень понравилась эта деловая игра. Они продемонстрировали знание основ экономики, управления и широкого спектра проблем развития России.

После этого школьники и координаторы включились в разработку трех мегапроектов, решающих актуальные проблемы как в масштабах страны, так и самого Всероссийского детского центра. Первая группа разработала мегапроект «Зеленый мир «Орленка». Авторы его заметили, что на территории центра растет большое количество разнообразных растений. Есть ли среди них редкие и ядовитые растения или растения, занесенные в Красную книгу? Они решили собрать информацию обо всех видах растений на территории «Орленка» и сделать ее доступной для каждого, кто приезжает во Всероссийский детский центр.

Вторая группа разработала проект «Я – ребенок! Я – человек!». Со страниц газет и экранов телевизора ежедневно поступает информация о новых жертвах жестокого обращения взрослых с детьми. Число жертв таково, словно речь идет о необъявленной войне. И как бывало уже не раз, тревогу забили сами дети. Участники финала Всероссийской акции «Я – гражданин России» решили: действовать надо сообща, конструктивно.

Третьей группой ребят был разработан проект «Дорогие мои старики». Он посвящен проблеме психологического одиночества пожилых людей. Создатели его уверены, что большинство людей «третьего возраста» нуждаются в основательной поддержке подрастающего поколения, так как проблема одиночества пожилых – это актуальная проблема нашего общества.

Ребятам удалось привлечь внимание других участников финала к проблеме, но они намерены расширить географию проекта, подготовив методические рекомендации из опыта регионов и «Орленка», где заботе о ветеранах уделяется большое внимание. Общение с пожилыми людьми обогащает юных новыми знаниями и опытом – уверены все, кто представил эту работу.

15 июня в зале Дворца культуры и спорта состоялись презентация мегапроектов и награждение участников финала акции. Содержательная часть смены завершилась, но впереди у ребят еще были спортивные соревнования, походы, море и много интересных дел в детском лагере «Комсомольский». Вожатский отряд «Родник» вместе с детьми будущих смен готов продолжить проекты «Дорогие мои старики», «Зеленый мир «Орленка». Надеемся, что о своих результатах они расскажут участникам Х Всероссийской акции «Я – гражданин России», которая в юбилейный год наверняка состоится в «Орленке».

Владимир Пахомов,

руководитель Самарского центра гражданского образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте