search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Год счастливого детства стартовал в Чувашии Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Увеличительные стекла. Образовательное путешествие как компонент школьного общего образования

​Образовательные путешествия, так же как и практикумы, проекты и любые другие организационные формы, расширяют возможности деятельностной организации обучения. Они играют роль своеобразных увеличительных стекол, под которыми для учащихся становятся яснее личностные смыслы знаний и умений, полученных в урочной работе, выявляется значение накопленного опыта творческой деятельности для решения новых учебных и жизненных задач, для взросления. Тем самым дополнительные организационные формы способствуют лучшему пониманию программного учебного материала, повышают у школьников мотивацию учебной деятельности и делают названные организационные формы при правильном их применении весьма эффективными для обучения, воспитания и развития.

В Центре образования №1449 имени Героя Советского Союза М.В.Водопьянова мы сумели добиться сочетания различных организационных форм при построении организационно-технологической системы экологического образования.При проведении экспедиционных исследований в течение нескольких лет на одном объекте возможна постепенная реализация всех подходов. На начальном этапе – краеведческого, к которому можно привлечь широкий круг учащихся и педагогов, проявивших интерес к экологии данного района, на втором этапе – ландшафтного с привлечением мотивированных и опытных учащихся и отдельных педагогов, специализирующихся на экологической проблематике, на заключительном этапе – геосистемного, но уже с привлечением школьников и педагогов, прошедших горнило экспедиций, а также сотрудников научных институтов или студентов вузов.В самой экспедиции можно выделить предварительный, подготовительный, активный и камеральный этапы. Предварительный этап представляет собой совместную работу педагогов, учащихся и родителей. Ученики, опираясь на имеющиеся у них знания географии и биологии, выбирают возможные, по их мнению, районы проведения будущей экспедиции. После выбора районов они вместе с руководителем проекта выполняют оценку познавательной ценности каждой возможной поездки и производят экономическую прикидку стоимости путешествия. На следующем шаге на общем собрании возможные районы предлагаются на обсуждение родителям. После собрания все участники проекта (ученики, педагоги и родители), сообразуясь с полученными оценками, совместно определяют район предполагаемой экспедиции.После этого участники проекта приступают к детальному изучению района: составляют подробное физико-географическое описание, определяют интересные природные и краеведческие объекты, изучают транспортную доступность района. Закончив определение основных объектов экспедиции, участники проекта приступают к разработке маршрута экспедиции и научной программы. При этом к маршруту предъявляются самые жесткие требования по разным аспектам и с учетом возможного стечения всех неблагоприятных обстоятельств. Далее, как правило, двумя группами учащихся разрабатываются альтернативные маршруты. После детальной проработки и обоснования своих маршрутов группы выносят их на защиту. По результатам защиты и выбирается основной маршрут экспедиции, который затем может еще детализироваться и корректироваться.На примере байкальской экспедиции предварительный этап выглядел следующим образом. Учениками были предложены два района: Алтай и озеро Байкал. В результате общего собрания было принято решение о проведении экспедиции на озеро Байкал – объект Всемирного наследия. После выбора района экспедиции учениками было разработано два независимых маршрута:- вдоль Байкальского хребта;- по Чивыркуйскому перешейку.В результате защиты маршрутов в качестве окончательного варианта был выбран маршрут вдоль Байкальского хребта, который и был впоследствии детально проработан, проект представлен на окружной экологической конференции, где стал победителем.Подготовительный этап любой экспедиции одинаков. Сообразуясь с особенностями района проведения и продолжительности экспедиции, определяется необходимое снаряжение и составляется продуктовая раскладка с учетом местных условий и возможностей. Особое внимание на подготовительном этапе уделяется проработке научной программы экспедиции. Учитывая состав участников и их возраст, опираясь на базовые знания школьных курсов, руководитель экспедиции вместе с активом определяет основные виды работ. После этого в рамках программы дополнительного образования идет специальная подготовка научных групп. В рамках байкальской экспедиции весь отряд был разделен на следующие группы: геологическую, энтомологическую, гидрохимическую, метеорологическую, ботаническую. Общие задачи групп были определены до экспедиции.На активном этапе байкальской экспедиции учащиеся в группах набирали полевой материал. Краеведческая работа выполнялась всем отрядом.Камеральный этап заключался в обработке привезенного полевого материала, анализе и синтезе полученных данных. Ученики на основе данных предварительной обработки полевого материала и в опоре на базовые знания школьных предметов совместно с руководителем экспедиции определяли темы своих исследовательских (проектных) работ. Особо хочется отметить тот факт, что над проектами работали не только непосредственные участники экспедиции. К разработке были привлечены и те учащиеся, которые не попали в байкальскую экспедицию по разным причинам.На материале байкальской экспедиции были выполнены следующие исследовательские работы:- энтомологическое описание реки Куркулы;- микроклиматическое описание Байкальского хребта;- ботаническое описание Байкальского хребта;- гидрохимические исследования рек и озер Байкальского хребта;- разработка экологической тропы вдоль Байкальского хребта;- создание электронной энциклопедии экспедиции.Все эти работы участвовали в различных научных конкурсах и конференциях окружного, городского и международного уровней. Многие из них стали лауреатами и победителями. Кроме этого, все работы опубликованы в сборнике научно-практической конференции.В нашем комплексе внимание уделяется не только отдельным экспедициям. Проводится системная программно-методическая работа, которая обеспечивает развитие туристско-краеведческой деятельности по крупным образовательным направлениям. Так, разработано обеспечение экологического экспедиционного туризма (авторский курс дополнительного образования «Экологический экспедиционный туризм», примерная программа дополнительного образования «Экологическое краеведение»). Создана детско-взрослая общность – общественная организация «Экспедиционный клуб «Горностай», которая систематизирует всю работу в области краеведения и экспедиций. Разработана программа научно-технического сотрудничества по договорам с ООПТ РФ (Национальный парк «Паанаярви», Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. Х.Г.Шапошникова, Национальный парк «Таганай»). Реализуется программа взаимодействия в области краеведения и экспедиции с Дирекцией природных территорий СВАО. Разработана методика организации категорийных эколого-краеведческих экспедиций. В целях профилизации краеведческой деятельности для мотивированных детей проводятся профильные городские лагеря и выездные экологические практики.Материально-техническая база нашего комплекса полностью соответствует программным целям туристско-краеведческой деятельности. Имеются необходимое индивидуальное и групповое снаряжение для проведения экспедиций и походов 3-й степени, 1-3-й категории сложности, полевые исследовательские комплекты для выполнения работ в условиях автономных экспедиций, собственный скалодром для подготовки к категорийным походам. Создана конвергентная лаборатория для проведения постоянных мониторинговых исследований. Открыт музей естественной истории Земли с комплектом оборудования для камеральной обработки полевых данных. Появились информационные исследовательские комплексы в кабинетах химии, физики, биологии.В работе по туристско-краеведческому направлению принимают участие 15 педагогов (13 имеют высшую квалификационную категорию, 2 – степень кандидата наук, 5 – звание «Почетный работник общего образования РФ»). Они подготовили свыше 60 победителей и призеров всероссийских и городских конкурсов, конференций и соревнований. Работают 2 инструктора детско-юношеского туризма с правом руководства детскими походами 1-й категории включительно, 1 инструктор по туризму с правом руководства детскими походами до 3-й категории сложности включительно. К работе по данному направлению привлекаются научные сотрудники Российского государственного аграрного университета и Дирекции природных территорий СВАО.В последние 5 лет воспитанники комплекса получили ряд значимых городских и всероссийских наград. Были одержаны победы в номинации «Экспедиционный туризм» в первенствах Москвы по туризму. Обучающиеся стали лауреатами и дипломантами городского фестиваля «Юные таланты Московии», лауреатами и дипломантами Всероссийского конкурса «Отечество», призерами Всероссийского смотра-конкурса юных туристов в номинации «Маршрутные экспедиции». В 2013 году Центр образования №1449 был удостоен гранта мэра Москвы в сфере образования за лучшие достижения в создании развивающей творческой социокультурной среды для обучающихся, воспитанников образовательного учреждения в номинации «Туризм и краеведение».Разумеется, образовательное путешествие как форма организации образовательного процесса эффективно не только в естественно-научной области. Образовательные путешествия давно вошли в языковую практику школьников (погружение в культурно-языковую среду), они связаны со спортивными соревнованиями, гуманитарными учебно-исследовательскими и художественно-творческими проектами. В образовательных путешествиях участвуют также учителя. Их образовательные путешествия вплетены в профессиональное обучение, повышение квалификации, научно-методическую работу, обмен опытом, участие в семинарах, конференциях.В завершение, не претендуя на полноту перечня, укажем следующие главные функции образовательного путешествия в школьном образовательном процессе:1) расширение, углубление, детализация образования базового уровня;2) пробуждение высокой и устойчивой внутренней мотивации учения, познавательной и исследовательской активности учащихся;3) развитие наблюдательности, качеств рефлексии и творческого воображения;4) обогащение опыта эмоциональной и творческой деятельности, опыта сотрудничества и межличностного общения, в том числе в ходе диалога культур;5) освоение компетенций коллективной творческой работы в условиях личной, солидарной и взаимной ответственности, готовности к волевым усилиям, преодолению трудностей, к взаимопомощи, в том числе в ситуациях повышенной ответственности (поведения и общения в выездной группе, в среде пребывания);6) обогащение жизненного опыта детей для осознанного выбора ими призвания, дальнейшего профессионального самоопределения. Образовательное путешествие – это среда интенсивного самопознания и самостроительства.Опираясь на опыт организации эффективного образовательного процесса в нашем комплексе, мы можем утверждать, что образовательное путешествие, если оно педагогически целесообразно и системно выстроено, способно существенно обогатить формы не только досуга и дополнительного образования детей, но и реализации программ общего образования. Образовательное путешествие расширяет для школьников поле достижимых творческих задач и позволяет выйти на уровень понимания освоенных знаний, умений, обобщить накопленный опыт познания, общения и творчества.Фаина БЫХОВСКАЯ, директор Центра образования №1449, заслуженный учитель РФ;Александр КОЛЕСОВ, преподаватель ОБЖ Центра образования №1449

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте