search
main
0

Уважение и терпимость Тема “Национальность и национализм”. 8-й класс

Цели: рассмотреть причины возникновения проблем во взаимоотношениях наций;
развивать у учащихся толерантность мышления;
воспитывать позитивное отношение к представителям другой национальности.
Оборудование: таблица – сведения о национальном составе учащихся гимназии; отрывки из худ. произведения; видеофильм “Адажио”; опросники.

План урока
1. Просмотр и анализ фильма “Адажио”.
2. Работа над высказыванием А. Франса.
3. Анализ социологического опроса.
4. Игра “Моя национальность”.
5. Определение понятий “стереотип мышления”, “предрассудки”.
6. Анализ отрывка из произведения Е. Шварца “Дракон”.
7. Итог урока.

Ход урока
I. Организационный момент
Тема сегодняшнего урока звучит так: “Национальность и национализм”.
Ключевой вопрос урока: Возрождение единства людей.
II. Работа над новым материалом.
Мне очень хотелось бы, чтобы вы после просмотра отрывка из фильма “Адажио” сформулировали бы подвопросы к ключевому, то есть связали смысл фильма с реальной жизнью.
(Выслушиваем несколько предложений и наиболее близкие по смыслу записываем на доске и в тетрадях. Например: Межнациональные отношения людей; Причины межнациональных распрей и т.п.).
Можно ли сказать, что в этом фильме отражены проблемы взаимоотношений национальностей? Почему?
Есть ли подобные явления в нашем окружении?
Как вы понимаете значение слов “нация” и “национализм”?
Определение понятий из словаря (зачитывает заранее подготовленный ученик).
Нация и близкое по значению слово национальность – это сообщество, отличающееся от других не физическими чертами, а особенностями культуры или образом жизни.
Групповая работа: перечислить причины возникновения конфликтов.
Как вы считаете, почему возникают межнациональные распри, конфликты? Кто виноват?
(Учитель делает вывод: Конфликты бывают более или менее затяжными, более или менее кровавыми, в той или иной мере охватывающими территорию и население противоборствующих сторон).
Причины конфликтов учащиеся записывают в тетради.
Работа над высказыванием: “Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине”. А. Франс.
Как вы понимаете значение этих слов? (Ответы учащихся).
Пожалуй, даже замечательно, если человек считает свою нацию хорошей. Он будет стремиться сделать все, чтобы доказать это остальным. Это тоже своего рода национализм. Но существует и крайняя форма национализма, когда начинаются дискриминация, уничтожение людей друг другом. Люди начинают возвышать себя и унижать других, не имея на то никаких оснований и прав. Любя свой народ, свою нацию, здравомыслящий человек будет с уважением относиться к представителям других народов.

Анализ социологического опроса
Прошу заранее попытаться выяснить: представители каких национальностей учатся в нашей гимназии? Каковы ваши результаты? (Ответы учащихся)
А вот на этой табличке приведены данные по нашей гимназии на сегодняшний день.
(На доску вывешивается таблица “Национальный состав учащихся гимназии N23”).
Как вы считаете, испытывают ли какие-либо трудности ребята – представители других национальностей в стенах нашей гимназии? Во дворе? В нашем городе? В нашей стране?
Приведите примеры дискриминации по национальному признаку из вашего жизненного опыта.
Было ли вам в этот момент стыдно за представителей своей национальности?
А когда вы испытывали чувство гордости за принадлежность к своей национальности?
Возникало ли у вас когда-либо негативное отношение к представителям другой национальности? Почему?
У кого из вас родители разной национальности? Мешает ли это вашей семье?
Есть ли у вас друзья другой национальности? Что вам больше всего в них нравится?

Игра “Моя национальность”
(На спину одному из учеников прикрепляется лист с названием какой-либо национальности. Этот ученик может задать 5 вопросов о характерных чертах “своей национальности” и определить ее. От каждого ряда выступает по одному ученику).
Учитель дает анализ вопросов и ответов учащихся с целью выявить наличие проблемы сложившихся стереотипов и предрассудков в обществе по восприятию разных национальностей.
Значение слов “стереотип мышления” и “предрассудки” определяют учащиеся, затем зачитывается из словаря определение этих понятий.
Итак, подведем итог нашему уроку. Что нового узнали на уроке?
Помогут ли вам в жизни те знания, которые вы получили?
Каким образом?
Какие качества необходимы всем людям планеты Земля, чтобы прекратили свое существование проблемы горячих точек?
Вывод учителя: важно помнить о том, что насилие порождает еще большее насилие, зло порождает еще большее зло. Необходимо отойти от предрассудков и сделать свой первый шаг к разрыву порочного круга, остановке цепной реакции ненависти.

Домашнее задание
Дома я вас попрошу выполнить три задания:
1) Письменно – написать не менее пяти качеств: в первый столбик, вызывающих гордость за принадлежность к вашей национальности, во второй – вызывающих чувство стыда за принадлежность к вашей национальности.
2) Заполните анкету “Обладаете ли вы стереотипным мышлением?”. У каждого ряда свои вопросы:

Вариант 1
Опишите четырех людей, характеристики которых даны ниже. Расскажите, как они одеваются, какие у них машины, каких домашних животных держат, чем увлекаются в свободное время, и все, что только придет вам в голову.
СНОБ, ГЕНИЙ, РОК-ЗВЕЗДА, ПРОДАВЕЦ В ЛАРЬКЕ

Вариант 2
Четверо учеников получили одинаковые домашние задания. Но двое из них за выполненную работу получили пятерки, а еще двое тройки. Какой из ниженазванных учеников какую оценку получил?
Ученик Оценка
Сергей –
Федор –
Лена –
Изабелла –

3) Выписать из словаря определение тех понятий, с которыми работали на уроке: нация, национальность, дискриминация, стереотип, предрассудок.

Наталия ГУДОШНИКОВА,
учитель граждановедения
Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте