search
main
Топ 10
Вниманию выпускников: как узнать результаты ЕГЭ Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей Спикер Госдумы призвал уходить от практики обучать в магистратуре бакалавров, отучившихся по другому профилю В российских колледжах появится около 500 учебных программ В Омской области поздравили педагога-наставника, награжденного Президентом РФ В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Советники по воспитанию приступят к работе в школах и колледжах с 1 сентября Новая система образования: запрет на обучение в магистратуре с непрофильным бакалавриатом Саратовские педагоги получат премию за стобалльников Рособрнадзор: ЕГЭ по русскому языку прошел в штатном режиме Трех челябинских школьников удалили с ЕГЭ по русскому языку Одаренные школьники Сочи получили именные премии Победитель хакатона «Умный кампус» получил сертификат на 25 млн рублей У сотрудницы Челябинского вуза выявили корь Глава Минпросвещения наградил педагогов Калужской области Проект программы воспитательной работы представило «Движение первых» В Госдуме предложили сделать высшее образование для многодетных бесплатным
0

Успеть отдать тепло

Я могу часами сидеть перед камином и смотреть в огонь. Кажется, во всем мире только я и этот радостно играющий свет. Пугливо ложатся вокруг призрачные тени. Приятно струится дыхание тепла. И чудится мне, будто в душе просыпаются забытые мечты предков, встают передо мною величественные образы, и я постигаю какие-то древние законы, вечные истины. Я ухожу в прошлое и теряю чувство времени. Радость и грусть, сомнения и тревоги поселяются в моем сердце, и эта вечная борьба двух начал призывает задуматься о том, кто я, для чего пришел в этот мир, каково мое предназначение.

Несколько лет назад я решил сделать этот камин. Жена посоветовала выложить декоративный, чтобы побыстрее, полегче, пусть не греет, зато красиво. Нет, в камине главное – тепло, а декоративный, пусть легче и быстрее, это уже и не камин вовсе.

Учитель, разве не перед тем же выбором стоишь и ты? Можно методически грамотно разработать урок, оформить его музыкальным, мультимедийным сопровождением, иллюстрациями, сделать красивым. Но будет ли в этом уроке тепло?

Смотрю на жаркий спор языков пламени. Почему так завораживает настойчивое нетерпение огня? В нем тревога – успеть отдать тепло. В нем радость сгорания ради тепла. В нем воплощение смысла нашей жизни – жить, даря тепло.

И в каждом ребенке есть, пусть маленькая, но своя искра, которая когда-нибудь сможет зажечь костер счастья и истины. А в каком-нибудь десятом поколении, быть может, гениальный потомок именно моего ученика одарит человечество светом нового, зародившегося сотни лет назад солнца. А я могу лишь способствовать росту того, что дает буйные побеги еще до первого вздоха.

Мне кажется, что нужно просто быть рядом! Как нежный росток, которому нужны тепло и влага, а часто и опора, до определенной поры беспомощен, подвержен влияниям извне, ребенок ждет от меня понимания, заботы и просто доброго слова и участия! Не имеет права учитель на откровение ученика только по праву учителя. Откровенный разговор должен быть продиктован желанием ученика, а не учительской установкой на искренность.

Я преподаю литературу и учу ребят читать, чувствовать, думать… Это трудно. Но я люблю этот непростой способ постижения истины, в котором мы учим друг друга: я – их, они – меня.

…Постепенно угасает огонь, хотя живые и причудливые тени все еще скользят по стенам. Звезды загораются и гаснут, смерчи и ураганы сметают все на своем пути, планеты сгущаются из пылевых облаков и растворяются в ледяной пустоте, вечные изваяния теряют свои очертания под наждаком ветра и песка. Вечно только знание, ведь оно – сама жизнь. И я понимаю главное: какое же все-таки счастье – быть причастным к передаче его будущим поколениям, вновь предаваться созерцанию пламени, этой древней стихии, и по-новому внимать опыту, знаниям и мудрости предков! Все же как хорошо, что мой камин создан не для красоты, а для тепла.

Сергей ВАЛОВ, учитель русского языка и литературы абазинской СШ № 50, финалист конкурса «Учитель года Республики Хакасия-2005»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте