Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Успеть отдать тепло

Учительская газета, №36 от 6 сентября 2005. Читать номер
Автор:

Я могу часами сидеть перед камином и смотреть в огонь. Кажется, во всем мире только я и этот радостно играющий свет. Пугливо ложатся вокруг призрачные тени. Приятно струится дыхание тепла. И чудится мне, будто в душе просыпаются забытые мечты предков, встают передо мною величественные образы, и я постигаю какие-то древние законы, вечные истины. Я ухожу в прошлое и теряю чувство времени. Радость и грусть, сомнения и тревоги поселяются в моем сердце, и эта вечная борьба двух начал призывает задуматься о том, кто я, для чего пришел в этот мир, каково мое предназначение.

Несколько лет назад я решил сделать этот камин. Жена посоветовала выложить декоративный, чтобы побыстрее, полегче, пусть не греет, зато красиво. Нет, в камине главное – тепло, а декоративный, пусть легче и быстрее, это уже и не камин вовсе.

Учитель, разве не перед тем же выбором стоишь и ты? Можно методически грамотно разработать урок, оформить его музыкальным, мультимедийным сопровождением, иллюстрациями, сделать красивым. Но будет ли в этом уроке тепло?

Смотрю на жаркий спор языков пламени. Почему так завораживает настойчивое нетерпение огня? В нем тревога – успеть отдать тепло. В нем радость сгорания ради тепла. В нем воплощение смысла нашей жизни – жить, даря тепло.

И в каждом ребенке есть, пусть маленькая, но своя искра, которая когда-нибудь сможет зажечь костер счастья и истины. А в каком-нибудь десятом поколении, быть может, гениальный потомок именно моего ученика одарит человечество светом нового, зародившегося сотни лет назад солнца. А я могу лишь способствовать росту того, что дает буйные побеги еще до первого вздоха.

Мне кажется, что нужно просто быть рядом! Как нежный росток, которому нужны тепло и влага, а часто и опора, до определенной поры беспомощен, подвержен влияниям извне, ребенок ждет от меня понимания, заботы и просто доброго слова и участия! Не имеет права учитель на откровение ученика только по праву учителя. Откровенный разговор должен быть продиктован желанием ученика, а не учительской установкой на искренность.

Я преподаю литературу и учу ребят читать, чувствовать, думать… Это трудно. Но я люблю этот непростой способ постижения истины, в котором мы учим друг друга: я – их, они – меня.

…Постепенно угасает огонь, хотя живые и причудливые тени все еще скользят по стенам. Звезды загораются и гаснут, смерчи и ураганы сметают все на своем пути, планеты сгущаются из пылевых облаков и растворяются в ледяной пустоте, вечные изваяния теряют свои очертания под наждаком ветра и песка. Вечно только знание, ведь оно – сама жизнь. И я понимаю главное: какое же все-таки счастье – быть причастным к передаче его будущим поколениям, вновь предаваться созерцанию пламени, этой древней стихии, и по-новому внимать опыту, знаниям и мудрости предков! Все же как хорошо, что мой камин создан не для красоты, а для тепла.

Сергей ВАЛОВ, учитель русского языка и литературы абазинской СШ № 50, финалист конкурса «Учитель года Республики Хакасия-2005»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту