search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Год счастливого детства стартовал в Чувашии Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Успешность – осознание собственных достижений

Марина РЫЧКОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №1251: – Одним из ведущих направлений в деятельности педагогического коллектива нашей школы стала работа с мотивированными и одаренными детьми средствами проектной и исследовательской деятельности, которая все чаще используется учителями в учебном процессе начиная с самого младшего школьного возраста. Учащиеся начальной школы охотно делятся своими впечатлениями, наблюдениями. Их исследования очень интересны и разнообразны: это и «Путевые заметки», и «Дневник путешественника», и «По городам России». Они выполняют такие творческие проекты, как «Изготовление шоколада и конфет в домашних условиях», «Керамика: вчера, сегодня, завтра», «Библейские истории в литературе и искусстве», которые потом используются на уроках в младших классах в рамках предметов «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Технология», «Литература».

Особое место в работе нашей школы занимают гуманитарные проекты, которые помогают развивать личностный потенциал учеников путем приобщения их к духовной культуре. Цель таких проектов – развитие личностных позиций учителя и учеников в проблемной образовательной ситуации. Не случайно разработка и реализация такого проекта связана с перестройкой, изменением личностной позиции, переоформлением структуры ценностей. Наша работа направлена на то, чтобы заставить учащихся думать вслух, интегрировать свое мышление с мышлением других учащихся в процессе коллективного проектирования. Примером гуманитарного проекта стала исследовательская работа по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», возникшая в результате участия учащихся школы в сессии «Школа майевтики», организованной для старшеклассников Москвы Институтом стратегических исследований в образовании РАО. Работа предполагала обязательность взаимного обмена, критики, взаимопонимания авторов будущего проекта мира культуры, трансцендирование к смыслу. Такое исследование связано с открытием, изобретением, созданием чего-то нового в мире духовной культуры и попыткой реализации этого нового в социальном мире. Работа закончилась для исследователей обнаружением нового смысла в «Легенде о Великом Инквизиторе», после чего возникли и их собственные интерпретации.

Преимущества проектной деятельности состоят в том, что учащиеся самостоятельно выбирают вид деятельности, основываясь на собственных интересах и увлечениях. Тут немаловажную роль играет самостоятельность, хотя проектная деятельность предусматривает совместное творчество учителя и учащегося по разработке проекта.

Организуя проектную деятельность, педагоги создают условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают новые знания, используя информацию различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения теоретических и практических задач, учатся ставить цель разработки проекта и намечать подходящие пути ее достижения; развивают исследовательские умения, такие как обнаружение проблемы, сбор информации, наблюдение, построение гипотез, обобщение.

Работа над проектом предполагает несколько этапов.

На первом этапе – разработка проектного задания, которая включает обсуждение интересующих вопросов, возможных тем проектов, формулирование темы.

На втором этапе – разработка самого проекта, которая предусматривает аналитическую часть с формулированием целей и задач; сбор информации, анализ полученных данных, то есть обработку полученной информации.

На третьем этапе – обобщение информации, оформление результатов.

На четвертом этапе – презентация полученных результатов, рефлексия.

Если цели проекта достигнуты, то у нас есть возможность вывести ученика на качественно новый уровень развития его учебной деятельности – познавательных способностей, самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, в формировании ключевых компетентностей, необходимых в дальнейшем при обучении.

При организации проектной деятельности учитывается объем проекта. Это может быть краткосрочный проект (от 2 до 6 часов), среднесрочный (от 10 до 35 часов), долгосрочный, требующий значительного времени для поиска материала, анализа. Именно эти проекты – самые распространенные в учебном процессе на всех ступенях обучения.

Проектная работа дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно-исследовательской деятельности под руководством опытных педагогов и с помощью родителей, а каждому учителю – повышать свой профессиональный уровень. В среднем и старшем звене важную роль играет исследовательская деятельность учащихся. Научно-исследовательская работа на уроках и вне уроков бывает нескольких видов, которые сочетаются и дополняют друг друга. В нашей школе часто используются такие виды исследовательской деятельности, как: проблемное исследование (работа с различными литературными источниками с целью освещения проблемы) – интерпретация «Легенды о Великом Инквизиторе»; аналитическое и систематизирующее исследование (наблюдение, анализ, синтез, систематизация материала) – «Звук как экологический фактор среды»; диагностическое исследование – «Экологический туризм в России и в мире: история, проблемы и перспективы развития»; экспериментальное исследование – «Магия вероятностей», «Изготовление шоколада и конфет в домашних условиях»; проектно-поисковое исследование – «Моя малая родина»; описательное исследование – «Керамика: вчера, сегодня, завтра».

Самыми распространенными формами исследовательской деятельности в школе стали самостоятельные работы, подготовка докладов, рефератов, выступлений на «круглых столах», семинарах, конференциях; работа в проблемных кружках; взаимное рецензирование рефератов, докладов; встречи с учеными.

Используя в своей практике проектно-исследовательскую деятельность, педагог всегда должен помнить, что основной критерий успешности – радость, удовлетворение всех ее участников, осознание собственных достижений, приобретенных навыков.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте