Вот уже шесть лет мы работаем над реализацией проекта МГО Общероссийского профсоюза образования «Территория социального партнерства». В Южном округе в 2023 году 16 школ были удостоены знака МГО профсоюза «Территория социального партнерства», что составляет чуть больше четверти всех образовательных организаций. На первый взгляд это, конечно, немного, но ежегодно мы имеем определенный количественный рост таких учреждений, что позволяет сделать вывод о том, что проект «ТСП» является мощным мотивационным стимулом и профсоюзного членства, и развития социального партнерства в целом.
Что же нам дает участие в проекте? Прежде всего стремление стать лучше. Если вы обратитесь к критериям оценки деятельности организаций для присвоения знака, которые, кстати сказать, ежегодно совершенствуются, то сможете заметить, что эти критерии в принципе должны выполняться в каждой школе. Тот есть, по сути, территорией социального партнерства может стать каждая общеобразовательная организация! Проект дает возможность роста, возможность стать увереннее, стабильнее, сильнее.
Из всех председателей первичек в нашем округе мы не знаем ни одного, который не хотел бы стать счастливым обладателем знака. А те, которые его удостоились, всеми силами стремятся удерживать данный статус. Но у социального партнерства, как известно, две стороны. В этой связи очень важны позиция руководителя и индивидуальная работа с ним.
Все чаще к нам обращаются директора с просьбой напомнить, что же нужно для того, чтобы обладать знаком «ТСП», в таких случаях мы отправляем им критерии, и в течение года у них появляется возможность корректировать показатели своей организации в соответствии с ними. Тогда уже проект становится эффективным регулятором деятельности в данном направлении.
Каждая образовательная организация уникальна, непохожа на другую. Каждый из 60 директоров школ Южного округа тоже уникален, как и председатель первички. Поэтому в данной работе, конечно, важен индивидуальный подход.
Так, например, директор школы №1998 «Лукоморье» Ольга Андреевна Белоусова была назначена сюда руководителем пять лет назад в уже сложившийся коллектив с крепкими традициями. С ее приходом профсоюзное членство повысилось с 50 до 100%. Уже третий год подряд школе присваивается знак «Территория социального партнерства». И Ольга Андреевна любезно поделилась с нами секретами успеха.
Ольга СОБОЛЕВА, председатель ЮТО МГО Общероссийского профсоюза образования
Комментарий
Ольга БЕЛОУСОВА, директор школы №1998 «Лукоморье»:
– Да, действительно, коллектив каждой школы – это уникальная по духу и содержанию территория. И то, насколько эта территория станет комфортной для всех, во многом зависит именно от руководителя школы.
Базовыми ценностями в построении отношений с работниками являются честность и открытость. Для меня лично очень важно быть лидером в своем коллективе не на словах и по должности, а на деле. Так сложилось, что в нашем коллективе когда-то давно были утеряны авторитет профсоюзной организации, вера в смыслы. Моей задачей стало объединение коллектива вокруг корпоративных ценностей, построение новой психологии общения по вертикали и по горизонтали.
Начала я свою работу с личной встречи с каждым сотрудником, с обсуждения его видения роли профсоюза, его ожиданий, в том числе и обманутых, ведь мне предстояло не просто увеличить процент членства, а вернуть людям веру в саму идею партнерства работодателя и профсоюза. Отмечу, что для меня первичная профсоюзная организация – это один из ресурсов развития коллектива. Председатель первички – это партнер директора школы, во многом советчик и помощник. Зачастую старший товарищ. Нам давно пора уйти от стереотипов и штампов об оппозиционной роли профсоюза.
В основе нашего партнерства с профсоюзом и всех моих шагов как руководителя лежит забота о каждом человеке. И тут я вижу три основных аспекта. Первый из них – благополучие работников, за которое отвечает созданная нами рабочая среда. Счастливый педагог воспитывает счастливых детей. Я согласна с тем, что критерии проекта, о которых мы сегодня говорим, – это базовые критерии, которые должны выполняться в каждой школе. Но не следует забывать, что даже при формальном выполнении целевых индикаторов токсичная рабочая среда вредна для психического и физического здоровья людей, поэтому руководителям стоит более активно заниматься благополучием сотрудников. Для этого больше недостаточно предлагать абонементы в спортзал и доступ к финансовым консультациям. Теперь ответственность за заботу о физическом и психическом благополучии своих сотрудников несут и организации в том числе. Для успеха в достижении благополучия каждого работника школе необходима гибкая структура, дающая людям понятную схему из вариантов, которые они могут выбрать, чтобы сделать свою работу менее разрушительной для своей личности: взять классное руководство или руководство проектным офисом, быть организатором ЕГЭ или сопровождающим до пункта экзамена. Для осуществления таких реформ необходима согласованность между тем, что школа хочет изменить, и тем, как она планирует это сделать и как делает. Профсоюз в этом процессе как раз и стал нашим помощником.
Второе – пришло время сосредоточиться на новом виде безопасности. Уверенность в том, что на совещании можно без риска высказываться и даже спорить с директором, называется психологической безопасностью, на мой взгляд, школе важно ее культивировать. Понимание, что в современной экономике сотрудники могут подвергаться некоторым рискам, означает, что директор школы должен больше работать над усилением чувства безопасности работников. Я поощряю возможность открыто высказываться, это снимает желание встать в стойку оппозиции и, напротив, ведет к поиску эффективных решений.
Третье – не просто уважайте различия, но и создавайте основу для их поддержания. Наш коллектив очень разный как по возрастному составу, так и по квалификационным характеристикам. 40% педагогов – это педагоги до 35 лет. Вместе с тем много педагогов со статусом эксперта. По этой причине мы не только уважаем возрастные и статусные различия, но и обеспечиваем доступность рабочих процессов для каждого. Один из способов сделать это – привнести больше автономии.
Возьмем, к примеру, процесс адаптации. Некоторым людям удобнее сесть и несколько дней подряд читать документы, другим – раз в неделю встречаться с наставником, третьим – много общаться с товарищами по команде. Вместо того чтобы использовать один и тот же способ адаптации для всех или угадывать, что и кому нужно, мы предлагаем коллегам варианты, а они выбирают то, что лучше всего подходит им.
Какие же конкретные шаги сделали мы за последние пять лет в сторону построения территории социального партнерства? Это прежде всего система поддержки сотрудников с детьми: мы учредили льготы для детей работников школы на кружки и секции, организовали для них летний городской досуговый центр в июне, в период экзаменов. Также мы обустроили комнату отдыха и перезагрузки для педагогов. А еще у нас есть профсоюзная пятница – дополнительный день отдыха для работников школы. Корпоративный психолог оказывает помощь в трудных жизненных ситуациях и осуществляет работу по профилактике профессионального выгорания. Мы организовали масштабную программу коучинга для молодых специалистов. Ну и, конечно, не могу не сказать о совместном досуге по интересам (спортивные секции, экскурсионные поездки, туристические походы и пр.) на добровольной основе и о выездных тренингах в Поведники с возможностью неформального общения рядового сотрудника с руководством школы.
Что же стало итогом нашей работы в данном направлении? Вот уже три года мы поддерживаем 100%-ное членство и третий год гордимся званием «Школа – территория социального партнерства».
Девиз нашей школы «Успех начинается здесь!» в полной мере относится не только к ученикам и воспитанникам, но и к сотрудникам, которые чувствуют заботу руководителя школы и профсоюза о себе. А мы всегда помним, что ответственность – это непременное условие в построении партнерских отношений между работодателем и профсоюзом.
Я желаю всем новых высот, ставьте перед собой амбициозные цели и добивайтесь их!
Комментарии