Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина.
Константин Ушинский
«Родное слово»
Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка, ненавязчиво и аккуратно вплетаясь во все виды деятельности, режимные моменты, обогащает и речь детей в том числе.
Трудно переоценить значение русского языка в жизни каждого россиянина. Считаю, что учить уважать и ценить родной язык надо с малых лет.
В нашей многонациональной стране проживает более 190 народностей.
С разной культурой, традициями и языками.
Что же их всех объединяет? Русский язык.
Я решила привлечь внимание детей к смысловому значению самых распространенных слов, которые они слышат и используют каждый день. Ведь каждое произнесенное нами слово – живое, оно имеет свой размер, запах, цвет, историю и силу. Ребята вслушались в слова «спасибо», «благодарю», «до свидания», «пожалуйста», «Родина» и «Отчизна».
«Спасибо» произошло от словосочетания «спаси Бог». Когда говорим другому человеку «спасибо», желаем ему, чтобы его спас Бог.
«Благодарю» – от «благодарствую», то есть «приношу благодарение». Ведь когда хочется поблагодарить, то есть подарить взамен какую-то ощутимую ценность, то даешь благо. Так и получилось «благо» и «дарю», а вместе «благодарю».
Доброе слово «пожалуйста» произошло от двух глаголов – «пожалуй» и «стать». То есть человек другому что-то жалует, или дарит, не требуя себе в ответ подарка.
Слово «Родина» происходит от слова «род», что также означает участие в создании и приумножении наследия всех наших предков, даже самых-самых давних. Многие семьи и поныне хранят память о своих родственниках, совершивших подвиги в труде или защите нашей земли.
Слово «Отечество» произошло от слова «отец», что означает, что наши папы, дедушки и прадедушки многие века трудились над процветанием и благополучием наших государства и народа. Это обязывает нас с вниманием и трепетом относиться к этому богатому наследству и всеми силами постараться добавить в него что-то от себя. Сделать нашу страну сильнее, богаче, красивее.
На занятии подчеркивается объединяющая роль русского языка для всех народов нашей страны. В нынешней России живут миллионы людей – носителей разных языков: татарского, башкирского, мордовского и иных, давших нам слова, которые прочно вошли в русскую культуру, например «базар», «штаны», «деньги», «лошадь», «ковер» и многие другие. Получение на занятии детьми нового знания о смысловой красоте знакомых слов родного языка и об обогащении русского языка словами из языков народов России позволило утвердить образ единой, сильной и многонациональной страны.
Обогащение речи детей через познание своих традиций, обычаев, народной мудрости формирует умение правильно пользоваться словом, строить фразы. И происходит оно на протяжении всего дошкольного детства. А дальше эстафету подхватывают учителя, видя и зная, что начало положено.
Хочу вспомнить слова Александра Куприна: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью!»
Екатерина МАКСИМКИНА, воспитатель школы №1194
Комментарии