search
main
0

Уроки в начальной школе.

Воспитание системы ценностей происходит не средствами нравоучения, а через практический опыт. Опыт целенаправленно может быть предложен ребенку через систему занятий. Она предполагает развитие нравственных чувств, морального сознания и этического, гражданского поведения. Неотъемлемыми элементами системы мы считаем организацию диалога. Поводом для нравственного обсуждения выступают короткие рассказы. Мы использовали в своей работе книгу В. Сухомлинского «Хрестоматия по этике». Ребенок становится перед выбором: что такое хорошо, что такое плохо.

Что такое бестактность

Возле школы живет старая бабушка. Пионеры-тимуровцы решили: сделаем бабушке подарок. Нарвали в школьном саду яблок и понесли старушке. А яблоки были твердые и кислые, они еще недозрели. А если бы и дозрели, как бы бабушка их ела, когда у нее нет зубов?

Такой поступок называется бестактностью. Пионеры вроде из добрых побуждений хотели порадовать бабушку, но для старого человека это была не радость, а огорчение. Ведь дети не подумали, кому и что дарят. Быть добрым, сердечным человеком – это большое умение. Нужно видеть человека, который живет рядом с вами. Понимать, о чем он думает с болью, а о чем – с гордостью.

Прочитать только первый абзац и задать вопросы:

Правильное ли решение приняли дети? Обоснуйте ответ.

Что могли сделать ребята, чтобы действительно порадовать, а не огорчить бабушку?

Дочитать текст до конца и задать вопросы:

О чем близкие нам люди могут думать с гордостью? А о чем – с огорчением, с болью? Привести примеры бестактных поступков, разобрать их (дарить игрушки, тебе самому ненужные и т.д.). Привести примеры тактичных поступков. (Взято из раздела «Человек – высшая ценность»).

Заключительная часть

Расскажите о себе, когда вам удавалось ответить добротой на доброту.

Дуб под окном

Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил дуб под окном. Шли годы, росли у лесника дети, разрастался дубок, старел лесник.

И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дуб разросся так, что закрыл окно. Стало темно в комнате, где жила красавица – лесникова внучка.

– Срубите дуб, дедушка, – просит внучка, – темно в комнате.

– Завтра утром начнем, – ответил дедушка.

Пришло утро. Позвал дедушка трех сыновей и девятерых внуков, позвал внучку красавицу и сказал: «Будем дом переносить на другое место». И пошел с лопатой копать ров под фундамент. За ним три сына, девять внуков и красавица внучка.

Чтение рассказа «Дуб под окном» (чтение первой части рассказа)

Примерные вопросы:

Кто герои рассказа? Кто из героев вам симпатичен, почему? Кого из героев вы осуждаете, почему? Опишите тех и других. Итак, одежда, волосы, рост… – это все описание внешнего вида героев. Что, на ваш взгляд, характеризует внутренний мир человека, как мы можем оценить – добрый это человек или злой, честный или бесчестный? Верно, именно поступки человека позволяют нам судить о нем, о красоте его души. А теперь оцените героев рассказа с точки зрения их поступков. Опишите девочку. Какие поступок, слова характеризуют ее? Бывали ли в твоей жизни или жизни твоих друзей подобные истории? Как бы поступил ты на месте девочки? Опишите дедушку. Как дед относился к своим внукам? Чему он их учил? Как? Как он отнесся к просьбе внучки? Вспомните своих дедушек. Чему они учат вас? Как бы ваш дедушка поступил на месте дедушки из рассказа? Как бы поступил, если бы с такой просьбой обратились вы?

Как бы вы поступили на месте деда? А вот как поступил дед в нашем рассказе (чтение второй части рассказа). Можно ли назвать деда мудрым, обоснуйте свой ответ. Почему дед не стал ничего объяснять внучке? Верное ли решение, на ваш взгляд, принял дед? Как вы считаете, чем могла бы закончиться эта история? Подумайте, как могли бы сложиться обстоятельства, если бы дедушка выполнил каприз внучки.

Вывод: не думай, что ты один на Земле, соизмеряй свои желания с желаниями других, думай о последствиях своих действий.

Вспомни рассказ «Почему плачет синичка» и рассказ «Дуб под окном». Что общего в этих рассказах? О чем хотел сказать автор в каждом из этих рассказов в отдельности и в целом? Какие выводы для себя сделал каждый из вас, прочитав рассказы? (Над чем задумались, читая рассказы?) Захотелось ли вам быть одним из героев рассказов? Кем? Какой добрый поступок захотелось совершить вам?

Чтобы бабочка не укололась

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации – острые-острые колючки. Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку – что же тогда будет? Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью. Мама увидела и спрашивает: «Что ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?» «Чтобы бабочка не укололась», – ответила Зоя.

Что необычного в этом рассказе?

Что произошло в саду?

Почему Зоя не хотела, чтобы бабочка укололась? (Зоя добрая, и ей жалко бабочку).

Почему мама не хотела, чтобы Зоя ломала колючки?

Что мама могла бы рассказать дочке?

С кем вы согласны: с мамой или Зоей?

Что нравится в девочке?

Хотели бы вы иметь такую подругу (друга)? Почему?

Приведите примеры из вашей жизни, из жизни ваших друзей. Вам хочется жалеть других или чтобы жалели вас? Умение пожалеть, понять другого – хорошо это или плохо?

Посмеялись над бабушкой

Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно. Мимо стадиона шла старенькая бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяя дорогу палкой. Кто-то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по палке и выбил ее из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит ее бабушка.

Дети смотрят на бабушку и смеются. Никто из них не догадался подойти к бабушке, попросить прощения и помочь ей. Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому и в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком.

I этап работы

Рассказ можно прочитать не до конца и спросить:

Как поступили бы вы в данной ситуации? Почему?

Выслушать ответы детей, не обобщая их, и дочитать рассказ до конца.

II этап работы

Почему автор считает, что смеяться над старенькой бабушкой – делать зло? Думаете ли вы так же? Обоснуйте свой ответ.

Как можно относиться к смеху?

Почему смехом можно обидеть? Когда смех не обиден?

III этап работы – завершающий

Можно вспомнить пословицы о смехе.

Домашнее задание

Найти и выписать в тетрадь пословицы о смехе.

Самое красивое

и самое уродливое

Мальчику задали в школе написать сочинение «Что ты знаешь о самом красивом и самом уродливом». Долго думал Мальчик и не мог сообразить, что в мире самое красивое и что самое уродливое. Ему казалось, что самое красивое – цветок сирени. А самой уродливой казалась лягушка. Подошел к Дедушке, спросил: так ли это? Дедушка ответил: нет, не так. «Самое красивое, – сказал Дедушка, – это человеческий труд. А уродливое то, что пускает труд человеческий на ветер. Иди, походи несколько дней по земле, и ты увидишь и то, и другое».

Пошел Мальчик. Идет полем. Видит, пшеничное поле желтеет, нива – колосок к колоску. «Вот это и есть самое красивое, – думает Мальчик. – Ведь это человеческий труд».

Идет дальше. Подходит к школе. Бегают дети, резвятся. Одна девочка ест хлеб с маслом. Недоела, бросила кусок хлеба на землю, побежала к подружкам. «Это самое уродливое, – решил Мальчик. – Ведь она пускает на ветер человеческий труд».

До чтения этого текста задать ребятам вопрос: что в мире самое красивое, а что самое уродливое?

Потом прочитать этот текст и задать следующие вопросы по первой части:

Что мальчик и дедушка посчитали красивым? (Человеческий труд).

Согласны ли вы с мальчиком? Обоснуйте.

Что вы сделали сами, своими руками? Расскажите.

Легко ли это было?

Почему надо беречь человеческий труд?

Аналогично составить вопросы по второй части рассказа.

После разбора второй части задать вопрос:

Что вы знаете о труде своих родителей?

Записать вывод: любой труд надо беречь. (Из раздела: «Красота – радость жизни», стр. 50-51).

Красивое и уродливое

Мария Ивановна сказала: «Дети, подумайте, что вам кажется самым красивым, а что – самым уродливым. Подумайте и напишите об этом». Я долго думала: что же самое красивое?

Самое красивое – мраморные цветочки ландыша. Они такие нежные и ласковые. Когда смотришь на них, становится радостно. Хочется сделать что-то хорошее. Хочется, чтобы люди говорили обо мне, что я хорошая, послушная девочка, добрая мамина и папина дочь.

Самое красивое – когда люди делают один другому хорошее. Однажды случилось вот что. Под высоким деревом на лавочке сидел старый дедушка. Он ехал на автобусе, и ему стало плохо. Вышел из автобуса и сидит на лавочке. Мама пригласила его домой, дала лекарство, накормила. Дедушка отдохнул и поехал домой.

А самое уродливое было вот что. У одного мальчика умерла бабушка. Старая-старая, девяносто лет. И он не пошел на похороны. А когда бабушка болела, не ходил к ней. Неужели ему не больно? Самое уродливое, когда человек становится злым, бессердечным.

Вывод можно записать так: «Самое красивое – понять другого и попытаться помочь. Самое уродливое – оставаться равнодушным». (Из раздела «Человек – высшая ценность»).

Цель сравнения двух рассказов: научить оценивать поступки.

Другой вариант работы с текстами.

Как поступила девочка?

Считаете вы ее поступок красивым или нет? Почему? (Поступок нельзя считать красивым, потому что кому-то от этого плохо).

А кому плохо, обидно? (Хлеборобу, кулинару, пахарю и т.д.). Тем, кто трудился, создавая хлеб.

Зачитывается последний абзац о больной бабушке.

Совершали вы некрасивый поступок? Сможете ли рассказать нам о нем?

Если дети не станут отвечать на этот вопрос, то можно его изменить. Расскажите о каком-нибудь поступке. Попробовать с детьми дать оценку этому поступку, анализируя при этом, был ли он кому-нибудь приятен, есть ли от него польза.

Почему мальчик мог не помогать бабушке? Был ли он занят другими делами, мог не знать, как сделать приятное бабушке, не умел ухаживать за больным старым человеком или у него было злое, холодное, бесчувственное сердце?

Часто мы делаем некрасивые поступки не потому, что мы этого хотим, а потому, что не думаем, что кому-то может быть от этого плохо. Делаем плохо не от злого сердца, а от дурной головы. Потому, что не привыкли думать об окружающих, не научились видеть мир сердцем.

Старайтесь совершать больше хороших, красивых поступков. Можно закончить занятие прослушиванием музыкальной записи из мультфильма: «Кот Леопольд» «Если добрый ты».

Из двух рассказов увидели две точки зрения на один и тот же вопрос:

Что самое красивое, а что самое уродливое?

Самое красивое – «человеческий труд» и «когда люди делают один другому хорошее». Самое уродливое – то, «что пускает труд человеческий на ветер» и «когда человек становится злым, бессердечным». Давайте сравним эти ответы. Можно сказать, что они похожи? Докажите свою точку зрения.

Составить пары слов: добрый – злой, сердечный – бессердечный, привести примеры из своей жизни. Подобрать синонимы к слову «добрый».

Кто из этих рассказов вам понравился и почему? Какую красоту имеет в виду автор? (Красоту души).

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише десять лет, а Оле девять. Около дома рос высокий ветвистый тополь.

– Сделаем на тополе качели, – сказал Миша.

– Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля. Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку. Встали на качели Миша и Оля и давай качаться.

Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет. Миша говорит:

– Синичке тоже весело, оттого что мы качаемся. Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птенчики маленькие.

– Синичка не радуется, а плачет, – сказала Оля.

– А почему же она плачет? – удивился Миша.

– Подумай почему, – ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему же она плачет?

Кто герои произведения? Что вы узнали из рассказа? Вспомните разговор девочки и мальчика. Над каким вопросом задумался мальчик? Почему Оля не ответила Мише? Догадался ли мальчик? Давайте поможем ему ответить: «Почему плакала синичка?» Обоснуйте свой ответ. Опишите синичку. Как вела себя синичка? Может быть, ее волнения напрасны? Почему она беспокоилась? Что могло произойти? Синичка для птенцов – мама. Вспомните случаи из вашей жизни, когда ваши мамы тоже переживали и беспокоились за вас. Сравните поведение птички и поведение мамы в такие моменты. Как предпочитаете поступать вы, когда знаете, что ваши мамы переживают? Как, по вашему мнению, поступят Миша и Оля? Как поступили бы вы на их месте? Придумайте продолжение этой истории.

Вывод. Помните: все, что мы делаем или не делаем, имеет последствие для окружающего мира, поэтому нужно быть внимательнее к тому, что нас окружает, и думать о своих действиях и их последствиях.

Девочка и Синичка

Пришла холодная зима. Маленькая девочка Наташа повесила на яблоньку кормушку для Синички и каждый день приносила жареные семена конопли. Синичка ждала девочку. Наташа радостно улыбалась, Синичка пела ей песенку и клевала семена. Весной Синичка сказала девочке:

– Теперь не приноси мне корм. Я сама найду себе что поесть.

– До свидания – до зимы! – До свидания, Синичка.

Снова пришла зима. Все засыпало снегом. Прилетела Синичка к кормушке, а в кормушке тоже снег. Тревожно стало Синичке. Спрашивает она у яблоньки:

– Яблонька, скажи, почему нет Наташи? Неужели она забыла обо мне?

– Нет, она не забыла. Она больна.

Тяжело стало на душе у Синички. Села она на веточку и думает: «Полечу к девочке. Надо чем-то обрадовать ее. Принести ей подарок. Но где я возьму подарок? Кругом снег, снег, снег». И тогда решила Синичка принести Наташе песню. Прилетела к ее дому, влетела в форточку, села у постели больной Наташи и запела. Наташе стало легче.

Цель: познакомить детей с понятиями «добрый поступок» и «отзывчивость».

Могло ли это быть на самом деле? Разделите рассказ на смысловые части. Дайте им заголовки. (Девочка помогает синичке. Синичка помогает девочке). Как можно по-другому назвать тот рассказ?

Вопросы по первой части (о девочке).

Чему радовалась Наташа, когда кормила синичку? Что испытывала? (Ей было радостно. Доставляя радость маленькой птичке испытывала радость и сама девочка, что может кому-то дарить радость). Добрый поступок – сам по себе награда. Подобрать цитату о формуле любви (приятно делать приятное).

Вопросы ко второй части (о синичке).

Почему синичка решила сделать приятное Наташе? Обрадовать ее? Сделать ей подарок?

Подобрать цитату о необходимости отвечать добром на добро.

Метод ненов, можно даже сказать, проверен временем – это метод этической беседы. Такие занятия помогают возродить духовную основу России!

Эльвира Станишеская, ассистент кафедры педагогики Пермского университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте