В мае 2012 года впервые во всех школах и гимназиях Новгородской области прошли уроки славянской грамоты. Но это не единственная находка организаторов. Главная особенность в том, что уроки проводили не только учителя, но и руководители области.
Председатель комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Анатолий Осипов открыл урок славянской грамоты в школе №13 Великого Новгорода. Анатолий Алексеевич поздравил ребят с праздником, напомнив, что День славянской культуры и письменности — второй государственно-церковный праздник в современном российском календаре, рассказал о славянской азбуке, ее создателях, братьях Кирилле и Мефодии, а затем предложил ребятам игру-викторину.
В школе № 14 Великого Новгорода учебные и внеклассные занятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры, по форме были очень разнообразны: ученики начальной школы в беседах узнали о Кирилле и Мефодии, проповедниках христианства; шестиклассники отправились на экскурсии по монастырям Великого Новгорода; учащиеся 7 «В» и 8 «Г» классов посетили знаменитый Псково-Печерский монастырь.
Но, пожалуй, больше всего открытий в этот день сделали ученики 5 «Г» и 7 «Г» классов. Именно для них Ирина Шанаева, заслуженный учитель РФ, провела необычные уроки. Здесь было все: и яркая увлекательная презентация с видеосюжетами, и выставка книг, рисунков, фотографий. В начале учебных занятий Ирина Львовна спросила: «Можно ли представить нашу жизнь без компьютера, сотового телефона, планшетника?», ребята уверенно произнесли: «Конечно же, нет!». Тогда учитель попросила представить свою жизнь без письменности. Ребята и здесь не растерялись: «Без письменности не было бы диктантов, изложений, контрольных работ, рефератов. Все уроки можно было бы сделать устно». И тут же добавили: «Но ведь тогда исчезли бы и все книги, в том числе и электронные…». Никто не захотел оставаться невеждами, все пришли к выводу о том, что без письменности нельзя передавать информацию, делиться опытом с потомками, ведь каждому новому поколению заново пришлось бы открывать Америку, изобретать колесо, сочинять сказки.
На этих же занятиях ребята познакомились с жизнеописанием святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, которые как раз для нас, славян, придумали алфавит – кириллицу; в полной мере осознали слова Кирилла: «Просвещение народа без книг на его родном языке равносильно усилиям писать на воде».
А еще наши умники и умницы на уроке читали… «Остромирово евангелие». Это было трудно, но очень интересно! Сначала не помогала даже «шпаргалка» (кириллица), заранее приготовленная учителем для каждого ученика. Но вот все уже понимают, как надо складывать слова, как разделить слова на предложения… из удивительно красивых букв кириллицы как бы сами собой составляются фразы: «Исконе было слово…», «Слава тебе господи царю небесну яко сподоби написать евангелие се», «Азъ Григорий диакон написахъ Евангелие се»…
Нашлось на этом необычном уроке место и для фантазии ребят, которые разделились на группы и создали маленькие шедевры – буквицы, инициалы. Конечно же, ребята рисовали невероятные заглавные буквы К (Кирилл) и М (Мефодий), украшая их орнаментами из цветов, лент, экзотических растений, даже ангел раскрыл свои крылья над буквицей.
Интересные, практически значимые задания выполняла особая группа школьников. Ребята придумывали идеи для памятного знака Кириллу и Мефодию в Великом Новгороде, а Анастасия Денисенко, ученица 7 «Г» класса, написала стихотворение «Кирилл и Мефодий»:
Давным-давно в державной Византии
Два брата путь нелёгкий начинали.
Один в миру был назван Константином,
Другого Михаилом величали.
И пост стратега занял Михаил,
А Константин приял церковный сан,
Он философии людей учил,
Народ его Философом прозвал.
Затем от мира Михаил ушёл
И жил монахом на горе Олимп.
Здесь много иноков-славян нашёл
И вскоре он язык их изучил.
В монашестве Мефодием он стал,
Затем и Константин с ним рядом жил,
А после император их призвал,
На проповедь к хазарам проводил.
Там русский Константин язык узнал
И, как родной, его он изучил.
С Мефодием глаголицу создал
И много книг потом переводил.
Узнав о приближении кончины,
Он принял схиму с именем Кирилл.
Он вскоре умер, но помним мы поныне
То чудо, что для нас он сотворил.
С тех пор мы память братьев почитаем,
И хор поёт им славу на века!
Мы благодарно имена их вспоминаем
И труд их не забудем никогда!
Проектные работы школьники защитили на отлично, заслужив бурные аплодисменты своих одноклассников и учителей.
В завершении занятий ученикам предложили анкету, в которой они очень искренне и трогательно сообщили: «Нам очень жаль, что урок так быстро закончился» и поделились мечтой: «24 мая 2013 года нам бы хотелось урок о Кирилле и Мефодии провести самим для малышей нашей школы и открыть выставку творческих работ, посвященных Дню славянской письменности и культуры».
Удачи вам, наши так быстро взрослеющие ученики!
Светлана Лузик, учитель технологии,
Ирина Шанаева, учитель русского языка и литературы
Средняя школа № 14 Великого Новгорода
Комментарии