search
main
0

Уроки обществознания Душа обязана трудиться

Тема “Гражданское право”

Цель урока: охарактеризовать гражданское право как отрасль права, дать представление об участниках гражданско-правовых отношений, понятиях “дееспособность” и “правоспособность”.
Понятия для усвоения: Гражданский кодекс, гражданское право, дееспособность, правоспособность, физическое лицо, юридическое лицо.
Сначала следует познакомить учащихся с одной из ключевых особенностей гражданского права – равенством участников гражданских правоотношений. Непросто разобраться в понятии “частное право”, его отличиях от публичного права. Уместно предложить ребятам следующее определение:
Частное право – совокупность отраслей права, основанных на частной собственности и на товарном хозяйстве. В отличие от публичного права частное право регулирует отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных собственников и коммерческих объединений в их имущественной деятельности и в личных отношениях. К частному праву относятся гражданское право и торговое право.
В отношениях, которые регулируются административным и уголовным правом, участники находятся в неравном положении. Одни наделены властными полномочиями, другие им подчиняются: начальник и его заместитель, представитель администрации и частное лицо, сборщик налогов и налогоплательщик, сотрудник правоохранительных органов и нарушитель закона. В гражданских правоотношениях участники равны. Равенство участников, пожалуй, основное отличие этого вида правоотношений. Заключен договор, и закон требует, чтобы обе стороны точно выполнили его условия. Социальный статус и должностное положение никакого правового значения не имеют. Более того, гражданские правоотношения лишились бы всякого смысла, если бы гражданское законодательство не основывалось на признании неприкосновенности собственности, имущественной самостоятельности участников, свободы договора, недопустимости вмешательства в частные дела, на гарантиях гражданских прав, возможности их восстановления в случае нарушения, их судебной защиты.
Стороны равны не во всех имущественных отношениях. Возьмем механизм уплаты налогов. Налоговые органы наделены властью, возможностью принуждать налогоплательщиков к совершению предусмотренных законом действий. Именно поэтому налоговые правоотношения не регулируются гражданским законодательством.
С началом рыночных реформ гражданское право в России значительно обновилось. Новое гражданское законодательство РФ соответствует основным принципам частного права. Считают, что приоритет частного права над публичным характерен для демократического правового государства. Принципами частного права являются:
автономия субъектов гражданско-правовых отношений;
свобода их волеизъявления при установлении взаимных прав и обязанностей;
запрет на необоснованное вмешательство публичной власти в частноправовые интересы и др.

Комментарии к заданиям
Задание 1. Гражданским правом регулируются все описанные ситуации, кроме перехода улицы в неположенном месте и увольнения с работы.
Задание 2. Дееспособность человека может быть ограничена только судом, потому что решение об ограничении дееспособности сопряжено с весьма серьезными правовыми последствиями, которые существенно влияют на жизнь человека.
Задание 3. Дееспособность нужна для того, чтобы купить телевизор, снять квартиру, дать в пользование автомашину.
Задание 4. С точки зрения морали поступок подростков заслуживает одобрения. С точки зрения закона они поступили неправильно. Им следовало отнести найденные вещи в милицию или отдать собственнику.

Комментарии к темам для рефератов, сообщений, дискуссий
1. Каков нравственно-правовой смысл пословицы “Уговор дороже денег”?
В данном случае требования нравственности и права совпадают. Учащиеся без труда приводят примеры, доказывающие, что невыполнение обязательств по договорам является причиной весьма серьезных и болезненных проблем.
2. Стоит ли требовать материальной компенсации за оскорбление человеческого достоинства?
С правовой точки зрения, несомненно, стоит. Уместно в процессе обсуждения остановиться на примерах обращения граждан в суд из-за оскорблений их достоинства в средствах массовой информации, публичных выступлениях, книгах. Другой аспект проблемы – готовность человека вступить в судебную тяжбу. Решение обратиться в суд за защитой требует немалых моральных сил.
3. Собственники: мещане или творцы?
Однозначный и абстрактный ответ невозможен. Собственник может быть и творцом, и мещанином. Все зависит от нравственных качеств, жизненной позиции человека. Уместно привлечь внимание ребят к мысли И. Ильина, который полагал, что собственность порождает “полную и неистощимую волю к творческому труду”.
4. Собственность и нравственность.
У этой темы несколько аспектов: собственность и сострадание к бедным; собственность и долг перед обществом; собственность и верность слову и др.

Тема “Право собственности”

Цель урока: охарактеризовать право собственности, правомочия собственника, правовые основы приватизации и национализации.
Понятия для усвоения: национализация, право собственности, правомочия собственника, приватизация.

Рекомендации по изучению нового материала
Здесь рассматриваются правовые аспекты собственности. Учитель имеет возможность опереться на знания учащихся, полученные при изучении собственности с позиций экономической науки.
Круг собственников широк: физические (граждане) и юридические лица; Российская Федерация; субъекты Российской Федерации (их 89); муниципальные образования (города, районы и т.д.). В гражданском праве они называются субъектами права собственности.
Российской Федерации и ее субъектам принадлежит государственная собственность. Ее объектами, в частности, являются леса, воды, земля, богатства недр, оружие и другое армейское имущество, заводы и фабрики, банки, авиакомпании и др. Если государственная собственность принадлежит Российской Федерации, то она именуется федеральной, а если субъекту РФ, то – собственностью субъекта РФ.
Города, районы, поселки и т.д. владеют муниципальной собственностью: жилыми домами, школами, больницами, дорогами, зданиями, заводами, фабриками и др.
Имущество, которое находится в собственности, называют объектами права собственности. Ресурсы континентального шельфа, государственная казна, имущество Вооруженных сил, памятники истории и культуры, художественные ценности, имеющие общероссийское значение, федеральные автомобильные дороги и др. могут быть объектом только государственной собственности. Юристы говорят, что эти объекты изъяты из оборота. Принадлежать физическим и юридическим лицам они по закону не могут. Любые сделки с такими объектами, например их купля и продажа, являются незаконными. Государство, таким образом, может быть собственником любых объектов права собственности.
Государственной собственностью от имени РФ и ее субъектов в рамках их компетенции владеют, пользуются и распоряжаются органы государственной власти (правительство, министерство, государственные комитеты и др.).
Муниципальной собственностью от имени муниципальных образований владеют, пользуются и распоряжаются органы местного самоуправления (местные советы, глава администрации и т.д.).
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, закрепляется за предприятием или учреждением, которому передается право им владеть, пользоваться и распоряжаться. В этом случае предприятия и учреждения не являются собственниками. Их право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом определяется волей собственника – государства или муниципального образования. Право таких предприятий называется правом хозяйственного ведения или правом оперативного управления. Театр, например, не имеет права превращать театральное здание в склад или в гараж.
Часть государственного или муниципального имущества, а также средства бюджета соответствующего уровня составляют государственную или муниципальную казну.
Объектами собственности граждан и юридических лиц являются: предметы для удовлетворения личных потребностей; денежные средства, акции и другие ценные бумаги; здания, сооружения, транспорт, т.е. объекты, служащие для организации производства. Имущество, находящееся в собственности граждан и юридических лиц, не ограничено. Следовательно, в собственности гражданина может быть любое количество домов, квартир, автомобилей и др.
Конкретизировать представления учащихся о способах защиты прав собственника позволяет обсуждение следующей ситуации.
Гражданин К. после смерти отца продал его библиотеку некоему Р. Требуемую сумму Р. заплатил в полном объеме и в срок. Через два месяца К. нашел в бумагах отца опись книг, в которой была указана стоимость каждого экземпляра. Оказалось, что К. продешевил, реальная стоимость библиотеки в 5 раз превышала полученную сумму. Он обратился в суд с иском к Р. о восполнении части его собственности в денежном выражении, потребовав увеличить плату за проданные книги. В противном случае он просил вернуть ему библиотеку, обязуясь, в свою очередь, отдать Р. полученные за нее деньги.
Что произошло в данном случае? Собственник К. посчитал нарушенным свое право собственности: вместо одной денежной суммы за свои вещи он получил другую, меньшую. В связи с этим он обратился с исковым заявлением, или иском, в суд. Таким образом, он выступил в роли истца, а Р., который предположительно нарушил его право собственности, – в роли ответчика. Таковы роли участников гражданского процесса.

Комментарий к заданиям
Задание З. А – реквизиция, Б – конфискация, В – реквизиция.

Комментарии к темам для рефератов, сообщений, дискуссий
1. “Собственность – ловушка; то, что считаем в своем владении, на самом деле владеет нами” (А. Карр, писатель).
Имеет смысл обсудить два аспекта проблемы: зависимость людей от собственности и ответственность за собственность, которой они владеют. Зависимость губительна для души. Что касается второго аспекта, то в Гражданском кодексе РФ есть понятие “бремя собственности”. Оно означает, что, приобретя то или иное имущество, человек должен его содержать и использовать, платить налоги, ремонтировать, регистрировать и др.
2. Гражданин и собственность.
Полезно акцентировать внимание на обязанностях гражданина в связи с его частной собственностью, частной собственностью других лиц и собственностью других субъектов (государства в том числе).
3. Приватизация в России: уроки современной истории.
Цель приватизации – включить людей в предпринимательскую деятельность, создать обширный слой собственников, стимулировать экономический рост. В России достичь этих целей в полном объеме пока не удалось. Одним из результатов приватизации государственной собственности стало формирование узкого круга так называемых олигархов, резкое расслоение общества. К сожалению, приватизация до сих пор не оказывала существенного влияния на темпы развития экономики, повышение ее эффективности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте