Он возглавлял журнал «Мурзилка», когда ему внезапно предложили пост редактора «Учительской газеты». В 51 год начинать, по сути, новую карьеру? «Дыши носом, читай «Мурзилку»!» – усмехались добродушные друзья Матвеева. Но он решился.
Тут бы нужна его другая фотография. Княжеская осанка, рост под два метра, непроницаемое лицо дипломата, если не президента. А взгляд из-под темных квадратных очков полон озорства, ума и обаяния. Он был открытый, солнечный, Матвеев. Таким обычно веришь с полувзгляда. Люди из ЦК КПСС тоже ему поверили. Доверили умы учителей! И вот газета. С большой и богатой биографией. Сверху поставлена задача подтянуть авторитет издания, привлечь к нему взоры читателей. Но как? Чем удивить? Он обратился к близкому ему сообществу детских прозаиков: «Золотой мой, от тебя хоть две странички! Только молоко и мед. И, как говорил Винни Пух, можно без хлеба!» …Однажды накануне Первомая я занес ему свой материал. Радостное оживление Матвеева: надо же, человек пришел! Да еще с материалом! «Сколько страничек? Быстренько читаем и скорее отправляем в типографию». Как же он верил в начинающих коллег, если, не видя текста, торопился сдать его в набор? Твардовскому, чтобы поднять «Новый мир», потребовалось 16 лет. Матвеев перевернул педагогический мир всего за пять. И уже в октябре 1986 года, когда он напечатает знаменитый манифест педагогов-новаторов «Педагогика сотрудничества», учителя назовут Матвеева совестью народного образования. «Под его руководством «Учительская газета» стала общественным центром движения учителей за обновление школы. По его идее учрежден Временный научно-исследовательский коллектив «Школа», создан Творческий союз учителей, состоялись открытые выборы в Академию педагогических наук», – написано в энциклопедии. Всего за пять лет. Да разве такое возможно? Так что задание Кремля он выполнил досрочно: из газеты, оповещающей читателя о последних указаниях КПСС, создал вневедомственный штаб по выработке моделей ускорения страны. Какой ценой, чьими талантами и мастерством? Привел, как теперь принято, свою команду в штат? Поувольнял пенсионеров, чтобы набрать молодежь? Владимир Федорович не избавился ни от одного журналиста, технички или машинистки, которых унаследовал от предыдущего редактора. Свою реформу он делал бескровно, с теми же людьми. С той же редакцией, в которую пришел. Этот его урок сотрудничества тоже пока не все усвоили. С высоты своего общественного положения и достаточно большого роста он отлично видел, чем болеет общество. «У нас великое множество работ о социализации ребенка – о приведении его к норме… До сих пор общепринятой считается логика, по которой ребенок, вырастая, приучается следовать социальным стандартам одобряемого поведения, приспосабливается к внешнему миру. Не из этих ли схем и теорий возникает постулат о необходимости командовать ребенком, о фатальной неизбежности принуждения как доминанты в воспитании, поскольку все сводится к тому, чтобы из ребенка «выбить дурь»? И тщетны все призывы педагогов-гуманистов, пока схема, сводящаяся к адаптации, приспособлению и социализации, широко распространена». Строки, написанные в апреле 1988 года, оказались довольно точным прогнозом. Вчитайтесь: «норма», «стандарт», «социализация» – все эти слова, изобличенные Матвеевым, да они же определяют современную политику в образовании. Где же альтернатива? В сотрудничестве. Владимир Федорович привлек к сотрудничеству с газетой людей, имена которых вскоре узнает вся страна. Евгений Сабуров (будущий заместитель Председателя Правительства РФ), Эдуард Днепров (будущий министр образования), академик Василий Давыдов вместе работали над концепцией ВНИК «Школа», которую инициировал Матвеев. Времена менялись на глазах. О педагогике сотрудничества уже выходили книги, снимались телефильмы. Конфронтация газеты с АПН СССР увенчалась долгожданной реорганизацией последней. В один из таких победных дней я подошел к Матвееву: «Поздравляю, главное дело сделано…» – «Вы ошибаетесь. Главное дело – впереди!» В этом он весь: корректность дипломата, выпускника МГИМО, молниеносный мяч в ответ, готовность биться до конца. Тут бы и поставить точку, но что-то мешает, грызет изнутри. Вспоминая журналиста, который каждое свое интервью начинал с вопроса к взрослым: «А детям в вашей школе хорошо?», необходимо сказать и о сегодняшних детях. Он оказался прав и тут. Ползучая академия образования (или какой-нибудь залетный ее ген?), пока мы мечтали о новой России, взяла наши школы в оборот и превратила в свои филиалы. А детей – в объекты многолетнего исследования тестологов. «У нас в педагогике, – говорили мы в матвеевской газете, – на каждое слабое растеньице приходится по три уборочных комбайна. Его еще не успели даже посадить, а комбайн уже завелся и пошел». Кто остановит всероссийский сбор невыращенного урожая?
Комментарии