В адронном коллайдере элементарные частицы разгоняются до скоростей, близких к скорости света. При взаимодействии частиц сверхвысоких энергий рождаются новые, неизученные частицы, изменяющие наше представление о мире. Хотите почувствовать себя такой частицей? Хотите достичь предельно возможной скорости развития? Хотите взаимодействовать с другими так, чтобы родилось новое знание? Участвуйте в конкурсе «Учитель года»!
В прошлом учебном году я приняла участие в конкурсе «Учитель года Москвы-2012». Для элементарной сверхскоростной частицы время течет по-другому. Мой год пролетел как урок. Вернее, как шесть уроков.Урок первый Информационно-компьютерные технологииКонкурс 2012 года очень отличался от предыдущих именно активным использованием компьютерных технологий. Он стал более открытым. Всю информацию выкладывали в Интернете, было организовано голосование на сайте. Последний городской этап просто шел в прямой трансляции. А самым первым заданием было создание ролика о себе. За три минуты успеть сказать самое главное.Учитель! Как же главное понять?В чем цель и смысл? И я отвечу снова, Что надо жить, учиться и искать,Задать себе вопросы быть готовым.Подучиться заставило еще одно конкурсное задание – создание собственного сайта в Интернете. Каким хотелось видеть свой сайт? Полезным для взрослых и детей, информативным, интересным, ярким и запоминающимся. Сайт должен отражать и профессиональные, и личностные качества. Я назвала свой сайт «Жираф» – «Живая, Интересная, Развивающая, Активная Физика». Работа огромная, но очень интересная. Это общение со всем миром, это возможность раскрыться с разных сторон. Ну и конечно, совершенствование умения общаться с компьютером. Урок второй ЛитератураСлово. Как трудно подобрать умное, емкое, доброе Слово. Мы учителя, и слово наш инструмент и оружие. 500 слов нужно было найти, чтобы разместить на сайте свое эссе на тему «Мое педагогическое кредо». Я попробовала сделать это в стихах.Вопрос! Вот в чем начало всех начал.В нем непокой, в нем вечное движенье.Не подружилась я с тем, кто кричал,Что твердо знает всех проблем решенье. Искать ответ, найти и вдруг понять,Что тянутся за ним вопросы снова.И надо жить, учиться и искать,Задать себе вопросы быть готовым.И еще одно литературное задание – рассказ о семинаре, которые проходил в Подмосковном лагере «Команда» в феврале. Три дня учения, общения, удивления. У меня получилась сказка.Жили-были сто восемьдесят пять конкурсантовУ самого Истринского моря.Они жили в лагере «Команда»Ровно три дня и две ночи.Мчался семинар так,Что Коньку-Горбунку не угнаться!За тренингами – лекции, За пресс-конференцией – рефлексия.Только пятки мелькают да стрелки бегут.И отмерили стрелки электронные три дня и две ночи.Оглянулись конкурсанты: «Да что ж это?Были педагоги-люди, а стали педагоги-богатыри!Ни мастер-классы нам нипочем,Ни жюри, ни министров не боимся.Горы свернем и решим задачи московского образования!»На том и порешили. Присели на дорожку,В ножки поклонились Андрею да ОльгеЗа хлеб-соль да за теплоту душевную.Песню прощальную исполнили да разошлись с миром.Будут жить-поживать да инновации применять.И я там был, чай, кофе пил,Учился, развивался, мыслил да общался!Спасибо конкурсу, что он дал возможность еще раз прочувствовать, что такое русское слово! Как аккуратно и бережно нужно с ним обращаться и как интересно этому учиться!Урок третий. ЧтениеДа, чтение. Как в первом классе. Федеральные государственные образовательные стандарты, Программа развития Москвы до 2016 года, образовательная программа школы, статьи, выступления, доклады… Иногда скучно, иногда увлекательно, но всегда полезно и необходимо. И как прямое следствие – расширение кругозора. Особенно пригодилось это на импровизационных этапах конкурса. Вопрос – ответ. На размышление – 60 секунд. А вопросы были совсем не простыми. Вот тут кругозор и пригодился. Примеры из разных областей знаний, стихи, притчи. Юмор также приветствуется. Но совсем нелегко шутить, когда на тебя нацелены взгляды целого зала и видеокамеры.А сколько литературы пришлось изучить при подготовке к актовой лекции на тему «Задачи и перспективы московского образования»! Урок четвертый ФизикаКонечно, знание своего предмета тоже очень пригодилось. Но и здесь было чему поучиться. Сложная и тонкая тема: электростатическая индукция. На уроке постаралась удивить, создать проблемную ситуацию притяжения одноименных зарядов. Должны отталкиваться, а они притягиваются! Затем с помощью моделей привела ребят к тому, чтобы они сами объяснили явление. Если открытый урок – это знакомый жанр, то с мастер-классом я встретилась впервые. Нам помогали советами, рекомендациями, примерами, но не забывали упомянуть, что лучшие мастер-классы получаются у тех, кто не слушает ничьих советов. За 20 минут нужно показать оригинальный методический прием, да так, чтобы физики удивились, а нефизики все поняли. Удивить надпредметными приемами на примере своего предмета. Долго, в муках рождалась идея мастер-класса. Я нашла обобщающую тему «Единицы измерения». В физике мы привычно измеряем время в часах, минутах, годах. А можно ли было бы время измерить, например, в килограммах? Сначала идея кажется абсурдной, но если создать прибор типа песочных часов с измерением массы протекшего песка, то почему нет? Ведь почти все единицы измерения придуманы людьми! Ну и обобщение: ведь в жизни нам приходится постоянно что-то измерять и оценивать. Мы пытаемся измерить уровень культуры, воспитанность, эмоциональное состояние. Приборов для этих измерений человечество пока не придумало. А как иногда хочется измерить силу любви, работу мысли, степень взаимопонимания, энергию творчества, силу духа! В каких единицах это измерить? Наверное, они у каждого свои. А ведь можно договориться и предложить единицу измерения таких состояний, как удивление и вдохновение. Две группы на сцене придумали оригинальные единицы измерения удивления и вдохновения. Все получилось, как было задумано. Только в каких единицах измерить волнение, которое испытываешь при этом? Урок пятый. ТрудТрудиться пришлось немало, но речь пойдет не об этом. Речь пойдет о гвоздях. Каждый конкурсант должен был найти главную идею, тот гвоздь, на который накручивается вся логика сайта, уроков, выступлений, дискуссий. Моим гвоздем было стихотворение Маршака:Он с детства задавал вопросы «Почему?».Его прозвали «маленький философ».Но вырос он, и начали емуПреподносить ответы без вопросов.И с этих пор он больше никомуНе задает вопроса «Почему?».Я убеждена, если ребенок перестает задавать вопросы, то теряется смысл образования, теряется желание учиться. А мое педагогическое кредо – учить ребят задавать вопросы и находить на них ответы.Сегодня мы с вами точно знаем, что главное в нашей работе – это не только научить решать сложные математические, физические примеры и задачи. Не менее важно каждому ученику освоить способы преодоления жизненных проблем. Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.Для этого учеба должна быть интересной и увлекательной. Задача учителя – сценировать образовательные ситуации, подбирать интересный учебный материал, повышать познавательную активность своих учеников.Решать задачу – увлекательное дело? А может, попробовать самому составить задачу? Да еще, например, такую: «Сколько слез должна наплакать девочка Герда, чтобы расплавить ледяное сердце мальчика Кая с температурой -5 градусов и массой 500 г?» Ученикам нравится и составлять, и решать такие физические задачи. Им нравится учиться!Ответ придумать легче, чем вопрос.Вопрос – он перспективнее ответа.И вот уже наш ученик подрос.Пора прислушаться к его советам.И мучит нас вопрос в который раз:Как урожай растить на нашей ниве?Чтоб наши дети стали лучше нас:Умней, смелей, добрей, счастливей.Урок шестой. Урок общенияВсе волнения и тревоги конкурса с лихвой компенсировались общением с интересными людьми. Каждая новая встреча – это открытие целого мира. По-моему, это самое главное, что дает конкурс «Учитель года»: открытие мира, открытие себя, расширение профессиональных и человеческих горизонтов.Конечно, в одиночку это не осилить. Мое участие в конкурсе – это работа команды. Команды моей школы, команды нашего округа, команды коллег-финалистов, команды моей семьи, которая всегда делит со мной победы и поражения. Эту поддержку невозможно переоценить. Если у вас есть дружная команда, то хорошее настроение обеспечено. И не просто хорошее, а отличное. Как вы думаете, а в каких единицах можно измерить настроение учителя? В улыбках детей, в открытиях, в успехах выпускников? Мои ученики придумали немало креативных единиц измерения. Миша Демин предложил измерять настроение в км/ч. Он сказал: «Настроение – это скорость, с которой я бегу на урок физики».Наш конкурс – это творчество, общенье,А физика – наука из наук.В открытьях измеряем настроеньеИ продолжаем творчество без мук!Хотите почувствовать себя элементарной частицей в адронном коллайдере? Хотите на огромных скоростях мчаться в силовом поле талантов? Ведь элементарной частица называется не потому, что она маленькая или незначительная. Она неделимая, цельная, фундаментальная, но всегда готовая изменяться и развиваться!Галина ЛИТВИНЕНКО, учитель физики Образовательного центра ОАО «Газпром», лауреат номинации «Учитель года Москвы-2012»
Комментарии