search
main
0

Уроки холокоста. Обществу необходима прививка от национал-фашизма

Благодарю уважаемую и любимую «Учительскую газету» (читаю ее с пяти лет, хотя сейчас мне уже 66!) и непосредственно Евгения Александровича Ямбурга за актуализацию очень важного вопроса. В рубрике «Директорский клуб» (№5 от 3 февраля 2015 г.) Е.А.Ямбург в публикации «Неостывающий пепел в свете исторического знания» обращает внимание на необходимость ценностного осмысления детьми и молодежью многих исторических уроков, в том числе холокоста и Беслана, Великой Отечественной войны и современности.

В настоящее время нередки факты скатывания государств на позиции национал-фашизма с одновременным отрицанием трагедии холокоста. Уроки холокоста – это и профилактика экстремизма, и предупреждение фашизма. В истории холокоста особая роль принадлежит великому гуманисту и просветителю Янушу Корчаку, который в своем «Дневнике» осознанно и ответственно написал: «Я никому не желаю зла. Не умею. Просто не знаю, как это делается…» Этому принципу Януш Корчак следовал всю свою жизнь.В годы холокоста вместе с воспитанниками дома сирот он был направлен в Варшавское гетто. В августе 1942 года этот педагог вместе с восемью работниками и всеми детьми (их было около 200) в товарных вагонах были отправлены в лагерь смерти «Треблинка». Бывшие воспитанники и коллеги неоднократно готовили Янушу Корчаку побег из гетто, но он не хотел оставлять детей одних в эти страшные мгновения и отказался от предложенной свободы, встретив с детьми смерть в газовой камере. На том месте в Треблинке стоит большой камень. На нем краткая надпись: «Януш Корчак и дети».Его жизнь была добровольным, глубоко осмысленным самопожертвованием. Делом всей его жизни стала забота о детях-сиротах. Любовь к маленькому ЧЕЛОВЕКУ, веру в него Януш Корчак выражал в своих произведениях, пронизанных глубочайшим смыслом и добротой. «Кайтусь-чародей», «Лето в Михалувке», «Король Матиуш Первый» – вот всего несколько наиболее известных произведений автора. В самом названии книги «Как любить ребенка» заложена суть мировоззрения Януша Корчака, которым он щедро делился при жизни и после своей смерти с человечеством… Януш Корчак погиб в газовой камере вместе со своими воспитанниками. Его безграничная любовь к ребенку, его светлая вера в детство будут жить в веках!Очевидно, что современное многокультурное общество испытывает дополнительную потребность в обновлении мировоззрения, содействующего интеграции культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения.Поликультурность современного российского образования выступает одновременно и фактором, и инструментом формирования межнационального согласия и толерантности, обеспечивая тем самым ресурсный залог для противодействия межнациональным конфликтам. В широком выборе методик, технологий, содержания и т. п. важно не забыть, не потерять высокий нравственный смысл холокоста – катастрофы (Шоа) еврейства, когда по национальному признаку были уничтожены шесть миллионов евреев, среди которых более одного миллиона – дети. Очень важно показать детям весь трагизм холокоста, когда с 1933 по 1945 год гигантская машина гитлеровского фашизма работала на уничтожение людей… Страшней не может быть трагедии, за которую всем нам, живущим сегодня, еще долго придется отвечать… Забыли уроки холокоста и на Украине, да и в Европе, где было сосредоточено огромное количество различных «фабрик смерти». Нужно помочь детям в осознании всего ужаса катастрофы через чтение литературы, тех произведений, которые раскрывают эту трагедию. Это романы Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», «Треблинский ад». Повесть нобелевского лауреата по литературе Эли Визеля «Ночь». Повесть, в которой Ян Отченашек раскрывает многие стороны холокоста, «Ромео, Джульетта и тьма» и многие другие произведения. Необходимо формировать у детей и молодежи иммунитет к национал-фашизму, а уроки холокоста, обращение к вечной памяти жертв холокоста выполнят роль мощной социальной прививки от фашистской чумы в XXI веке.Главное – сделать надо так в образовательно-воспитательном пространстве нашей великой многонациональной страны, чтобы изучение уроков холокоста стало нормой для каждой школы. У нас в Еврейской автономной области особое отношение к этой трагедии, во многих семьях есть родственники, погибшие в годы холокоста, так как не успели переехать в Биробиджан из западных регионов. ЕАО, по сути, стала в том числе местом спасения многих евреев от холокоста.Что же касается верований, конфессий и т. п., на мой взгляд, в нашей педагогической воспитательно-образовательной деятельности важно каждому понимать смысл и предназначение поликультурного образования не только как возможность ознакомления с многообразием культур народов России, но в первую очередь принятие на себя ответственности за многонациональную целостность Российской Федерации, осознание такой поликультурности страны как важнейшей социально-нравственной ценности. Именно такое понимание поликультурного образования поможет педагогическим работникам осуществлять тьюторское сопровождение детей по дороге к ХРАМУ, а выбор ХРАМА обучающиеся, воспитанники сделать должны в будущем сами… И в стандарте педагога, и в материалах ФГОС есть много того, что характеризует личность педагога современного поликультурного образования. Надо это лишь брать на вооружение в свою личную практику!Конечно, универсальных учителей и учеников не существует, но важно не потерять ценностные смыслы и профессионального стандарта педагога, и ФГОС, которые как раз и раскрывают значение диалога культур в современной многонациональной – поликультурной России. Конечно, многое зависит от альтруизма и энтузиазма педагогов, уровня профессиональной компетентности, но считаю, что обязательной является ОТВЕТСТВЕННОСТЬ каждого учителя, воспитателя за каждого ребенка, за деятельность своей образовательной организации, за роль сферы образования в развитии страны. А формирование межнациональной толерантности, межнационального согласия – важнейшая задача государственной образовательной политики, что очень влияет и на качество жизни россиян, и на обеспечение национальной безопасности. И в этом смысле неоспорима социально-педагогическая ценность личности Януша Корчака, который посвятил свою жизнь детям. Его педагогическая система до сих пор актуальна. Его история сама по себе ценнейший урок.Уроки холокоста – это всегда уроки толерантности, но педагогические работники области не остаются наедине с этой сложной и очень ответственной темой: в областном институте повышения квалификации (www.edu-eao.ru) проводятся проблемные семинары и курсы, на которых обсуждаются многие стороны этой величайшей трагедии XX века. У ребят есть возможность для активного участия в ежегодном конкурсе «Холокост глазами детей». Всегда в этой работе рядом с институтом наши образовательные организации, и в первую очередь Детско-юношеский центр еврейской культуры, специализированная (с изучением истории, языков и культуры еврейского народа) биробиджанская средняя школа №23, детский сад №28 в городе Биробиджане, реализующий в своей деятельности дополнительную авторскую программу «Менора» по изучению языка и традиций еврейского народа, ОО «Педагогическая ассоциация Еврейской автономной области».Институт при сотрудничестве с Биробиджанской еврейской общиной постоянно участвует в мероприятиях, посвященных памяти жертв холокоста, помогает жителям области в заполнении листов свидетельских показаний о погибших в годы холокоста, направляет листы свидетельских показаний в мемориальный музей Яд-вашем.В современных условиях никому не дано право забывать о многонациональности России как особо значимой ценности для каждого и всех россиян. Это положение еще один важнейший принцип для многонациональной автономии. Особо обращаем внимание, что 2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и Год литературы. Интеграция этих двух важнейших направлений реализуется в региональной системе образования Еврейской автономной области через социальный проект «Уроки вечной памяти», который создан и реализуется по инициативе ОО «Педагогическая ассоциация Еврейской автономной области».Социальный проект «Уроки вечной памяти» направлен на совершенствование патриотического воспитания, формирование осознанного интереса к истории Великой Отечественной войны и холокоста через мероприятия в рамках областной очно-заочной научно-практической конференции «Нравственные уроки холокоста и Великой Отечественной войны: историко-литературное наследие и проблемы современности».Актуальность социального проекта «Уроки вечной памяти» состоит в том, что через актуализацию нравственного потенциала уроков холокоста и Великой Отечественной войны при помощи поисково-краеведческих акций и экспедиций, устных журналов, читательских конференций, диспутов, дискуссий, книжных выставок и обзоров литературы по проблеме катастрофы еврейства и трагедии Великой Отечественной войны, виртуальных экскурсий в Мемориальный музей холокоста в Яд-вашем www.yadvashem.org и виртуальных обзоров по сайту научно-просветительского центра «Холокост» www.holocf.ru обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений региональной системы образования ЕАО будут включены в активную социально-событийную практику по ценностному осмыслению и присвоению нравственных уроков холокоста и Великой Отечественной войны. Актуальность проекта обусловлена также тем, что 2015 год – это год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, Год литературы.Замалчивание в Российской Федерации проблем и уроков холокоста и Великой Отечественной войны в условиях зарождающегося национал-фашизма на Украине и в Европе чревато чрезвычайно отрицательными последствиями, в том числе межнациональными конфликтами и социальным расколом общества. Данный проект выполняет профилактическую функцию как социально-педагогическая прививка от национал-фашизма в Российской Федерации и Еврейской автономной области.​Татьяна ФАЙН, Биробиджан, Еврейская автономная область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте