search
main
0

Уроки граждановедения Шаг к самому себе. Цикл уроков в 7-м классе

Тема “Урок знакомства”

Цель: психологически подготовить учащихся к изучению курса.
Задачи: создать первоначальные представления о юридической ответственности;
показать положение дел с преступностью в регионе.
Материалы к уроку: “Граждановедение”. Я.Соколова, данные УВД о состоянии подростковой преступности в городе (районе); Уголовный кодекс РФ (ст. 20).
Знакомство с курсом идет по одному из направлений:
если учащиеся назвали объекты знакомства, то учитель предлагает им выбрать последовательность знакомства самостоятельно;
если учащиеся не смогли назвать объекты знакомства, то учитель сам предлагает свою последовательность работы на уроке.
Желательно начать со знакомства учащихся с самими собой. Это поможет им осознать необходимость изучения курса под названием “Ответственность за правонарушения”.

Задание
На доске записаны некоторые качества, свойственные, как полагают, подросткам. Правы ли, по вашему мнению, те, кто так считает? Подумайте, с какими опасностями связаны эти качества подростка, если именно им он будет следовать в поведении?
Горячность, раздражительность.
Желание проводить много времени на улице с друзьями.
Жажда приключений.
Чувство ложного товарищества и “геройства”.
Пренебрежительное отношение к авторитету взрослых.
Возможно, что в процессе беседы кто-то из учащихся назовет возраст наступления уголовной ответственности. Учитель предлагает изучить ст. 20 УК РФ.
Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.
1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кража (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), терроризм (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).
3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Вопросы для обсуждения
С какого возраста наступает уголовная ответственность?
Почему, по вашему мнению, государство снизило возраст наступления уголовной ответственности за некоторые виды преступлений?
Переходя к знакомству с курсом, учитель подчеркивает, что семиклассникам в этом году исполнится 14 лет, поэтому курс граждановедения призван помочь им избежать неприятностей, случающихся с некоторыми их сверстниками.

Задания для учащихся
Внимательно прочитайте оглавление учебного пособия.
На карточках напишите вопросы, ответы на которые вы хотите получить на уроках граждановедения.
Игра “Трудный выбор” поможет учащимся почувствовать состояние тех, кто оказался в положении объектов правового воздействия.

Игра “Трудный выбор”
В ходе игры моделируется ситуация принятия семейным советом решения, связанного с преступлением, которое совершил 14-летний подросток. В самом начале игры учитель сообщает участникам информацию о том, что произошло, и просит их ее внимательно выслушать и задать вопросы. Затем он предлагает распределить роли членов семьи.
Сын попал на день рождения своего друга, впервые выпил. Возвращаясь поздно вечером, он увидел малознакомую девушку и решил поговорить с ней. Девушка испугалась его пьяных слов и закричала. Тогда он, не владея собой, ударил ее и убежал. Утром семья узнала, что девушка от удара упала и получила тяжелую травму. Подросток уверяет, что его никто не видел на месте преступления.
Он все рассказал своим родителям и объяснил: ударил из-за опасения, что на крик девушки прибегут люди и подумают, что он хотел ее ограбить. На самом деле у него и в мыслях ничего подобного не было. Подвело хорошее настроение и желание просто поговорить с ней. Что делать? Рассказать все в милиции? Тогда действительно могут привлечь за попытку ограбления и нанесения телесных повреждений. Если не признаться, то виновного могут найти. Девушка скорее всего запомнила подростка. Трудный выбор, но его нужно сделать.
Когда завершен организационный момент и учитель ответил на вопросы ребят, все участники игры получают 4 мин. для выработки индивидуального решения. Каждый должен решить, что посоветовать самому подростку и всей семье. Учитель просит участников записать свои решения. Это пригодится во время общего обсуждения и при подведении итогов игры. Для этого лучше заранее раздать листы бумаги. Не следует настаивать на необходимости записывать. Главное, чтобы ребенок задумался над ситуацией и попробовал принять решение, исполняя конкретную роль.
Затем все участники собираются за “круглым столом” (лицом друг к другу), и начинается “семейный совет”. На нем в течение 20 мин. выслушиваются мнения всех членов семьи и, учитывая их, принимается общее решение: что же делать подростку и его семье, попавшим в тяжелую ситуацию. Высказывание каждого “родственника” должно быть кратким и конкретным. Если что-то непонятно, то “члены семьи” могут задать уточняющие вопросы.
Класс, как правило, делится на два противоположных лагеря. Одни считают, что нужно идти в милицию и все рассказать. Другие уверены, что если никто ничего не видел, то в милицию идти не стоит. В этом случае учитель подчеркивает, что это действительно очень трудное решение, и то, что класс не смог договориться, – неудивительно. Отчасти это объясняется тем, что ребята только начинают изучать сложный и интересный мир права.
Учитель выражает уверенность, что, изучив курс, подростки будут иметь более четкое представление о нормах права, в том числе уголовного, и это поможет им ориентироваться в реальной жизни.
На этом этапе учитель может рассказать о своем отношении к курсу, об особенностях его изучения.
Если учитель впервые начинает работу с классом, уместно подробнее рассказать детям о себе (с этого вообще можно начать урок).
В завершение урока полезно предложить учащимся рассказать о своих ощущениях от урока, дать оценку тону и стилю разговора (рефлексия). Необходимо попытаться на 2-3 мин. создать атмосферу максимального комфорта, попросить ребят говорить очень тихо и только то, что они считают нужным.

Домашнее задание
Выполните тест “Умеете ли вы правильно оценивать поступки людей” (стр. 15-17).

Тема
“Сколько стоит спокойная жизнь”

Цель: показать учащимся социальную опасность преступности.
Задачи: показать роль основных государственных институтов, занятых борьбой с преступностью, продемонстрировать огромные материальные затраты общества на решение этой проблемы;
раскрыть причины негативного отношения общества к людям, преступающим закон.
Первое занятие по теме уместно начать с разговора о городе, поселке, районе, в котором живут ребята. Это могут быть рассказ учителя о достижениях и проблемах региона или самостоятельная работа учащихся.

Вопросы для учащихся
Чем гордятся жители нашего города (села), ваши родители, вы сами?
Какие проблемы приходится решать нашему городу (селу).

Задание
Создайте иллюстрации к вашим ответам (понадобятся фломастеры и бумага).
Как показывает опыт, эти задания вызывают интерес у учащихся. Они рисуют городские достопримечательности, называют известных земляков. Проблемы ребята чаще всего называют традиционные: грязные улицы, безработица и др.
Обобщая, учитель отмечает достижения и проблемы, названные большинством учащихся.
Завершая эту часть работы, учитель предлагает ребятам объяснить, что, на их взгляд, мешает городским (сельским) властям решить эти проблемы. Как правило, учащиеся ссылаются на нехватку средств. Уместно привести конкретную информацию о затратах на содержание местных правоохранительных органов.

Задание
По данным милиции, за последний год рост правонарушений и преступлений составил (приводятся соответствующие цифры). Есть ли связь между нехваткой средств на содержание органов охраны порядка и ростом правонарушений? Попытайтесь показать эту связь графически.

Нехватка средств ? Рост правонарушений

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что нехватка средств является одной из причин роста правонарушений. Знак “?” заменяется знаком “-“.
Предложив проверить эту гипотезу, учитель объявляет тему урока. Организуется работа в группах (5-7 мин.).

Задания для работы в группах
Прочитайте учебный текст на стр.5-6 (целесообразно предложить каждой группе по одному-два абзаца, начинающихся словами “первый”, “второй” и т.д.).
Найдите названия учреждений (служб), которые связаны с борьбой с правонарушениями.
Определите все статьи расходов города на содержание каждого из учреждений.
Ответы представителей группы обобщаются в таблице.

Учитель подчеркивает, что все расходы, связанные с борьбой с преступностью, осуществляются из бюджета, который формируется за счет налогоплательщиков.
Целесообразно вернуться к вопросу о связи между нехваткой средств бюджета и ростом преступности. Для ребят не составит труда объяснить прямую зависимость между ними.

Вопрос для обсуждения
Почему подавляющее большинство членов общества не любят преступников?
Учащиеся обычно отвечают так: потому что преступники угрожают жизни, здоровью, имуществу граждан. Важно, чтобы самостоятельно или с помощью учителя семиклассники поняли, что преступность дорого обходится обществу и каждому его члену, который платит государству налоги. Затраты на преступность – это непостроенные больницы, мосты, спортзалы, жилье. За преступления одних платить приходится всем.
В заключение урока классу предлагается высказать мнение об идее усилить наказания за правонарушения несовершеннолетних. Обсуждение организуется в форме дебатов, класс делится на две группы:
Первая группа – за более строгие наказания;
Вторая группа – против более строгих наказаний.
После 5-7 мин. “мозгового штурма” группы обмениваются аргументированными мнениями.

Тема
“Правонарушение и преступление”

Цель: раскрыть сущность правонарушения, показать его отличие от нарушения норм морали.
Задачи: показать сходство и различия аморального поступка, административного проступка и преступления;
расширить представления учащихся о взаимосвязи аморального поведения и совершения преступлений.
Урок начинается с вводной беседы.

Вопросы
Какой раздел курса “Граждановедение” изучается в 7-м классе? – Ответственность за правонарушения.
О чем вы узнали на предыдущих занятиях? – Почему в обществе не любят тех, кто нарушает закон; какие организации занимаются борьбой с преступностью; кто оплачивает чужие преступления.
Для чего нужно знать, что такое правонарушение? – Чтобы понимать, за какие поступки наступит очень строгая ответственность.
На доску прикрепляются карточки с описаниями нарушений (целесообразно использовать вставку-задание на стр. 11 и задание 2 на стр. 14).

Задания
Попытайтесь разделить все приведенные на карточках нарушения на три группы и объяснить ваше решение.
Дайте название каждой группе нарушений.

Виды нарушений (пример)

Сплетничать. Жадничать. Курить. Грубить.

Ловить рыбу в запрещенном месте. Сорить в общественных местах. Перейти улицу на красный свет.

Угнать автомобиль. Вымогать деньги. Украсть личное имущество.

Эта работа вызывает затруднения у учащихся. Учителю пока не следует добиваться правильного выполнения задания. Обсуждение различных вариантов классификации нарушений завершается признанием того обстоятельства, что у учащихся нет необходимых для доказательного решения знаний.
Чтобы проверить и уточнить первоначальные гипотезы, учитель организует работы над текстом учебного пособия по группам.
Учащиеся делятся на три-шесть групп. Каждая группа получает рабочий лист “Виды нарушений”.

Задания для работы в группах
Прочтите текст.
Заполните рабочий лист.
Исправьте классификацию нарушений, проведенную ранее.
Две группы работают с материалом об аморальных поступках (стр.11).
Две группы – с материалом об административных правонарушениях (стр. 11-12, 14).
Две группы – с материалом о преступлениях (стр.13-15).
Окончив работу, группы обмениваются информацией, вносят дополнения в рабочие листы и записи на доске.

Вопросы и задания
Прочитайте первый абзац ╖ 2, определите виды нарушений и наказания за них.
Вспомните героев сказки “Колобок”. Какие виды нарушений вы в ней можете заметить? Ответ объясните. Измените сюжет сказки таким образом, чтобы правонарушений в ней не было.
Выполните вставку-задание на стр. 11 учебного пособия.
Если ребята поняли, что моральные нормы – это общепринятые, но нигде не записанные нормы поведения, а правовые зафиксированы государством, то они уже не ответят однозначно, что ходить босиком по траве – это нормальное желание и поступок человека. Учащиеся могут предположить, что если трава растет на газоне у общественного здания, то такой поступок может считаться административным правонарушением. Имеет смысл рассмотреть все примеры, предложенные в учебнике, так как эта работа носит первично профилактический характер.
Объясните смысл слов Г.Филдинга (стр. 18). Согласны ли вы с ними?

Тема “Что такое вина?”

Цель: создать первоначальные представления о вине как обязательном компоненте состава преступления.
Задачи: раскрыть содержание понятия “вина”; показать условия, в которых возникает или не возникает вина; расширить представления учащихся о принципе неотвратимости наказания за преступления.
Чтобы определить, что знают учащиеся о понятии “вина”, учитель обращает их внимание на выражения, записанные на доске, и просит объяснить, каким общим словом они связаны: признать виновным; презумпция невиновности; без вины виноватый.
Как правило, это задание не вызывает затруднений, ученики называют понятие вина. Учитель записывает тему урока.
Уместно предложить учащимся определить значение этого понятия самостоятельно. Ответы желательно записать на доске, так как к ним необходимо будет вернуться в ходе урока. (Обычно учащиеся говорят, что вина – это нарушение правил, закона).
Понятие вина формируется у учащихся в процессе обсуждения ситуации, о которой рассказывается во вставке-задании (стр.19).

Вопросы для обсуждения
Как можно назвать данное деяние? – Преступлением, так как нарушена норма Уголовного кодекса.
Знали (предполагали) ли подростки, что совершают противоправное деяние? – Скорее всего да.
Нужны ли были суду дополнительные доказательства противоправного поведения подростков? – Нет, их задержали в момент снятия магнитолы.
Выслушав ответы учащихся, учитель подводит итог сказанному: подростки сами, сознательно, понимая, что они совершают, пошли на противоправное деяние. Поэтому в совершении правонарушения есть их вина (она выражена в форме умысла).
Для дальнейшей работы учащихся над понятием вина желательно этот вывод учителя кратко записать.
Ребятам предлагается сформулировать юридическое определение понятия вина (отношение лица к своему противоправному поведению). Обычно эта работа вызывает трудности. Учитель дает необходимые разъяснения, предлагая либо проверить правильность и точность формулировок учащихся по учебному пособию (стр.19), либо найти определение в тексте.
Глубину усвоения понятия вина позволяет определить задание: приведите примеры противоправных действий и бездействий (выполняется в парах).
Вопрос о формах вины рассматривается на примере ситуаций, описанных во вставке-задании на стр. 22 учебного пособия.

Вопросы для обсуждения.
Что общего в этих ситуациях? – В обеих речь идет о преступлениях, есть вина лиц, их совершивших.
Чем отличаются действия виновных? – В первом случае действие совершено умышленно, во втором – по неосторожности.
Обобщая сказанное, учитель подчеркивает: вина существует в двух формах – умысла и неосторожности.
Понятия презумпция невиновности, необходимая оборона, превышение пределов необходимой обороны учащимися отрабатываются в игровой форме.

Ролевая игра
“Присяжные заседатели”
Вы – присяжные заседатели, которым предстоит вынести одно из двух решений: “виновен” или “невиновен”. Материалы следствия перед вами.

Ситуация 1
Двое совершеннолетних приятелей отправились на охоту. Во время выстрела у одного из них разорвалось ружье. Стоявший рядом приятель получил тяжкие телесные повреждения.
Решение этой ситуации порой не по силам и взрослым. Здесь налицо юридический казус. Вины стрелявшего здесь не было, потому что он целился в утку или животное. Никакого преступного умысла у него не было. С другой стороны, он обязан был предвидеть возможные последствия любого выстрела и принять необходимые меры предосторожности.
Обычно в классе эта ситуация вызывает споры. Очень важно показать, что установить вину стрелявшего может по закону только суд, опирающийся на выводы следствия. Возможно, что подследственный зарядил патроны с нарушениями правил безопасности, зная, к чему это может привести. Но при этом самонадеянно полагал, что “все обойдется”. Тогда его вина будет доказана судом. До решения суда обвиняемый считается невиновным, то есть действует принцип презумпции невиновности.

Ситуация 2
Случай 1-й из задания-вставки (стр. 20 учебного пособия).

Ситуация 3
Второй случай из того же задания.
В заключение необходимо обсудить с учащимися призыв автора учебного пособия “Защищайте свою жизнь всеми возможными средствами, вплоть до уничтожения нападающего”. Целесообразно предложить ребятам выполнить связанное с ним задание.
Для проверки усвоения материала организуется самостоятельная работа учащихся в парах или малых группах.
Задания для работы в парах (или малых группах).
Проанализируйте одну из ситуаций, описанных в разделе “Задания” на стр. 23.

Ирина ГОРЕВА,
Николай МАРКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте