Цели урока: воссоздать историю образования, программ и деятельности наиболее значительных российских партий; показать их подлинную роль и значение в общественно-политической жизни России в период революции 1905-1907 годов.
Вступительное слово учителя:
Среди сотен, если не тысяч, политических партий, названия которых сохранились на страницах всемирной истории, несколько десятков российских партий, возникших в начале нашего века, могут показаться сегодня мелкой частностью. Многие из них были довольно эфемерными организациями, другие быстро сошли с исторической сцены, а третьи насильственно ликвидированы после октября 1917 года. На смену многопартийности в России быстро пришла диктатура одной партии – партии большевиков-коммунистов. Однако сложный и во многом драматичный процесс возникновения острого идейного противостояния и ожесточенного соперничества, а затем распада и гибели этих партий, место которых ныне пытаются занять новые партийные течения и группировки, часто использующие, увы, лишь громкие имена своих исторических предшественников для завоевания популярности в массах, заслуживает самого пристального внимания и изучения.
Вопросы:
Правительственный лагерь
1. Какие организации черносотенцы считали своими союзниками? Кто был их ближайшим покровителем?
2. Что подчеркивали в своих названиях черносотенные организации?
3. Какие политические организации пеклись о «чистоте своей крови», принимая в свои ряды только русских? Чем это объяснить?
4. Кто мог быть членом «Союза русского народа»?
5. Что было главным стержнем черносотенной идеологии?
6. Черносотенцы предприняли попытку создать единый центр. К чему это привело?
7. Какова структура образования партии черносотенцев? Какие плюсы и минусы она имела?
8. Каков был социальный состав членов партии, входящих в руководящие органы, и рядовых членов партии?
9. Каковы источники финансирования черносотенных организаций?
10. Какие меры были предприняты черносотенцами, чтобы заручиться поддержкой народных масс?
11. Рядовые члены монархических организаций были представлены мелкими лавочниками, торговцами, владельцами трактиров, пивных, гостиниц, постоялых дворов, дворниками, извозчиками, люмпен-пролетариями. Почему?
12. Черносотенцы отрицали необходимость демократических реформ. Чем они это объясняли?
13. 3 июня 1907 г. был опубликован царский манифест. В чем его основная идея?
14. Что явилось причиной возникновения основной массы октябристских организаций?
15. Какие классы и социальные слои общества не поддались агитации октябристов и не вошли в социальную базу партии?
16. Какое событие показало контрреволюционную сущность октябристов?
17. Октябристы выступали за земельную реформу. В чем ее основной смысл? Кому она была выгодна прежде всего?
Либерально-буржуазный лагерь
1. Кто был первым представителем партии кадетов?
2. Какой государственный строй мечтали установить кадеты в России?
3. В чём состояли отличия кадетов от других либерально-буржуазных партий?
4. Почему кадетов поддержала лишь незначительная часть российского крестьянства?
5. Какую позицию занимали кадеты в отношении помещичьих землевладений?
6. Кто составлял основу социальной базы партии?
7. Почему не состоялось соглашение царского правительства с кадетами?
Революционно-демократический лагерь
1. В чем большевики видели особенность первой русской революции?
2. В чем состояла аграрная программа РСДРП, принятая на II съезде партии?
3. Назовите основные вопросы, по которым были разногласия меньшевиков и большевиков на II съезде партии.
4. Как понимали революцию анархисты?
5. Какие задачи видели эсеры в революции в деревне?
6. Чему отдавали предпочтение в своей политике анархисты?
Николай Сафронов
Комментарии