Цель урока: сформировать представление о деятельности русского лингвиста и писателя В.И.Даля. Задачи: 1. Формировать умение анализировать прочитанное через сопоставление художественного произведения и знаний по истории. 2. Развивать творческие способности обучающихся и их устную монологическую речь через подготовленные устные ответы, пересказ текста и инсценирование рассказа. 3. Развивать умение работать со словарем. 4. Воспитывать чувства патриотизма, гражданской ответственности.
Оформление: Портрет Владимира Даля.
Выставка книг В.И.Даля и о В.И.Дале.
1. Даль В.И. Пословицы русского языка. – М.Изд-во ЭКСМО – Пресс, Изд-во ННН. 2000.
2. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо. 2002.
3. Пословицы русского народа. Сборник В.Даля в двух томах. Москва. «Художественная литература». 1984. (Вст. ст. В.Аникин «Владимир Иванович Даль и его сборник пословиц»).
4. Булатов М.А., Порудоминский В.И. Собирал человек слова…. Повесть о В.И.Дале. М. «Детская литература». 1969.
5. Бессараб М.Я. «Владимир Даль». Библиотека «любителей российской словесности». М. «Современник». 1972.
6. Даль В.И. «Матросские досуги»: Рассказы / Сост., предисловие обр. для детей Л.Асанова. М. «Детская литература». 1991.
7. Даль В.И. Старик – годовик. М. «Детская литература». 1987.
И другие произведения В.И.Даля
На доске: Владимир Даль – русский писатель и лингвист.
«И вот с какой целью, в каком духе составлен мой словарь: писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В.Даль.
На столах учеников: Книга Даля «Матросские досуги», словарь Ожегова.
Домашнее задание к уроку:
Прочитать рассказы В.Даля из книги «Матросские досуги»: «Акула», «Первый корабль»,
«Дедушка», «Холмогорские горшки», «Что такое отчизна?» и другие.
Индивидуальные задания:
Предложить одному – двум ученикам выучить наизусть отрывок из рассказа «Что такое отчизна?» (См. в конспекте урока).
Предложить двум ученикам подготовить рассказ «Даль – лингвист», «Флотское дело». (См. в конспекте урока).
Подготовить инсценировку или чтение по ролям рассказа «Заклад». (См. в конспекте урока)
Ход урока
Учитель: Каждый русский человек слышал имя Владимира Даля, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка». Немало было у Даля и других заслуг. Флотское дело, медицина, естествознание, история и многое другое интересовало великого русского энциклопедиста.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Владимира Даля, известного русского лингвиста, писателя. Запишите в тетрадь тему урока. Владимир Даль – русский писатель и лингвист.
Примерный рассказ учителя:
Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года в Екатеринославской губернии, в городке Лугань или Луганский завод, ныне он называется Луганск.
Отец Даля Иоганн Христиан Даль, в России его звали Иваном Матвеевичем, был образованнейшим человеком своего времени, знал несколько языков, в том числе древнееврейский. Он закончил богословский факультет Иенского университета. Екатерина Вторая, наслышанная о его образованности, пригласила Даля на должность библиотекаря императорской библиотеки.
Иоганн Даль был датчанином, но принял русское подданство, правда, придворным библиотекарем не стал, уехал в Иену проходить курс медицины. В России в то время было мало врачей, а ему хотелось приносить пользу.
Мать, Мария Фрейтаг, обрусевшая немка, владела пятью языками. Она дала своим детям прекрасное образование. Приучила к любой работе: мальчики даже умели неплохо вышивать.
Повзрослев, Владимир Даль решил посвятить себя флотскому делу. Послушаем рассказ, который подготовил (называется имя ученика).
Ученик может подготовить рассказ сам. Второй вариант: предложить ученику готовый текст. Например, такой:
Детство Владимира Даля, будущего лингвиста, прошло в Николаеве: туда его отца перевели на должность главного доктора Черноморского флота. По настоянию отца, тринадцатилетний Владимир поступил на учебу в Морской кадетский корпус, где за пять лет получил отменные знания по астрономии, геодезии, навигации, географии и многим другим дисциплинам – моряков на Руси всегда учили на совесть!
Из послужного списка Даля: «В службу поступил гардемарином 1816 года июля 10. Произведен унтер – офицером 1819 года февраля 25. По окончании в корпусе полного курса наук произведен мичманом 1819 года марта 3».
5 лет прослужил Даль во флоте, но он тяготился службой: плохо переносил море, «чувствовал необходимость в основательном учении». И Даль ушел в отставку. Поводом для отставки послужил Военный суд над Далем за эпиграмму на командующего флотом. 7 месяцев просидел он в тюрьме.
Учитель: Служба на флоте оставила глубокий след в жизни Даля. Через много лет, в 1853 году, Даль издал книгу «Матросские досуги», которую адресовал молодым морякам.
Запишите в тетрадь название книги Даля – «Матросские досуги».
Объясните значение слова «досуги». Какая форма этого слова существует в современном русском языке? Найдите в словаре Ожегова слово «досуг».
Из словаря Ожегова:
1. свободное от работы время, только единственное число;
2. есть, имеется свободное время (устаревшее) ед. и мн. число.
Учитель: Русский флот в то время был парусным. Матросами были крепостные крестьяне, набранные по рекрутскому набору. Многие из них были безграмотны. Большинство моря никогда не видели. Как сложно было им служить на корабле! Именно им адресовал Владимир Даль свою книгу «Матросские досуги».
Молодым, неопытным морякам рассказывал Даль обо всем: о строении Вселенной, о движении Земли и Солнца, о морских животных, о многих вещах, сейчас известных каждому ребенку. Вы, пятиклассники, слышали и видели на экранах телевизоров морских животных, например, акул. А в прошлые времена далеко не все знали об их существовании. Поэтому Владимир Иванович и считал своим долгом дать моряком такую информацию. Дома вы прочитали рассказ «Акула». Послушаем пересказ текста.
Ученики пересказывают текст рассказа.
Учитель: Иногда Владимир Даль шутливо рассказывает о природных явлениях. Прочитаем рассказ «Ветер» ( стр. 19. Здесь и далее страницы по книге «Матросские досуги». М. «Детская литература», 1991).
Конечно, ветер возникает совсем по другой причине, но, я думаю, вы все улыбнулись, так же как и моряки, прочитавшие этот рассказик. Хорошая шутка в любом деле не помеха.
Главная тема книги – это рассказ о русском флоте. Откройте оглавление книги. Зачитайте название рассказов, напрямую, явно связанных с морским делом. («Встреча морского царя», «Первый корабль», «Первое сражение на Балтийском море» и др.)
Повествует Владимир Иванович и о возникновении русского флота. Что вы можете об этом рассказать? С каким историческим лицом это связано? (Петром Первым).
Петр Первый был у нас на севере, в Архангельске, в ту пору единственном портовом городе. Найдите по оглавлению рассказ, из названия которого видно, что речь пойдет о севере. «Холмогорские горшки», стр. 32. Название села Холмогоры).
Прочитаем рассказ выразительно.
В рассказе упоминается слово «алтын». Что такое «алтын»? (Деньги).
Сколько это на современные деньги? (Алтын – 3 копейки)
Сколько рассчитывал мужик из Холмогор получить за свои горшки? («Алтын на сорок» 3 на 40 = 1рубль 20 копеек).
А сколько вручил ему Петр Первый? Сколько это на современные деньги? (Червонец во времена Петра Первого – 2 рубля 30 копеек. В наши дни червонцем называют золотую монету номиналом 10 рублей).
Каким показан царь Петр в рассказе? Как относится автор к герою? (Добрый, щедрый. Петр Первый – любимый герой Даля).
С какой целью был царь в Архангельске? Зачитайте отрывок из рассказа.
Кратко расскажите о первом русском корабле, в строительстве которого участвовал сам Петр Первый. (Рассказ «Первый корабль» стр. 30 – 31).
Что вы знаете об устойчивом выражении «дедушка русского флота»? (рассказ «Дедушка» стр. 56. Ботик на реке Яузе – первый корабль Петра Первого).
Владимира Даля литературоведы называют бытописателем. Как вы понимаете это слово? Найдите это слово в словаре Ожегова. Запишите в тетрадь определение.
Из словаря Ожегова: Бытописатель – писатель, изображающий быт, повседневную жизнь.
Приведите примеры описания быта из прочитанных рассказов. (Случай с горшками, как моряки рыбу ловят).
Спустя много лет Горький писал: «…Если бы мы захотели детально изучить жизнь крестьян 40 – 50 годов, для этой цели сочинения Даля – единственный и бесспорный материал». А Гоголь писал о В.И.Дале: «…Каждая его строчка меня учит и вразумляет, придвигая ближе к познанию русского быта и нашей народной жизни…».
Обратили ли вы внимание на язык произведений Даля? Чем он отличается от современного языка? (Устаревшие слова, сейчас не употребляемые. И профессионализмы – слова, употребляемые людьми одной профессии).
А можно ли обойтись без таких слов? Что произойдет, если мы уберем эти слова из рассказов Даля? (Устаревшие слова помогают нам перенестись в прошлое. Сложно описать корабль, не использую профессионализмов).
Сейчас мы проведем физминутку. Если я буду называть профессионализмы, слова, связанные с морским делом, вы встаете. Называю общеупотребительные слова – вы садитесь.
Если ученики не знают значения слова, объясняем. Толкование этих слов есть в книге Даля «Морские досуги» на странице 134.
Фрегат, киль, парта, абордаж, баркас, перемена, стол, верфь, январский, лоцман, вечер, такелаж, помпа, урок.
А сейчас отдохнем. Посмотрите выступление ребят – инсценировку по рассказу Даля «Заклад», этот рассказ тоже из книги «Матросские досуги».
Второй вариант задания: прочитать рассказ по лицам. Стр. 24.
Инсценировка по рассказу Даля «Заклад»
Действующие лица:
Автор стоит сбоку от сцены; читает текст с листа.
Англичанин – мальчик в клетчатом костюме, клетчатой кепке.
Француз – мальчик в темном костюме или темном однотонном свитере, темной кепке.
Автор: Англичанин – спорщик, охотник до закладов и притом отличный пловец, прибыл во Францию на людей посмотреть и себя показать. Переехав пролив и остановившись в гостинице, он тотчас же стал расспрашивать, какие в этом приморском городе есть известнейшие пловцы.
На сцене появляется англичанин, осматриваясь, прохаживается по сцене.
Автор: К нему явился скорый и бойкий француз.
Выходит француз.
Француз: Я первый пловец и водолаз во всей Франции.
Англичанин: А… И я не последний в своем отечестве; стало быть, нам не стыдно потягаться?
Француз: Я готов, позвольте назначить час, место и условия.
Англичанин: Час? Хоть завтра с рассветом; место – да вот взморье, у пристани; а условия – тысяча фунтов.
Автор: Ударили по рукам и положили плыть вдоль берега, покуда один из двух, выбившись из сил, откажется.
Герои пантомимой разыгрывают эти действия.
Автор: Англичанин выходит в назначенный час на берег и видит, что бойкий противник его уж тут как тут.
Выходит англичанин, а затем появляется француз с большим мешком.
Англичанин: Что это значит?
Француз: А это моя дорожная сумка с харчами. Тут хлебца немного, сыру, ветчинки, баклага с водой – ведь воду, по которой мы поплывем, пить нельзя, да еще три бутылочки вина для подкрепления сил.
Англичанин: К чему же это, куда?
Француз: Как к чему! Да разве вы хотите меня уморить голодом! Этого уговора не было!
Англичанин: Я полагал, что достаточно будет закусить на берегу и пообедать по окончании дела?
Француз: Благодарю покорно, я не намерен во все время постничать.
Англичанин: Да на сколько же времени вы собираетесь в поход?
Француз: Не знаю; как сила возьмет: я, бывало, сутки по трое и по четыре держался. Я беру харчей на неделю. Говориться: едешь на день, а хлеба бери на неделю.
Автор: Англичанин, не говоря ни слова, поклонился и, достав тысячу фунтов, отдал французу, раскланялся и отправился домой.
Герои разыгрывают эти действия и уходят.
Автор: Таким образом, балагур француз получил заклад, а еще никому не было известно, умел ли он плавать!
Учитель: Продолжим работу. В сборнике произведений Владимира Даля есть рассказ «Что такое отчизна?»
Прочитает отрывок из рассказа наизусть… (подготовленный ученик).
Отчизна, отечество – это родная земля наша, где отцы и деды жили и умирали, где родились и сами мы, живем и хотим умереть.
Кому же не люба земля отцов и дедов, кому не мила родная земля? Кто не постоит за родину свою, за землю русскую, которую завещали нам деды и прадеды наши, а мы завещать должны детям и внукам своим, чтобы было им где жить и тужить, веселиться и радоваться, а подчас и поплакать, коли лиха беда одолеет, да утешиться?
Земля Русская, отечество наше, обширнее и сильнее других земель.
Все губернии, области и народы разноязыкие составляют Русскую землю, а потому все должны стоять друг за друга, за землю, за родину свою. Поколе все дружно стоят за одного, никто их не осилит, никто не обидит. «…» Велик народ русский, силен штык и крепка грудь русская! Вынослив и соек солдат русский, и долго, долго красоваться будет силою и правдою земля Русская из конца в конец, под защитой русского солдата!
Отстаивай, ребята, родину свою! Это колыбель твоя и могила, это дом и домовина, хлеб насущный, вода животворная; Русская земля тебе отец и мать, она жилье отцов и дедов твоих, жилье твое и близких твоих; она же мир и приют детям твоим и всем добрым русским людям, всем потомкам нашим…»
Из произведения В.И.Даля.
Учитель: Отчизна… Это слово, я надеюсь, вы хорошо знаете. Подберите синонимы к этому слову, запишите их в тетрадь. (Отчизна, отечество, родина, родная земля).
Из рассказа выберите слова, которые тоже можно назвать синонимами слова «отчизна». Такие слова называются контекстуальные синонимы. (Русская земля, земля отцов и дедов, земля отцов, государство Русское, отечество наше).
Прочитаем выразительно последний абзац. Какие еще слова подобрал Даль, чтобы объяснить слово «отчизна»?
В этих словах автор выразил не только свое отношение к родине, но и народное. Ребята, докажите, что русский народ всегда с особым чувством относился к своей родине. Вспомните русские пословицы о родине.
Русские пословицы Владимир Даль хорошо, он их собирал всю свою жизнь. Пословиц оказалось так много, что Владимир Иванович решил выпустить отдельную книгу. В 1862 году вышел сборник Даля «Пословицы русского народа», в него вошло около 30 тысяч народных изречений. Эта книга до наших дней остается наиболее полным собранием русских пословиц и поговорок.
Я буду называть первую часть русских пословиц из сборника Даля, а вы заканчиваете их.
Родина – мать, умей за нее постоять
Родина – мать, чужбина—мачеха
Человек без Родины, что соловей без песни
Кто, где родится, там и пригодится
На чужой сторонушке рад своей воронушке
На родной стороне и камешек знаком
Своя земля и в горсти мила
Всяк кулик свое болото хвалит
С родной земли – умри, не сходи
За морем теплее, а у нас светлее
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое
Чужую сторону хвалит, а сама туда ни ногой
Как вы думаете, а сам Даль любил свою родину? В чем это выражалось? (Служба на флоте, врачебная деятельность, словарь).
Вот слова Даля: «Кто на каком языке думает, тот к тому народу принадлежит. Я думаю по-русски». «…Мое отечество Русь…».
Хотя считалось, что отец Даля – датчанин, но за год до смерти Владимир Иванович получил свидетельство, что его род по отцовской линии – русский. Оказывается, предки Даля, богатые старообрядцы, вынуждены были при царе Алексее Михайловиче бежать из России в Данию, спасаясь от религиозных гонений.
Всю свою жизнь Даль посвятил служению Родине, России. Но главное дело – это… Какому любимому делу посвятил свою жизнь Владимир Иванович? (Собирал русские слова).
Какие качества нужны человеку, чтобы работать со словом? )Любовь к русскому слову, трудолюбие, терпение, целеустремленность).
Всю свою жизнь Владимир Иванович собирал русские слова, работал со словом, поэтому мы называем его лингвистом. Найдите в словаре Ожегова лексическое значение слова «лингвист». (Словарь Ожегова: Лингвист – специалист по лингвистике, языковед).
О Дале – лингвисте нам расскажет… (подготовленный ученик). Ученик может подготовить рассказ сам.
Еще будучи морским офицером, Владимир Даль дает себе зарок на всю жизнь: стать исследователем народной жизни во всех ее проявлениях. Даль записывал песни, загадки, поверья, новые слова. Ходил по домам, расспрашивал о дедовских обычаях, о старинных ремеслах. А все услышанное и увиденное записывал в тетрадочку. За семь лет службы в Оренбургском крае таких тетрадочек скопилось несколько ящиков.
Всю жизнь, более 50 лет, Владимир Даль изучал и собирал русские слова. Работа над словарем требовала поистине энциклопедических знаний. Ничего подобного этому обширнейшему собранию, Словарю Даля, где растолковано свыше 200 тысяч слов и приведено 30 тысяч пословиц, поговорок, метких изречений, нет ни у какого другого народа.
Даль первым в стране назвал словарь толковым. Но не потому что словарь мог получиться бестолковым. «Словарь назван толковым, потому что он не только переводит одно слово другим, но толкует, объясняет подробно значение слова и понятий, им подчиненных».
«Толковый словарь живого великорусского языка» Даля живет и сегодня.
Запишите в тетрадь название словаря Даля.
Внимательно прочитайте слова Владимира Даля, написанные на доске. Что сказал великий лингвист о русском языке? К чему призывает Даль? (Учиться у русского языка, сохранять его бесценное богатство).
И мы тоже должны помнить великого русского человека, лингвиста, писателя, энциклопедиста Владимира Ивановича Даля. Его труды, его произведения служат нам примером, так как учат любить свою родину.
Домашнее задание. Написать небольшое сочинение «Патриот Владимир Даль».
Итоги урока.
Приложение
Владимир Даль. Рассказы из книги «Матросские досуги»
ПЕРВЫЙ КОРАБЛЬ
В 1697 году Царь Петр Великий, находясь в Голландии для личного изучения корабельного мастерства, заложил своими руками и строил с помощью взятых им с собой из России дворян и голландских плотников 60-ти пушечный корабль, длиною во 100 футов, во имя Петра и Павла. Он был спущен, вооружен, оснащен и отправлен в Архангельск – тогда еще у нас балтийского поморья не было, оно было шведское, – и этот корабль, к которому царь ходил на работу с топором за поясом, был первый русский военный линейный корабль.
Но первые корабли русской постройки сделаны были в Воронеже, на верфи, основанной в 1694 году; в 1696-м первая донская флотилия, спущенная на воду, состояла из 2 военных кораблей, 25 галер, 2 галеасов и 4 брандеров и из Воронежа прошла Доном в Азовское море. 40-ка пушечный фрегат \”Ластка\” в 1699 году был первым нашим военным судном на Черном море; он отвез русского посла, думного дьяка Емельяна Украинцова, в Царьград и нечаянным появлением своим там перепугал турок и наделал много тревоги.
После Воронежа верфь заложена была в Брянске, потом, для каспийского флота, в Нижнем; затем, после завоевания Невы и основания северной столицы, Петр Великий в 1704 году начал там строить суда; а в то же время корабли строились в Архангельске и покупались у англичан и голландцев.
Таким образом, прозорливый царь в несколько лет создал гребной и парусный флоты на всех сопредельных нам морях, видя, что без этого пособия не быть у нас свободной торговле, ни даже крепости государству. Только с этого времени Россия стала выходить из-под зависимости Швеции и Турции, а вскоре сделалась и победительницей над ними.
ДЕДУШКА
В 1691 году молодой царь Петр Алексеевич нашел в одном из сараев, в подмосковном селе Измайлове, брошенный там ботик, который когда-то поднесен был англичанами родителю Петра, царю Алексею Михайловичу. Не видав никогда такого судна, любознательный царь рассматривал его с большим вниманием и очень обрадовался, когда призванный голландец Брант взялся починить его, оснастить и пустить на воду.
Ботик и точно был спущен, с мачтой и парусом, на реку Яузу. Царь катался по реке, по Просяному пруду, по озеру Переяславскому, и это ему так полюбилось, что он решился основать флот, хотя в то время не владел еще нигде морем, кроме Архангельска.
Однако настало для Петра то время, когда флот наш, гребной и парусный, не только явился на Азовском и Балтийском морях, но даже был главной причиной воинских успехов, особенно против шведов. По Нейштатскому миру в 1721 году балтийские губернии и Финляндия остались навсегда за нами, и на завоеванной земле процветала уже новая столица, Петербург, а в гаванях балтийских спокойно стоял наш флот. Тогда царь, вспомнив ботик на Яузе, назвал его Дедушкой русского флота и в честь его устроил особое торжество: ботик привезен был в 1723 году из Москвы в Шлиссельбург, там вновь исправлен, и сам царь поплыл на нем Невою в столицу свою.
У Смольного монастыря встретила его царица с невским гребным флотом; спустившись до Троицкой церкви, при пальбе и празднестве, ботик был поставлен под особый навес, на сохранение.
Вскоре царь сделал большой смотр кронштадтскому флоту, на рейде, всего 19 кораблей и 4 фрегата, кроме множества галер и других мелких судов. Здесь ботик, или \”Дедушка\”, прошел под штандартом вдоль всей линии, при пальбе изо всех пушек флота и крепости, при барабанном бое и музыке и громогласном клике \”ура\”.
В это время гребцами на \”Дедушке\” были четыре флагмана: адмиралы Сивере, Гордон, Синявин и Сандерс; государь стоял на руле, а генерал-адмирал Апраксин и адмирал Крюйс сидели на почетном месте. \”Дедушка\” отвечал на приветствие внучатам своим из четырех пушчонок. Все празднество это длилось двое суток.
Затем \”Дедушка\” был опять привезен в Питер и отдан коменданту на вечное сохранение. Еще два года сряду, до кончины государя, ботик 30-го августа был спускаем для празднества. Императрица Елизавета Петровна возобновила торжество это, но с 1750 года ботик покоился под навесом; только в 1803 году, когда праздновали столетие С.-Петербурга, ботик поставлен был на возвышение, на стопушечном корабле \”Гавриил\”, посредине Невы, супротив конного памятника Петру Великому.
В 1836 году государю императору благоугодно было отдать почет великому пращуру своему: новым торжественным плаванием ботика мимо флота, какого еще до того не бывало на кронштадтском рейде.
28 июня, при салюте с крепости, ботик спущен был на Неву, и, принятый Адмиралтейств-Советом от коменданта, приведен на буксире парохода в Кронштадт и введен, при салютах же, в военную гавань. 2-го июля \”Дедушку\” поставили при почетном карауле на возвышенное место, покрытое алым сукном, на пароходе \”Геркулес\”; 26 линейных кораблей, 21 фрегат, 10 бригов, 2 шхуны, 2 люгера, 2 яхты тендеры – всего 64 вымпела, под начальством 84-х летнего адмирала Крона, стояли в линии на девяти верстах; государь с высочайшим семейством своим, двором и иноземными послами прибыл на пароходе \”Ижора\”: тогда \”Геркулес\” под адмиральским флагом обошел всю линию флота, при отдании ботику чести, с барабанным боем и кликами \”ура\”.
Затем \”Геркулес\” стал на якорь, на ботике поднят был штандарт, и пальба открылась со всего флота и с крепостей. \”Дедушка\” ответил семью выстрелами, и все корабли расцветились флагами. Государь прибыл на \”Геркулес\” и осмотрел Деда Русского Флота в новом убранстве его; а когда после того \”Геркулес\” с ботиком стоял уже у входа в гавань и пароход \”Ижора\” проходил мимо, то сам император и все особы свиты его стояли в почтительном положении, лицом к ботику. Он привезен был опять в Петербург и сдан на хранение коменданту, где поставлен ныне в особом домике и где посещают его любопытные, поклоняясь в нем памяти Петра Великого.
ХОЛМОГОРСКИЕ ГОРШКИ
Петр Великий, наведавшись в третий раз в Архангельск, спустив там со стапеля два фрегата и заложив несколько судов, осматривал все купеческие суда, малые и большие, милостиво беседовал с хозяевами, русскими и иностранцами, поощряя их к торговле и мореплаванью. Он ходил также по лодкам и баржам, пришедшим из Холмогор, с разными крестьянскими изделиями и припасами. Осмотрев между прочим лодку с горшками и побеседовав с хозяином, государь упал было с лодки; доска, положенная на лодку, сорвалась и перебила много товару.
Мужик почесал затылок и в простоте молвил: «Вот тебе и выручка!». Царь усмехнулся и спросил: «А много ли?». Мужик отвечал: «Да теперь немного; а было бы алтын на сорок».
Царь пожаловал ему из рук своих червонец, сказав: «Торгуй, разживайся, а меня лихом не поминай».
Тамара Дружинина, учитель русского языка и литературы Васьковской средней школы Приморского района Архангельской области
Фото: http://marischka.ucoz.ru/forum/24-3879-1
Комментарии