Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Урок литературы в 7 классе на тему: «Куда девалось чувство сострадания…?». Читаем главу «Ивины» повести «Детство» Л.Н. Толстого.

Дата: 20 марта 2013, 15:50
Автор:

Цели урока: создать условия для обсуждения сложности взаимоотношения подростков в группе, когда ложно понимаемое чувство солидарности может стать причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому; привлечь внимание к ситуации переоценки совершенных поступков. А также…

…способствовать развитию навыка анализа прозаического произведения и умения самостоятельно работать с текстом. Развивать умение определять роль второстепенных персонажей. Воспитывать чувство сострадания, любовь к художественному слову.

Ход урока

Ответы детей, приведенные в сценарии, записаны как цитаты на реальном уроке.

Учитель: Мы с вами продолжаем обсуждение избранных глав повести «Детство» трилогии Льва Николаевича Толстого. Тема сегодняшнего урока «Куда девалось чувство сострадания…?». Обсуждаем главу «Ивины».

Определим цели урока.

Учащиеся формулируют цели.

Учитель: На предыдущих уроках мы с вами говорили о детских воспоминаниях Николеньки Иртеньева, главного героя повести, от лица которого ведется повествование. Какими были детские воспоминания Николеньки в предыдущих главах?

Ученики: Светлые, чистые, искренние, праздничные.

Схема на доске (заполняем вместе с детьми).

Учитель: Вам, наверное, доводилось слышать фразу: «Детство – счастливая пора». Согласны ли вы с этим утверждением?

Мнения детей могут разойтись.

Учитель: Ну что ж, вернемся к этому вопросу в конце урока. Итак, наш герой оказывается в компании своего кумира Сережи Ивина. Скажите, вам Сережа понравился, когда начали читать главу? Почему? Найдем в тексте описание портрета Сережи.

Зачитываем:

«Сережа — был смуглый, курчавый мальчик, со вздернутым твердым носиком, очень свежими, красными губами, которые редко совершенно закрывали немного выдавшийся верхний ряд белых зубов, темно-голубыми прекрасными глазами и необыкновенно бойким выражением лица. Он никогда не улыбался, но или смотрел совершенно серьезно, или от души смеялся своим звонким, отчетливым и чрезвычайно увлекательным смехом. Его оригинальная красота поразила меня с первого взгляда»

Учитель: На какие детали портрета вы обратили внимание?

Ученики: «голубые прекрасные глаза», «чрезвычайно привлекательный смех».

Учитель: Что настораживает в его внешности, ведь Николенька говорит, что Сережа «оригинально красив»?

Ученики: «никогда не улыбался», «лицо имело надменное выражение».

Учитель: А почему же тогда Николеньке нравится Сережа?

Ученики: Николенька ослеплен  любовью.

Учитель: Обратите внимание на противопоставление в тексте: «Все находили, что эта привычка очень портит его, но я находил ее до того милою, что невольно привык делать тоже самое».

Какова роль этого противопоставления в тексте?

Ученики:  Показать необъективность отношения Николеньки к Сереже. На самом деле он не был ТАК хорош..

Учитель: Почему Николенька помимо любви и обожания испытывает еще и страх по отношению к Серёже? Подтвердите текстом.

А как вы понимаете слова Николеньки о том, что Серёжа «тиранически употреблял ее (власть) в наших детских отношениях»?

Работа над словом «тиран».

Учитель: Давайте, ребята, разберемся со словом «тиранически». Какой части речи слово? От какого слова образовано? Кто такой тиран?

Индивидуальное домашнее задание.

Учитель: А могут ли тираны существовать в одиночку?

Ученики: Им обязательно нужны сторонники, поддержка. И, как ни печально, они ее находят, как это и произошло в истории, описанной в главе «Ивины».

Учитель: Как называются люди, которых тиранят?

Ученики: Жертвы.

Вывод: Там, где есть тиран, обязательно найдется жертва.

Учитель: А почему чувство к Серёже заставляет Николеньку лицемерить?

Работа над словом «лицемерие». Индивидуальное домашнее задание.

Учитель: Как думаете, почему Николенька так благоговейно любит своего кумира?

Ученики: Сережа старше, а мир старших манит Николеньку.

Учитель: Найдите в тексте описание «мира взрослых», каким видит его автор.

Ученики: «Не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях…».

Учитель: Что же меняет людей, по мнению автора?

Ученики: «Горькие испытания».

Схема на доске (см. прикрепленный файл).

Учитель: Кто, по-вашему, олицетворяет мир детства, а кто мир  взрослых/больших?

Ученики: Николенька, Серёжа.

Учитель: Скажите, почему Николенька «со страхом и надеждой ждет», что бабушка скажет о Сереже, когда та «устремляет на него свои проницательные глаза», а себя сравнивает с художником, ожидающим приговора?

Ученики: В глубине души понимает, что Сережа плохой человек.

Учитель: Итак, Ивины с гувернером в гостях у Иртеньевых. Кстати, кто такой гувернер?

Работа над словом «гувернер». Индивидуальное домашнее задание.

Учитель: Herr Frost переводится с немецкого как «господин Мороз». Как думаете, зачем автор даёт такое имя гувернеру Ивиных? Зачем автор подробно описывает гувернера Ивиных?

Ученики: Показать внутреннюю пустоту при внешней привлекательности; помогает понять нам суть натуры Сережи Ивина – внешний блеск и внутренний холод, показать контраст между Карлом Иванычем и гувернером Ивиных.

«…тоже немец, но другого покроя…»

Учитель: Итак, дети играют в разбойников. И вдруг… Сережа совершает «геройский поступок». Действительно ли геройский, как вы думаете?

Заслушать ответы детей. Мнения могут разойтись. Обсудить.

Учитель: А почему же Сережа рассердился на Николеньку?

Ученики: Скрывает боль. Больно, но не признается, гордыня.

Учитель: Почему этот поступок «поразил и пленил» нашего героя?

Ученики: Заблуждается. Гордыню принимает за геройство.

Учитель: Незаметно в компании мальчиков появляется новый герой – Иленька Грап. Давайте обратим на него внимание. Какие детали портрета Иленьки вы отметили?

Дети зачитывают:

«Иленька Грап был сын бедного иностранца, который когда-то жил у моего деда, был чем-то ему обязан и почитал теперь своим непременным долгом присылать очень часто к нам своего сына. Если он полагал, что знакомство с нами может доставить его сыну какую-нибудь честь или удовольствие, то он совершенно ошибался в этом отношении, потому что мы не только не были дружны с Иленькой, но обращали на него внимание только тогда, когда хотели посмеяться над ним. Иленька Грап был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. Он был очень бедно одет, но зато всегда напомажен так обильно, что мы уверяли, будто у Грапа в солнечный день помада тает на голове и течет под курточку. Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать»

Учитель: Какие чувства вызывает у вас этот мальчик? Описание Иленьки дается и в детском восприятии Николеньки, и в понимании выросшего Иртеньева. Найдите отличия в этих описаниях. Сравним: «ничтожество», «презренное существо» – «тихий услужливый мальчик».

Учитель: Почему Иленька для Николеньки «презренное существо»?

Ученики: Потому что на фоне Сережи «тихий услужливый» мальчик кажется ему слабаком, девчонкой, недостойным внимания. Такому не хочется подражать.

Учитель: Почему с годами мнение об Иленьке поменялось у автора? Как бы вы назвали произошедшее дальше?

Ученики: Издевательство, жестокость.

«крики отчаяния еще более воодушевляли нас…».

Учитель: Почему Толстой употребляет слово «жертва»? Какой смысл он в него вкладывает? Посмотрите, какой вопрос задает Иленька: «За что вы меня тираните?» Можете ли вы ответить на вопрос Иленьки?

Мы с вами ранее сказали, что, если есть тиран, будет жертва. Вот мы убедились, что были правы.

Почему мальчики не остановились?

Проследим за реакцией мальчиков после происшествия, когда Иленька заплакал.

Ученики: Николенька «не совсем был убежден, что всё это очень смешно и весело, «я с участием посмотрел на бедняжку»; Сережа «тронул ногою».

Учитель: Что в этом жесте кроется? Почему сочувствие Сережи так мимолетно?

Как вы оцениваете поступок мальчиков? Какие чувства вызывает у вас произошедшее?

Работа над эпиграфом.

Учитель: Прочтите эпиграф к уроку. Согласны ли вы с этим утверждением?

Можно ли высказывание применить в обсуждаемой нами истории?

А к Николеньке?

Оправдывает ли он себя, свой поступок?

Почему это воспоминание стало «темным пятном» для выросшего Николеньки?

Вывод: Иногда бывает очень легко поддаться общему настроению, царящему в группе твоих приятелей. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим. Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности.

Учитель: Переосмыслив, переоценив свой детский  поступок, автор задается вопросом «Так куда же девалось сострадание?»… Может ли герой, став взрослым, ответить на этот вопрос? Почему?

Актуален ли вопрос сегодня?

Ученики: Вопрос был задан на века.

Учитель: В каких произведениях  XX века мы можем найти этому подтверждение?

Ученики: В.Железников «Чучело».

Учитель: Давайте вернемся к вопросу, действительно ли детство – счастливая пора? Осталось ли ваше мнение прежним? Все ли просто и беззаботно в детстве?

Ученики: Нет. В детстве есть много проблем: человек впервые сталкивается и с радостью и с болью. И часто забавная игра переходит в серьезные взрослые проблемы, решать которые приходится самым детям. Происходит нравственное, духовное становление личности, требующее большого труда, глубокого осмысления своих поступков. Нужна постоянная внутренняя работа, чтобы не было «темных пятен» от осознания собственной жестокости.

Учитель: Вы правы, ребята. Николай Васильевич Шелгунов, русский публицист, литературный критик, говорил: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человека». Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

Вывод: Детство не только счастливая, но и очень сложная пора жизни человека, когда очень часто, оказавшись перед нравственным выбором, поступаешь неправильно  и до конца жизни не можешь понять, «куда же девалось сострадание»?

Домашнее задание.

Учитель: Я предлагаю вам дома еще поразмышлять над вопросом, обозначенным в теме урока и письменно на него ответить (5-7 предложений)

Всем спасибо за работу. Я желаю вам светлого, незапятнанного отрочества.

Инна Моторкова, учитель русского языка и литературы средней школы №49 с углублённым изучением английского языка Читы, победитель конкурса «Учитель года Забайкалья – 2007», участник конкурса «Учитель года России-2008»

Иллюстрация с сайта www.webmechta.com


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt