Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Урок литературного чтения на тему «Я памятник себе воздвиг нерукотворный… Своеобразие творческого наследия Ивана Алексеевича Бунина».

Дата: 23 декабря 2014, 19:15
Автор:

Цели: обобщить знания об И.А. Бунине, расширить и углубить знания о творчестве поэта и писателя.

___         Физкультминутка.   Изучение нового материала               Мы с вами разбились на 3 творческие группы, и поэтому задания будут тоже творческого характера. – художники внимательно перечитают стихотворение и превратят макеты деревьев в сказочный лес, описанный в произведении поэта в соответствии с палитрой, предложенной Буниным. – музыканты постараются уловить в стихотворении звуки, воссозданные поэтом, и найти их среди звуков, собранных в папке «Музыкальная гостиная», на рабочем столе вашего ноутбука. И 3 группа – артисты = приготовят выразительное чтение этого стихотворения.         Итог урока Значит, элементом нашей с вами скульптурной композиции должны стать и мы, читатели, почитатели таланта Бунина. Приготовить выразительное чтение стихотворения «Листопад» наизусть.

Задачи:

– закрепление знаний о значении творчества И.А. Бунина в русской литературе;

– формирование умения находить нужную информацию в компьютере и применение этих знаний на уроке;

– развитие речи (развёрнутые ответы);

– формирование УУД: приёмы работы с учебником (нахождение страницы, использование закладок, поиск и выделение необходимой информации по указанию учителя); следование точной инструкции учителя при выполнении заданий; соблюдение дисциплинарных традиций (подготовка к уроку, поднятая правая рука при желании ответить), коммуникативность; взаимоконтроль; приёмы сравнения, обобщения и классификации; умение формировать цели и удерживать их в течение урока; умение работать в группах; использование иллюстраций при выполнении заданий; умение анализировать свою работу и работу других.

УМК: Школа ХХI века.

Продолжительность урока: 30 минут.

Возраст: 4 класс.

Тип учебного занятия: объяснение и закрепление пройденного материала

Оборудование: компьютер, экран, колонки, мультимедийная

установка, презентация, учебники по  литературному чтению, карточки с названиями групп, карточки со строками стихотворений Бунина, 3 ноутбука для работы в группах, макет памятника, фигурки персонажей, образующие

памятник, оценочные листы, карточки для работы в группах, макеты деревьев, 3 вида листочков с деревьев (18 штук по 6 разного цвета), удостоверения,  подставки под учебники.

Ход урока:

1. Организационный момент. Положительный настрой на урок.

Cлайд 1 (солнышко).

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения в вашем классе проведу я. Меня зовут Наталья Александровна.

Посмотрите в окно. Какой сегодня день? (Хмурый, пасмурный)

Какое настроение вызывает у вас эта погода? (Грустное)

А знаете, что нужно сделать, чтобы оно улучшилось? Чтобы на душе стало спокойно и тепло?.. Надо улыбнуться. Я хочу поделиться с вами улыбкой, я дарю её вам, а вы подарите улыбки друг другу и нашим гостям. Думаю, что сегодня на уроке мы подарим друг другу много приятных мгновений. Я верю в вас!

2. Введение в тему. Постановка целей.

Слайд 2 (проблема).

Учитель: В начале нашего урока я попрошу каждого из вас взять карточки со строками из известных вам произведений. Эти карточки находятся по всему периметру класса.

Дети берут карточки.

Учитель: Ребят, кто догадался, строки из каких произведений вы собрали? (Из стихотворений И.А.Бунина)

Слайд 3 (портрет И.А.Бунина).

Учитель: Ваша задача состоит в том, чтобы объединиться в группы. В 1 группу сядут ребята, которые держат в своих руках строки из стихотворения  «Гаснет вечер, даль синеет…». Во 2 группу объединяются ученики, у которых строки из стихотворения «Детство». И 3 группа – стихотворение «Шире, грудь, распахнись для принятия…». Займите свои места за столами.

Вы объединились в группы. Давайте сразу вспомним правила работы в группах. Внимание на экран! Не забудьте, что в группе должен быть ответственный.

Слайд 4 (правила работы в группах).

Учитель: Молодцы. А теперь соедините все строки так, чтобы получились отрывки из стихотворений. Прочитайте их выразительно.

Слайд 5 (иллюстрации к стихотворениям)

1 группа

Гаснет вечер, даль синеет,

Солнышко садится,

Степь да степь кругом – и всюду

Нива колосится!

Пахнет мёдом, зацветает

Белая гречиха…

2 группа

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шёлк…

3  группа

Чувств весенних – минутных гостей!

Ты раскрой мне, природа, объятия,

Чтоб я слился с красою твоей!

Ты, высокое небо, далёкое,

Беспредельный простор голубой!

Учитель: Итак, мы повторили стихотворения, которые вы изучали на предыдущих уроках. Я вижу, что вы прекрасно справились с этим заданием.

Ребята, как вы думаете, о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Об И.А.Бунине). Безусловно, вы правы. А как вы думаете, какова цель нашего урока? (Обобщить знания о Бунине, расширить и углубить знания о творчестве поэта и писателя). Совершенно верно.

Слайд 6 (цель урока)

А кто для вас Бунин? (Писатель, поэт, наш земляк) Правильно.  Давайте с вами подумаем, а как можно увековечить вклад писателя в развитие русской литературы? (Открыть музей этому писателю, поставить памятник, назвать в честь него одну из улиц города). Опираясь на поставленные перед нами цели, я хочу уточнить тему нашего урока: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный… Творчество Ивана Алексеевича Бунина».

Слайд 7 (тема урока)

И сегодня я хочу  предложить вам создать макет памятника И.А. Бунину.

Ставлю перед доской пьедестал.

3. Работа по теме урока.

Учитель: Пока у нас с вами только один пьедестал. Сам памятник мы с вами будем создавать, выполняя задания различного уровня на уроке.

И первое задание я предлагаю выполнить по группам.

Слайд 8 (портреты Андреева, Лескова, Тургенева)

Я хочу сегодня всех пригласить на заочную экскурсию в виртуальный объединённый государственный литературный музей Ивана Сергеевича Тургенева в Орле, который объединил под своим началом музей Ивана Алексеевича Бунина, Ивана Сергеевича Тургенева, дом-музей Николая Семёновича Лескова и Тимофея Николаевича Грановского, дом Леонида Николаевича Андреева.

Слайд 9 (задания по группам)

Биографы, зайдите в музей И.А.Бунина, изучите биографию писателя и заполните паспорт поэта.

Ф.И.О. _________________________________________________

Дата рождения __________________________________________

Образование ____________________________________________

Чем известен (не менее пяти произведений)__________________

_______________________________________________________

Награды ______________________________________________

Дата смерти, место захоронения  _____________________________

__________________________________________________________

Историки, посетите все предложенные музеи и  узнайте, кто был соратником по перу Ивана Алексеевича Бунина и заполните информационные листы.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Иван Сергеевич Тургенев – это …

Николай Семёнович Лесков – это…

Тимофей Николаевич Грановский – это…

Леонид Николаевич Андреев –  это…

Литераторы найдите в разделе «Стихотворения» произведение «Детство». Оно вам известно, поэтому я предлагаю вписать в текст рецензии на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Этот вид работы подготовит вас к выполнению задания  В8  ЕГЭ по русскому языку.

РЕЦЕНЗИЯ

Творческий метод Ивана Алексеевича Бунина характеризуется наличием следующих художественно-изобразительных средств: _________________

(как шёлк), _________________ (тяжёлый, величавый).

Также писатель в стихотворении «Детство»  использует __________________

рифму.

Список терминов:

1.      антонимы

2.      сравнение

3.      олицетворение

4.      эпитет

5.      перекрёстная

6.      мораль

Для каждого из вас на парте лежит оценочный лист. На протяжении всего урока вы будете оценивать свою деятельность. Ознакомьтесь с этими листами и приступайте к работе в группах. Я даю вам 5 минут. Та группа, которая закончит свою работу, соединит руки над столом.

4. Физкультминутка.

Учитель: Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Слайд 10 (сказочный лес + звуки)

Мы с вами знаем, что в произведениях Бунина часто описывается природа. Представьте себе, что мы попали в сказочный лес… Вышли на большую солнечную поляну. Посмотрели вокруг себя… Направо, налево… А какое яркое солнце светит над нашими головами… Оно слепит глаза и мы закрываем их руками… Вдруг под ногами что-то зашелестело. Мы открыли глаза, присели, раздвинули травку и увидели ёжика. Мы протянули руку, чтобы погладить зверька,  но ёжик испугался нас, свернулся клубочком и мы невольно отдёрнули руку. Встали. Какой чудесный день! На ладошку к нам села бабочка. Внимательно рассмотрим её. Наша рука чуть-чуть зашевелилась, бабочка вспорхнула и улетела. А нам пора возвращаться на урок.

5.  Изучение нового материала

Учитель: Биографы, представьте результат своего исследования. А все остальные группы должны внимательно их слушать.

Слайд 11 (паспорт)

Ответственный группы выносит паспорт, крепит его на доску.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (по старому стилю – 10 октября) 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя. В 1881 году поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях. Известность принесли: \”Стихотворения\” (1891; сборник лирики), \”Антоновские яблоки\” (1900; рассказ), \”Митина любовь\” (1925; сборник рассказов), \”Жизнь Арсеньева\” (1927-1929, 1933; автобиографический роман), \”Темные аллеи\” (1943; цикл новелл). В 1898 году Российской Академией наук Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Пушкинская премия, а в 1933 году первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе. Умер Бунин в Париже в ночь с 7 на 8 ноября 1953 года. Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.

Учитель: Ребята, скажите, а есть в нашем городе памятник И.А.Бунину? (Да)

Слайд 12-13 (фото памятника и бюста Бунину в Орле)

Где он находится?

Ученики: На возвышенности около здания городской администрации, а бюст Бунину находится около библиотеки, носящей имя великого поэта и писателя. Также памятник Бунину есть на территории Мега-комплекса ГриНН в сквере писателей – орловцев.

Учитель: А где мы могли бы поставить наш памятник А.И. Бунину? (Около музея). Таким образом,  на нашем постаменте появляется фигура самого автора.

Историки, слушаем ваше сообщение.

Слайд 14 (фотографии Тургенева, Андреева, Лескова)

Ученики: Мы изучили материалы и пришли к выводу, что соратниками Бунина по перу были Тургенев, Андреев, Лесков. Именно их мы можем поместить на этот памятник рядом с Буниным.

Учитель: Кроме этого, какой факт объединяет всех этих людей? (Они все наши земляки).  Литераторы, представьте свою рецензию.

Слайд 15 (рецензия)

Учащийся из 3 группы работает на интерактивной доске.

Учитель: Итак, с помощью вашего исследования наш памятник перестал быть безымянным. На нём появилась табличка с именем великого поэта и писателя.

7.      Работа над стихотворением «Листопад».

Слайд 16 (осенний лес)

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…

Кто знает, какое стихотворение начинается этими строками? (Листопад). Перед вами на партах лежат разноцветные листики. Возьмите любой из них. Предлагаю вам поменяться местами. Те, кто взял лиловый листок, займите место в 1 группе, у кого золотые листочки, прошу вас сесть во 2 группу и багряные листочки – это 3 группа. Предлагаю вам поработать над стихотворением И.А.Бунина «Листопад».

Читаю стихотворение.

Слайд 17 (задание для групп)

Мы с вами разбились на 3 творческие группы, и поэтому задания будут тоже творческого характера. 1 группа – художники – внимательно перечитают стихотворение и превратят макеты деревьев в сказочный лес, описанный в произведении поэта в соответствии с палитрой, предложенной Буниным. 2 группа – музыканты – постараются уловить в стихотворении звуки, воссозданные поэтом, и найти их среди звуков, собранных в папке «Музыкальная гостиная», на рабочем столе вашего ноутбука. И 3 группа – артисты = приготовят выразительное чтение этого стихотворения.

Начинаем работу, даю вам времени 5 минут. Группа, которая закончит работу, соедините руки над столом.

Слайд 18 (осенний лес).

А теперь самое сложное задание. Художники, поставьте на постамент ваши творения.

На памятник ставятся деревья.

Учитель: Чтобы память о писателе сохранилась, с моей точки зрения, надо не только воздвигнуть ему памятник, но и хранить его произведения бережно в сердце, перечитывать их, воплощать авторские идеи в жизнь. Артисты будут читать стихотворение «Листопад», а  музыканты попробуют его озвучить с помощью подобранных звуков живой природы.

Чтение стихотворения под музыку.

7. Итог урока

Учитель: Молодцы, ребята. Вы настоящие артисты, которые заслуживают аплодисментов. А я думаю, что мы все заслуживаем аплодисментов, потому что мы очень хорошо потрудились на уроке и итогом нашей работы стал макет памятника И.А.Бунину.

Какие цели стояли перед нами вначале урока?

Слайд 19 (цели)

Достигли мы поставленной цели? Выскажите своё мнение о проделанной работе на уроке, используя карточку – помогайку. (по щёлчку)

Цели мы достигли, и именно поэтому я считаю возможным вручить вам удостоверения архитекторов.

Раздаю детям и членам жюри удостоверения.

Слайд 20 (удостоверения)

Мне кажется, что всё равно наш макет ещё не завершён.

Слайд 21 (памятник И.А.Бунина)

8. Рефлексия

Учитель: Как вы понимаете строчки, определившие тему нашего сегодняшнего урока: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» ?

Ученики: Памятник – это произведения Бунина, которые мы читаем.

Учитель: Значит, элементом нашей с вами скульптурной композиции должны стать и мы, читатели, почитатели таланта Бунина.

Встаньте все вокруг нашего памятника, возьмитесь за руки.

Только тогда имя поэта будет жить в веках, пока к его памятнику будут приходить люди, возлагать цветы и читать его бессмертные строки.

Действительно, Бунин – это поэт и писатель, чьё творчество живёт в веках. Продолжите, пожалуйста, строчку «Для меня Бунин это – …»

Ученики: Поэт, Человек, учитель, писатель, путешественник, интересный человек, нобелевский лауреат.

Учитель: На этой прекрасной ноте наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам оценить нашу сегодняшнюю работу. (Мы работали дружно). Ваня, а как ты оцениваешь свою работу? А работу Кирилла? (Ответы детей).

9. Домашнее задание

Учитель: Конечно же, я приготовила для вас домашнее задание. Посмотрите на доску.

Слайд 22 (домашнее задание)

Выберите для себя любое задание:

– Подготовить сообщение на тему: «Творчество И.А.Бунина».

– Приготовить выразительное чтение стихотворения «Листопад» наизусть.

– Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Листопад».

Я соберу ваши оценочные листы, по своим наблюдениям и опираясь на вашу самооценку, я выставлю вам отметки.

Спасибо за работу на уроке.

Слайд 23 (слова Бунина)

Пусть вашей путеводной звездой по жизни будут строки И.А.Бунина: «Как ни грустно в этом непонятном мире, он всё же прекрасен!».

Я надеюсь, что сегодняшний урок стал для вас частичкой этого прекрасного мира.

Оценочный лист ученика __________________________________

Если ты выполнял данный вид работы на уроке, поставь себе 1 балл

Отвечал на вопросы учителя

Представлял результат работы в группе или внёс вклад в результат работы группы

Работал с источниками информации

Выразительно читал или рассказывал наизусть

Дополнял ответ одноклассника, выражал своё согласие или несогласие с мнением товарищей, высказывал своё мнение

В прикрепленных файлах – аудиофайлы и презентация.

Наталья Дмитриева, учитель начальных классов гимназии №39 имени Фридриха Шиллера города Орла


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt