search
main
0

Урок из курса «Деловой мир молодого человека» в 11 классе на тему «От активной личности до предпринимателя»..

В средней школе села Пушанина Пензенской области для одиннадцатиклассников разработана рабочая программа и ведётся элективный курс \”Деловой мир молодого человека\”, который помогает школьникам выбрать профессию, определиться в сложном взрослом мире. Вашему вниманию предлагается разработка одного из уроков по этому курсу.

Цели: изучить с учащимися историю образования слова «предпринимательство» в России, исследовать качества личности учеников, определить те качества, которые могут помочь стать предпринимателем, провести тест и определить учащихся, у которых есть потенциал стать в будущем предпринимателем; развивать предпринимательские качества личности, развивать речь, логическое мышление; воспитывать волевые качества личности, уверенность в себе и своих поступках.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации.

Методы и приемы работы: исследование, эвристический, поисковый, фронтальный.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель приветствует детей и предлагает сесть на свои места.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на очередном нашем занятии!

Актуализация знаний.

Урок начинается со сценки, которую разыгрывают  Сергей Депутатов и Наталья Сержантова.

Учитель: Ребята, сегодня наше занятие мы начнем необычно, с небольшой сценки, которая поможет вам самостоятельно определить тему нашего урока.

Он: Смотри! Вот еще одна реклама! И объявлений море!

Она: Ну и что? Все то же самое! «Ищу репетитора по мате­матике», «Опытный психолог поможет разрешить все ваши про­блемы», «Секретарь с опытом  работы» и т. д. и т. п.   Везде и все одно и то же!

Он: Будущую профессию не в рекламе искать нужно, а сердцем ее чувствовать, стремиться к ней, представлять себя в ее роли. Вот ты, например, кем хочешь быть?

Она: Я?  Ну… Может быть, модным дизайнером или моделью, диктором можно.

Он: А почему ты решила выбирать такие профессии?

Она: Престижно, модно. Приходишь куда-нибудь, подаешь визитку, а в ней написано:  «Известный дизайнер Сержантова».

Он: Известный дизайнер Сержантова. А что ты знаешь об этой профессии?

Она: Вот поступлю, тогда узнаю.

Он: А я так не хочу. Я мечтаю стать предпринимателем и открыть свое дело. Но не потому, что это модно или денежно. Потому что мне нравится это делать. И уже сегодня я многое умею, выписываю специальные книги, журналы, читаю, занима­юсь дополнительно. Я хочу быть профессионалом в этой области.

Она: Ты это серьезно?

Он: Вполне! И тебе советую выбирать профессию так, чтобы она тебя тоже выбрала.

Она: Ты думаешь, у меня получится?

Он: Если чего-то очень-очень хочешь – непременно полу­чится.

Она: Тогда поговорим о предпринимательстве?

Он: Поговорим и постараемся сделать свой выбор на всю жизнь, чтобы не разочаровываться самому и не разочаро­вывать тех, кто в тебя верит и на тебя надеется.

Учитель: Спасибо, ребята, садитесь.

3. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Итак, ребята, о чем мы поведем речь на нашем уроке?

Ответы ребят.

Учитель: Тема нашего занятия – «От активной личности до предпринимателя»

Цели нашего занятия: изучить качества активной личности, определить, какие качества лидера присущи каждому из вас, в результате проведенных исследований и наблюдений ответить на вопрос, а кто из вас в будущем, возможно, тоже станет предпринимателем

4. Работа над темой урока.

А. Постановка проблемы

Учитель: В начале занятия я поставлю перед вами проблемный вопрос, на который вы должны найти ответ в конце урока. Майкл Гейбер считал, что «…предприниматель является катализатором перемен. Он никогда не живет прошлым, лишь иногда — настоящим и практически всегда — будущим…». Прав ли он?

Б. Беседа

Учитель: Ребята, но в данный момент, сегодня, завтра или несколько дней спустя, предпринимателями вы сразу стать не сможете. А что же для этого нужно?

Ученики: Развивать в себе предпринимательские качества личности.

Учитель: Я полностью с вами согласна. Ведь стать предпринимателем – это вовсе не значит открыть свой бизнес или организовать свое личное дело. Предпринимательские качества личности могут проявляться в любых делах и поступках человека. Приведите примеры.

Ученики: Быстро найти выход из сложившейся ситуации, решить какую-либо вопрос или проблемы самостоятельно, активно участвовать в любых делах школы и социума.

Учитель: Кого можно назвать активной личностью или лидером?

В. Работа над лексическим значением слова лидер

Учитель: Домашним заданием у вас было изучить лексическое толкование и значение слова лидер в разных странах.

Ответы учеников:

Например, в Древней Греции лидером признавался человек, имеющий красивое телосложение, физически развитый, культурный, красноречивый, гражданин и семьянин, достойно защищающий ценности современной ему цивилизации.

В древневосточных культурах лидер обладал широкими познаниями, граничащими с мудростью, был открыт и доброжелателен по отношению к людям. При этом не навязывал другим своего общества и был несколько ироничен по отношению к себе и своим достоинствам.

В индейской культуре на роль лидера мог претендовать удачливый охотник и отличный воин, обладающий физической выносливостью, защищающий женщин, детей и стариков своего племени.

В современной американской культуре лидерство выражается в напористости, целеустремленности в достижении своих целей, подчеркивании своих достоинств, что порой граничит с бахвальством.

Философ Михайловский на роль лидера прочил героя: «Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело».

Учитель: А как вы сами считаете, кого можно назвать лидером? Какие качества должны быть присущи лидеру? Как вы думаете, выделяется ли как–то будущий предприниматель в школьной среде? А как?

Ученики: Является лидером в различных делах, мероприятиях. Лидер может создать и сплотить команду, вдохновить других, видит проблему и умеет решить ее, умеет увлечь, ошеломить идеей, расположить к себе, до конца болеет за результат, заботится о взаимоотношении в команде.

Учитель: Я с вами полностью согласна.

Г. Исследование лидерских качеств личности учащихся.

Учитель: В каждом человеке есть потенциал к лидерству. Важно вовремя заметить в себе лидерские качества и целенаправленно их развивать.

Сейчас мы проведем исследование и попробуем выявить, а есть ли   лидерские качества у вас.

Ребята, перед вами схема с качествами лидера. Назовите свои лидерские качества и обоснуйте свой выбор. Результат своего ответа запишите на лепестке цветка и прикрепите на доску.

Как вы думаете, человека, обладающего данными лидерскими качествами, можно считать предприимчивым? Почему? Станет такой человек во взрослой жизни предпринимателем? Почему?

Ответы учеников.

Д. Исследование истории образования бизнеса и предпринимательства в России.

История слова «Предпринимательство».

Учитель: Ребята, вот мы каждый урок с вами говорим «предпринимательство», а известно ли вам значение этого слово и место, где оно впервые возникло?

Об этом расскажет Дмитрий Шулепин. Он дома исследовал дополнительную литературу и сейчас постарается ответь на эти вопросы.

Дмитрий Шулепин: Первым появилось слово “Бизнес”. Это слово английское и не случайно, т.к. Англия – классический пример капиталистических отношений основанных на бизнесе и предпринимательстве. Оно распространено по всему миру, им пользуются во всех странах. Бизнес – это делание денег из денег, но обязательно, через какую либо полезную деятельность, создающую продукты или оказывающую услуги.

Предпринимательство — особый вид деятельности, связанный с риском в организации прибыльного дела, творческой активностью в экономике.

Предприниматель — экономический субъект, деятельность которого придает рыночной экономике динамичность; человек, пытающийся на свой страх и риск, стремясь к собственной выгоде, удовлетворить новые платежеспособные общественные потребности.

Качества:

–  сильная воля (при достижении) на пути к успеху;

–  чувство хозяина своей судьбы и своей власти над обстоятельствами;

–  чувство конкуренции;

–  самостоятельность в ведении дела.

История становления предпринимательства в России.

Сферы российского предпринимательства: лесной промысел, звероловство, бортничество (лесное пчеловодство), солеварение, рыболовство, сельское и городское ремесленничество, обработка дерева и металла + торговля.

Е. Работа над составлением плана «Путь к успеху  предпринимателя».

Учитель: Бизнес и предпринимательство – это реалии современной экономики, которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами. Для многих из вас это будет делом вашей жизни. Многие, кто сидел за этими партами за 6-7 лет до вас, открыли свои магазины, строительные фирмы, адвокатские конторы, парикмахерские. И мы не имели тогда возможности обсуждать эти вопросы, их учила сама жизнь. Вы находитесь в более выгодных условиях, ещё на школьной скамье вы можете готовить себя к столь непростому делу.

Ребята, в вашем классе есть ученики, родители которых являются предпринимателями. У кого как не у них поучиться азам данного мастерства.

У ребят были индивидуальные задания по изучению пути к предпринимательству своих родителей.

Выступление презентациями с учениц: А. Учкиной, И. Бучиной, А. Беляковой.

Учитель: Ребята, а ваша задача проследить и отметить путь, который прошли предприниматели к успеху. Составьте план: «Путь к успеху предпринимателя».

Ребята зачитывают составленные планы.

Ж. Физкультминутка.

Встаньте и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием или целью…

Теперь отройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до свой звезды. Старайтесь изо всех сил! И обязательно сможете достать свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой…

Теперь выберете у себя над головой другую звездочку, которая напоминает о другой мечте… Потянитесь обеими руками как можно выше и «сорвите» эту звезду. Положите ее рядом с первой.

З. Исследование предпринимательских качеств учащихся.

Учитель: Мы с вами имели возможность познакомиться с деятельностью предпринимателей нашего села. Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди выбирают вид деятельности, который становится делом их жизни. Необходимо создавать товар, который нужен, будет востребован и только тогда бизнес принесёт прибыль, и хозяйственная деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Какими? На листочках запишите качества, которыми, на ваш взгляд, должен обладать предприниматель.

Учащиеся называют качества предпринимателя, которые присущи им и аргументируют свой ответ.

Учитель: Перечислите все качества личности, которые присущи вашей активной личности.

Стремление к успеху.

Инициативность.

Умение ставить задачи и находить нестандартные решения.

Смелость, способность пойти на риск, разумный авантюризм и в то же время умение реально оценивать ситуацию.

Самостоятельность.

Строгие нравственные устои (честность, порядочность, верность слову).

Аскетичность в повседневной жизни, бережливость.

Упорство в труде.

Умение управлять, быть способным организовать себя и других.

Эрудиция, знания во многих областях, способность пополнять их всю жизнь.

Способность быть щедрым, помогать другим, т.е. быть меценатом, спонсором, оказывать благотворительность.

Учитель: А сейчас проведем тест, который поможет нам определить предпринимателей среди вас. Сейчас мы  выясним, на кого нам стоит надеяться в будущем.

Тест: предприниматель вы или нет?

Простой тест поможет определить, готовы ли вы к  предпринимательской карьере, а также оценит, будете ли вы успешны. Просто честно отвечайте на вопросы «да» или « нет», а потом подсчитайте баллы.

1. Вы определились, какие услуги можете предложить?

2. Как Вы думаете, предложенные Вами услуги будут пользоваться успехом?

3. Считаете ли Вы, что у Вас будет мало конкурентов?

4. Знаете ли Вы, чем займетесь, если Ваше дело окажется убыточным?

5. Умеете ли Вы начатое дело доводить до конца, несмотря на все препятствия?

6. Есть ли у Вас партнеры, которым Вы абсолютно доверяете?

7. Ваши партнеры являются достаточно компетентными в выбранной области предпринимательства?

8. Как Вы считаете, сможете ли Вы в Вашей деятельности всегда соблюдать закон?

9. Если Вам предложат дело, приносящее 200-300% прибыли, Вы задумаетесь, прежде чем согласиться?

10. Склонны ли Вы всегда тщательно проверять деловую информацию?

11. Собираетесь ли Вы ограничить свои потребности при получении первой прибыли?

12. Поддерживают ли Ваши начинания Ваши родные?

13. Умеете ли Вы дорожить своими партнерами?

14. Сможете ли Вы в случае удачи не хвалиться своими доходами?

15. Готовы ли Вы работать по 12-14 часов в сутки?

Каждый положительный ответ дает одно очко. Подсчитайте результат.

Если сумма составила 10 очков и более, у вас имеются необходимые качества предпринимателя.

От 6 до 10 очков: шансы на успех в качестве предпринимателя не так очевидны.

Менее 5 очков: ваши шансы добиться успеха в качестве предпринимателя, по-видимому, невелики.

Ученики называют результаты своих исследований.

5. Итог урока

Учитель: Что нового о своей личности вы узнали на уроке? Почему активную личность можно считать путем к предпринимательству? По итогам всего сегодняшнего занятия как вы можете истолковать высказывание, которое прозвучало в начале урока в качестве проблемного вопроса?

Игра

Учитель: В заключение мы с вами проведем игру «Золотая рыбка».

Напишите пять своих самых заветных желаний. Представьте, что к нам приплыла Золотая рыбка и сказала, что может выполнить только четыре желания. Зачеркните одно желание из ваших списков, естественно, по степени значимости и важности для вас.

Только что мне передали по пейджеру, что у рыбки проблемы, и она  может выполнить только три желания. Зачеркните еще одно желание из вашего списка.

У золотой рыбки очень много дел, и она может исполнить только два ваших заветных желания.

Опять у рыбки проблемы, она может выполнить только одно ваше самое-самое сокровенное желание.

Назовите свои желания и обоснуйте свой выбор.

Спасибо за работу и сотрудничество на нашем занятии, всего вам доброго, удачи. Желаю вам предпринимательской активности.

Учитель выставляет оценки ученикам за урок.

Наталья Пучкова, учитель русского языка и литературы средней школы села Пушанина Белинского района Пензенской области

Во вложенных файлах – презентация к уроку и презентация \”Моя мама – предприниматель\”

Иллюстрация с сайта http://stores.ebay.com

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте