search
main
0

Урок истории в 5 классе

Мне посчастливилось благодаря издательству «Дрофа» получить возможность работать по комплекту «История Древнего мира» Е.В.Саплиной, Б.С.Ляпустина, А.И.Саплина. Комплект включает в себя учебник, рабочую тетрадь, методическое пособие, поурочное планирование, атлас и контурные карты. Это настоящий праздник для учителя! Сразу видно, что авторы учебника знают школу и учеников не понаслышке.

Учебник красочный, материала в параграфах достаточно для углубленного изучения истории, и одновременно не возникает вопроса о перегрузке информацией. Здесь вы найдете цветные иллюстрации, карты, схемы, и, заметьте, никаких случайностей: все карты, схемы и иллюстрации относятся к материалу соответствующего параграфа, по ним можно и нужно работать. Каждый учитель, преподающий в 5 классе, знает, как важна наглядность. В наше время, конечно, многие дети ездили и в Египет, и в Грецию, и в Италию, но ведь большинство ребят нигде не были, и для них важно сначала увидеть, послушать сопровождающий иллюстрацию рассказ учителя.

Новые понятия выделены в тексте и вынесены под черту в конце страницы; даты, обязательные для запоминания, выделены в тексте жирным шрифтом. Особо хочу отметить наличие в учебнике рубрик «Для любознательных», «Работаем с документом» и «Я знаю, что…». Первые две рубрики встречаются почти в каждом параграфе, позволяют расширить кругозор учащихся, дать им более глубокие знания по предмету. Рубрика «Я знаю, что…» приводится в конце каждого раздела и может служить основой для проведения повторительно-обобщающих уроков.

К каждому уроку в рабочей тетради вы найдете разноуровневые задания, что позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении. Методическое пособие предоставляет учителю огромное поле для творчества: каждый урок дается в нескольких вариантах, есть дополнительный материал для учителя и раздаточный материал для учащихся, выделяются проблемные вопросы.

На каждом уроке используется весь методический комплект, дети не устают на занятиях за счет смены видов деятельности: послушали учителя, почитали учебник, поработали с картой, с иллюстрациями, выполнили задания в рабочей тетради, поиграли в конце урока. Несомненным примером успеха использования данного комплекта является победа моего ученика (1-е место) в этом году на олимпиаде по истории, причем дополнительных занятий для подготовки не понадобилось. В качестве примера использования на занятиях всего методического комплекта привожу разработку урока «Боги Древней Греции», проводившегося в 5 гимназическом классе. Этот же урок с успехом был проведен и в общеобразовательном классе.

На занятиях, предшествовавших данному уроку, и на спецкурсе «Мифы Древней Греции» детям было дано опережающее задание: подготовить костюмированное выступление по теме «Боги Древней Греции». Тексты выступлений были составлены детьми на основе мифов о древнегреческих богах по дополнительной литературе. Учитель лишь корректировал и направлял деятельность учеников.

Тема «Боги Древней Греции»

Цели урока:

1. Изучить культы основных древнегреческих богов, познакомить учащихся с мифами о них.

2. Подвести учащихся к пониманию общей закономерности о возникновении религиозных верований у разных народов, начать сравнительный анализ религии древних египтян и религии древних греков.

3. Привить школьникам навыки работы с текстом учебника, картами, иллюстрациями.

4. Формировать у них умения выделять взаимосвязи, главное в тексте, общее и частное.

Тип урока: комбинированный.

Учебное оборудование: карта «Крито-Микенская Греция», учебник Е.В.Саплиной, Б.С.Ляпустина, А.И.Саплина «История Древнего мира», изд-во «Дрофа», 2006; рабочая тетрадь Е.В. Саплиной, А.И.Саплина по истории древнего мира, изд-во «Дрофа», 2004; атлас и контурная карта по истории древнего мира, изд-во «Дрофа», 2006; рисунки учащихся по теме «Боги Древней Греции», иллюстрации (вывешиваются на доске).

Ход урока

Деятельность учащихся выделена курсивом.

Этапы урока, объяснение учителя

1. Организационный момент

2. Переход к изучению новой темы.

Беседа с учащимися:

– Дайте определение понятию «религия».

Религия – это вера человека в сверхъестественное.

– Почему появляются религиозные верования?

Потому что человек не мог объяснить явления природы.

– Что мы с вами знаем о представлениях древних греков об устройстве мира?

Землю со всех сторон окружает Мировой океан. Из него поднимаются и в него опускаются небесные светила: луна, солнце, звезды. У западных вод океана стоит могучий титан Атлант, поддерживающий плечами небесный свод. Тут же, в дивном саду, живут дочери Атланта: они стерегут золотые яблоки – плоды вечной юности. В самых глубоких недрах земли, ниже Аида, находится мрачный Тартар – кромешная бездна, здесь томятся побежденные врагами титаны.

– Как по представлению эллинов возник мир?

Сначала из Хаоса появилась Гея – земля и Уран – небо. От них произошли могучие и грозные титаны, циклопы и страшные великаны. Титан Крон, бог времени, сверг своего отца и воцарился в мире. В наказание за такое преступление Крона на Земле появились богини мщения эриннии и божества: Танатос – смерть, Эрида – раздор, Апатэ – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – мрачный сон. Крон боялся, что и его дети поступят с ним точно так же, как и он сам поступил со своим отцом. И поэтому приказал своей жене приносить ему всех новорожденных младенцев. Он безжалостно проглатывал их, всех своих детей. Последнего сына – Зевса – жена Крона Рея спасла. Она вместо него дала проглотить мужу камень, завернутый в пеленку. Когда Зевс вырос, он восстал против отца и заставил его вернуть всех проглоченных им детей. Зевс и его братья победили и низвергли титанов в мрачный Тартар, а сами поделили между собой мир: Зевс стал царствовать на небе, Посейдон – на море, Аид – в подземном царстве. Земля же осталась в их совместном владении.

3. Изучение новой темы

Сегодня мы с вами поговорим более подробно об этих трех братьях и их царствах. Эллины верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Давайте найдем с вами на карте в атласе гору Олимп. В какой области Греции она находится?

В Фессалии.

Давайте надпишем ее в контурной карте. Но мы не должны путать гору Олимп с областью Олимпия, которая располагалась в Средней Греции. В этом месте Зевс одержал победу над своим отцом Кроном. Здесь раз в четыре года греки устраивали Олимпийские игры, о которых мы с вами будем говорить на последующих уроках. Найдите эту область в атласе и надпишите ее в контурной карте.

Учащиеся надписывают в контурной карте гору Олимп и область Олимпия.

На светлом Олимпе всегда царит вечное лето и светит солнце.

Рассматриваем иллюстрацию в учебнике на стр.103. По ходу объяснения учителя учащиеся работают по иллюстрации на стр. 104. Запись новых понятий в тетрадь.

Здесь Зевс вместе с другими богами пирует в золотых дворцах, вкушая нектар и амброзию – напиток и пища, дающие, по верованиям эллинов, бессмертие и вечную юность. Поэтому богов греки называли олимпийскими. Зевс восседает на высоком золотом троне. Никто не может поколебать его власть. Символы Зевса – молния и орел. И хотя мы с вами находимся далеко от Олимпа, сегодня сам Зевс расскажет нам о себе.

Выходит учащийся, переодетый в бога Зевса и от первого лица рассказывает о боге-громовержце.

Но даже Зевс не может изменить судьбу людей, которую определяют три сестры-богини – мойры. Они прядут нить человеческой жизни, и когда она обрывается, человек умирает.

Работа с иллюстрацией учебника, стр. 104.

– Скажите, почему мойры изображены старухами и совсем не такими прекрасными, как другие боги и богини?

Греки боялись мойр, то есть своей судьбы, неизвестности.

Рядом с Зевсом его жена – Гера.

Выходит «богиня Гера» и рассказывает о себе.

Дочь Зевса – Афина – богиня войны и победы, мудрости и ремесел. Ее изображали в боевых доспехах и с оружием.

Выходит «богиня Афина» и рассказывает о себе.

Далее по ходу объяснения учителя ученики рассматривают по иллюстрации на стр. 104 богов и богинь, также изображения всех богов вывешены на доску, и учитель по ходу объяснения указывает на них.

Сын Зевса – Аполлон – бог-покровитель искусства, бог солнца. Его изображали с маленькой арфой – кифарой, серебряным луком и золотыми стрелами.

Еще один сын Зевса – Гермес – покровитель торговли, вестник богов, его изображали в крылатых сандалиях.

А вот еще одна дочь Зевса – Артемида сама расскажет нам о себе.

Выходит «богиня Артемида» и рассказывает о себе.

Гефест – бог огня, покровитель кузнечного дела.

Дионис – бог виноградарства и виноделия. У него была своя свита – сатиры, кентавры, бог лесов и пастбищ – Пан.

Афродита – богиня любви, ее символы – голубь и яблоко. Она будит в сердцах смертных и богов любовь.

Таково царство Зевса. Посмотрим теперь на царство Посейдона, брата громовержца. Посейдон властвует над водной стихией, в своем дворце он обитает со своей женой Амфитритой. Вокруг них – сын Посейдона Тритон, старец Нерей, отец Амфитриты, и ее сестры – нереиды. В руке Посейдона Трезубец, он разъезжает в колеснице по морям, нередко устраивая бури, поднимает огромные волны, губит корабли.

Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 105.

А глубоко под землей правит другой брат Зевса – Аид. Здесь текут мрачные реки Стикс, Лета и Ахеронт.

Работа с иллюстрацией учебника на стр. 106.

Но лучше всего нам расскажет о подземном царстве жена Аида Персефона.

Выходит «богиня Персефона» и рассказывает о себе.

– Ребята, а почему Персефона такая печальная?

Ученики рассказывают миф о Деметре и Персефоне.

Вот мы с вами и познакомились с олимпийскими богами. Давайте выполним задание 3 на стр. 47 и задание 7 на стр. 49 в рабочей тетради. (В задании 3 учащимся предлагается написать имена богов и богинь, начинающиеся на букву «А»; в задании 7 приведены имена богов и их символы, учащиеся должны установить соответствие).

А вы, уважаемые боги и богини, пройдите по классу и посмотрите, правильно ли выполняют задания наши ученики.

Ученики, выступающие в роли богов и богинь, ходят по классу, осуществляя проверку правильности выполнения заданий. Учащиеся, выполнившие задания, осуществляют взаимопроверку с соседом по парте.

– Ребята, как вы думаете, почему в религии египтян не было бога грома и молний, бога моря?

– Это связано с разными природными условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте почти не бывает дождей, как в Греции, соответственно нет грома и молний, а Средиземное море не играло в их жизни особой роли: египтяне боялись ходить в море, за них это делали финикийцы. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы жизнь людей, зато много дождей, и греки были отличными мореплавателями, осваивали Средиземное море.

4. Закрепление изученного на уроке

– Ребята, как вы думаете, почему древние греки верили в существование олимпийских богов?

– Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь.

– Почему же сейчас люди не верят в существование олимпийских богов?

– Потому что современная наука может объяснить многие сложные явления природы.

– Объясните, почему ученые и мы с вами изучаем легенды и мифы древних греков?

– Потому что это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.

Детям раздаются карточки с заданиями, чтобы проверить уровень усвоения нового материала (карточки даны в приложении).

5. Итог урока

Домашнее задание

Ответить письменно (заполнить таблицу) на вопрос 3 на стр. 107 учебника: чему покровительствовал каждый из известных вам богов древних греков? Подготовить рассказ об одном-двух подвигах Геракла.

Выставление оценок.

Мария ЛОПАТИНА, учитель истории ГОУ СОШ с этнокультурным русским компонентом образования №141 города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте