Цели: развитие мышления эффективного внимания, осознанной памяти и эмоционально-чувственных качеств обучающихся. Задачи: познакомить с событиями и понятиями наименее известной войны, которую, избегая политизации, вела Россия; организовать самостоятельную работу учащихся с документами; сформировать личное отношение к войне, понимание необходимости деликатного подхода к национальным проблемам.
«Первое. Дагестан находился в покое, но появился , назвавшийся пророком, и возмутил народы, там обитающие. Второе. Возмущение Кази-муллы колеблет уже и чеченцев… Третье. Абхазцы были спокойны, а теперь до трех тысяч находится у них в сборе». «Мне кажется, что – это фанатик и варвар, с которым не только нам, но и Порте будет трудно установить какие бы то ни было удовлетворительные отношения. Его маиб в Черкесии – такой же». Иллюстрация с сайта: http://hist.ctl.cc.rsu.ru/don_nc/XVI-XIXbeg/Kavkaz_voina.htm
Литература:
Кавказская война: XIX век (неизвестные страницы), ж. «Родина» № 3-4/1994.
Я.А. Федоров. «Этническая история Северного Кавказа» – М., 1986.
Е.П. Алексеева «Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии» – М., 1971.
В.Б. Виноградов «Средняя Кубань: земляки и соседи». – Армавир, – 1995.
М.Ю. Лермонтов «Стихотворения». – М., «Художественная литература», 1984.
Ход урока
I. Вводно-мотивационный этап.
– Позвольте провести интервью:
1. Назовите даты начала и окончания Кавказской войны?
2. На какой территории проходили боевые действия? (Учащиеся показывают на карте).
3. Какие стороны были вовлечены в конфликт?
4. Каков характер войны?
5. Сказываются ли последствия войны сегодня?
6. Интересовала ли вас эта тема?
– Я расскажу вам об этой войне, ваша задача – выявить исходное противоречие темы урока.
Эта война длилась более 45 лет. Она началась, когда император Александр I собирался даровать России конституцию. Под пули горцев шли герои 1812 года во главе с самим Ермоловым.
Война продолжалась и когда декабристы готовили государственный переворот, и когда Николай I отправил часть заговорщиков в «теплую Сибирь» – в действующую Кавказскую армию.
Во времена Лермонтова она казалась уже привычной составной частью русской жизни – сам поэт написал очерк о кавказском офицере в качестве зарисовки из российской повседневности.
Фейерверкер 4-го класса Лев Толстой наводил свое орудие на непокорных чеченцев; в дни великого поста 1861 года по селам и деревням читали указ Александра II о том, что крепостное право в России отменяется навсегда, а война все шла.
Легче всего понять географические причины войны: три могучие империи – Россия, Турция и Персия – претендовали на владычество над Кавказом, бывшим издревле «воротами» из Азии в Европу.
В начале прошлого века Россия отстояла свои права на Грузию, Армению и Азербайджан в двух войнах с Персией (1804-1813 и 1826-1828 годов) и двух – с Турцией (1806-1812 и 1828-1829 годов). Народы Северо-Западного Кавказа как бы «автоматически» «отошли» к России. Однако горцы не были согласны с таким поворотом событий. Когда один из русских генералов попытался объяснить черкесам, что турецкий султан уступил Кавказ русскому царю в дар, слушавший его старик-горец показал на вспорхнувшую с дерева птичку и сказал: «Дарю тебе ее. Возьми, если можешь».
Дети формулируют учебное задание: почему война Российской империи с народами Северного Кавказа, стоящими на более низком уровне социально-экономического развития, длилась так долго, и что позволило России победить? Была ли война необходимой?
II. Самостоятельная деятельность по решению учебной задачи.
1. Рассказ учителя по логической цепочке (на доске), учащиеся переносят ее в тетради.
Несколько десятков кавказских племен жили во вражде ® они делились на мирные (признававшие власть Петербурга) и немирные (совершавшие набеги на русские гарнизоны) ® среди мусульман Кавказа существовал суфийский орден накшбандийа (посвященные), который отличался четкой внутренней организацией ® глава суфиев Кази-мулла стал имамом и образовал государство мюридов (последователей) ® объявил газават (войну против неверных) мусульманам-суннитам, князьям, муллам, не признававшим лиоридизм Ю Кавказская война – не война Кавказа с Россией, а война кавказских племен и государственных образований друг с другом и некоторых из них – с Россией.
2. Работа в группах с документами.
Учащиеся делятся на три (если класс небольшой) или шесть групп, получают тексты с документами.
Задание первой группе:
1. Ознакомившись с содержанием текста, определите основные направления реформ Шамиля.
2. Оцените степень их целесообразности.
3. Дайте рекомендации горцам по поводу их возможных действий.
Задание второй группе:
1. Ознакомившись с содержанием текста, определите характер изменения политики российского правительства на Кавказе.
2. Оцените степень эффективности, выскажите свои предложения.
Задание третьей группе:
1. Ознакомьтесь с текстом.
2. Какие еще факторы (не внутрироссийские) оказали влияние на ход войны?
3. Как изменилась ситуация на Северном Кавказе за годы войны?
«Кавказ – это огромная крепость, защищаемая полумиллионным гарнизоном. Надо штурмовать ее или овладеть траншеями».
А.П. Ермолов
«В возмездии – жизнь»; «Душа за душу и око – за око, и нос – за нос, и ухо – за ухо, и зуб – за зуб, и раны – отмщение».
Коран
«Шамхалу, дающему собою пример постоянной верности императору, способствовавшему нам всеми зависящими от него средствами, в награду за усердие высочайшим именем государя дал я в потомственное владение не менее двух с половиной тысячи семейств, что составляет, по крайней мере, 10 тысяч душ, и снабдил его грамотою».
«Я извещаю вас, что мусульманская вера истинная, а христианская – ложная. Постарайтесь быть настоящими мусульманами и не соединяйтесь с неверными. Не служите русским и удаляйтесь от них, сколько возможно, от чего и будет хорошо нам на том свете».
«Первое. Дагестан находился в покое, но появился Кази-мулла, назвавшийся пророком, и возмутил народы, там обитающие. Второе. Возмущение Кази-муллы колеблет уже и чеченцев… Третье. Абхазцы были спокойны, а теперь до трех тысяч находится у них в сборе».
Паскевич
«Я не могу не пожалеть вас в том, что вы забыли обязанность вашу по шариату, ибо шариат гласит, чтоб стараться возобновить веру, дать народу один только шариат, а вы действуете совершенно напротив, – за что к ответу вашему вы пострадаете от меня, в то время как я вскорости, с помощью Бога приду к вам и будете наказаны за невнимание к пользе веры и за обманчивость вашу на сем свете».
Шамиль
«Хулить войска, не доверять их храбрости и непоколебимой верности было бы с моей стороны неблагородно и безбожно; никогда не поверю, что старые кавказцы не остались тем, что 30 лет славы их сотворило, их надо беречь, вести; если не было удачи – виноваты мы, а не они. Даю я теперь тебе такие силы, каких Кавказ и во сне не видел. Ты должен проникнуть в горы, разгромить Шамиля везде, где тебе противостанет, все истреблять, что тебе будет противиться, но пощадить все, что покоряться будет без боя».
Николай I – Е.А. Головину
«Мне кажется, что Шамиль – это фанатик и варвар, с которым не только нам, но и Порте будет трудно установить какие бы то ни было удовлетворительные отношения. Его маиб в Черкесии – такой же».
Английский посол Дж. Каннинг
«Стремиться к разъединению их (горцев) всеми, зависящими от нас мерами… Тайные сношения, направленные ловко и осторожно и поддержанные деньгами, не останутся без выгодных для нас результатов. Продолжительное единодушие и согласие не свойственны горцам».
А.И. Чернышев – М.С. Воронцову
С 1846г. Воронцов приступил к планомерному продвижению в горные районы. Его солдаты прорубали просеки в лесах и постепенно кольцо осады вокруг имамата сужалось. При нем усилились тайные сношения с некоторыми горскими вождями. После Ермолова он первым стал широко и беззастенчиво использовать подкуп местных владетелей.
После окончания Крымской войны Барятинский перешел от оборонительных действий против Шамиля, в целом характерных для периода 1853-1855 гг., к наступательным. Одновременно князь налаживал отношения с бывшими сподвижниками Шамиля, заслужил своими действиями среди них большое уважение и вскоре сделался, по оценке современников, более популярной фигурой на Кавказе, чем сам имам.
В 1836-1837 гг. произошел широко известный инцидент с английской шхуной «Виксен», которая выгрузила на черноморском побережье большое количество соли, пороха и несколько пушек. Здесь она была обнаружена и задержана русским военным бригом «Аякс».
Реформы Шамиля:
1. Равенство всех мусульман перед Аллахом. Уничтожение 11 феодальных династий Дагестана.
2. Отмена ханских и бекских званий.
3. Ликвидация рабства и крепостного права на территории имамата.
4. Наделение горцев землей без всякого выкупа, освобождение от налогов.
5. Вынужденное введение государственной подати с целью получения средств на ведение войны.
6. Строгая дисциплина в армии, за измену и шпионаж – смертная казнь.
7. Запрещены на время войны танцы, курение и нюханье табака, употребление вина.
8. Улучшение положения женщины-горянки.
9. Запрет обычая кровной мести.
10. Создание опорных пунктов и оборонительных ярусов, непрерывные набеги и стычки.
11. Организована «летучая почта».
12. Налажено производство пороха, холодного оружия.
13. Отливка орудий и производство лафетов в горах силами русских пленных.
3. Презентация работы группами.
(Обсуждение, аргументация)
– Определите 3-5 важнейших причин успехов Шамиля.
– Какие другие источники помогли бы продолжить исследование истории Кавказской войны?
4. Представление компьютерного слайд-проекта «Кавказская война», подготовленного учащимися о частях в составе российской армии, сформированных из местных жителей;
– о последнем бое у аулов Ведено и пленении Шамиля;
– о цене победы.
5. Отражение Кавказской войны в русской культуре.
Учащийся читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Валерик» (отрывок):
«Нам был обещан бой жестокий…»
– Каково отношение к войне Михаила Юрьевича, очевидца и участника войны?
III. Контроль и коррекция знаний.
Проверка словаря урока (на слайде) – имам, мюрид, джихад, газават, абрек, адаты, гяур, суфизм.
Учитель поясняет неизвестные.
– Что позволило России победить? Нельзя ли было приблизить победу?
– Изменились ли ваши взгляды на проблему в процессе работы на уроке? Как именно?
– Что из узнанного на уроке показалось важным? Интересным?
IV. Домашнее задание: заполнить таблицу «Этапы Кавказской войны».
Руженна Гардымова, учитель истории, учитель года Кубани-2004
Комментарии