search
main
Топ 10
Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков «Будущее Отечества в руках Учителя»: принимаются заявки на профессиональный конкурс педагогических практик Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий Победителя профессионального педагогического конкурса объявили в Алтайском крае Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Главное - не перегибать: финалист «Учитель года-2022» о своем назначении директором и переменах в жизни «Не верю!»: о системе Станиславского, его биографии и театре школьники узнают на «Разговорах о важном» В Роструде назвали самые дефицитные специальности учителей-предметников Не стоит принимать сиюминутные решения: Сергей Кравцов высказался о возможной отмене ЕГЭ Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Приемная кампания 2023: какие даты нужно знать абитуриентам колледжей Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Горный университет Санкт-Петербурга вошел в тройку лучших в мире вузов данного направления Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР Первые группы белгородских школьников отправились в путешествия по региону Чернышенко пояснил, почему России важно обучение иностранных студентов В Челябинской области проведут психологическое тестирование педагогов Год счастливого детства стартовал в Чувашии В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах
0

Урок биологии в 7 классе на тему «Размножение и развитие насекомых».

УМК «Биология. 5-9 классы» Н.И.Сонина и др.

Цель – создание условий для:

– формирования основных понятий об особенностях размножения и развития насекомых;

– заинтересованности в учении, развития творческой активности, развития аналитического мышления, навыков извлечения учебной информации на основе сопоставительного анализа материала учебника, дополнительной литературы,  умений перевода информации из одной знаковой системы в другую (текстовой информации в схему);

– формирования основ экологической культуры, опыта равноправного сотрудничества учителя и ученика в процессе обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Задачи:

– выявить в процессе групповой познавательной деятельности содержание ключевых понятий темы;

– совершенствовать умение работать с различными источниками информации, анализировать и делать выводы в процессе работы с текстом,

– продолжить формирование навыков коллективной работы; способствовать развитию познавательного интереса к предмету и окружающему миру.

Планируемые результаты:

– личностные: осознание ценностей биологического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

– метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

– предметные: знать особенности организации насекомых, связанных с функцией размножения, познакомиться с типами постэмбрионального развития насекомых.

Универсальные учебные действия:

– личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира,

– регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему,

– познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия,

– коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Вид урока: урок открытия нового знания.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, дополнительная литература, маркеры, ватман, раздаточный материал, технологические карты, коллекции насекомых.

Этапы урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Мотивация, создание проблемной ситуации.

«Открытие» нового знания.

Первичное закрепление.

Включение знаний в систему.

Результат урока.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Ход урока:

1.   Организационный момент.

Эпиграф на доске: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» (Я.А.Коменский).

Учитель: Как вы понимаете слова Я.А.Коменского? Сегодня мы попытаемся сделать этот  день счастливым.

2.  Актуализация знаний

Учитель: Посмотрите, что же произошло с котом Леопольдом? Какая метаморфоза с ним произошла?

Что такое метаморфоз? (Мозговой штурм). Чтобы убедиться в правильности наших гипотез, давайте обратимся к различным словарям. Как трактуется данное понятие в разных словарях? (Работа со словарями).

Попытаемся дать общее определение. Метаморфоз – это глубокая перестройка  внутреннего и внешнего строения организма на протяжении его жизни.

3. Мотивация, создание проблемной ситуации.

Учитель: А сейчас мне хочется показать вам один из прекрасных метаморфозов. (Демонстрация видео «Рождение бабочки»).

С какими свойствами живого связан этот метаморфоз? (Размножение и развитие). А какое животное было показано? К какому классу оно относится? (Класс насекомые). Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь (Определение темы).

Тема урока: Размножение и развитие насекомых.

Учитель: А как вы думаете, все ли насекомые развиваются одинаково? (Целеполагание)

Цель: выяснить, как происходит развитие различных насекомых.

Определение форм работы: на доске перечислены формы работы (групповая, индивидуальная, дополнительная  литература, учебник).

Учащиеся определяют формы работы на уроке

Учитель: Чтобы достичь результата, мы сегодня…. (поработаем в группе, будем работать с учебником, дополнительной литературой и т.д.)

4.                  «Открытие» нового знания

Организация групповой работы (Приложение 1).

1 группа: Особенности размножения насекомых

Каково строение половой системы насекомых. По наличию органов размножения насекомые (раздельнополые или гермафродиты) –

Тип оплодотворения  –

Характерен ли для насекомых половой диморфизм?

Класс «Насекомые»: половая система.

Насекомые раздельнополы и нередко обладают резко выраженным половым диморфизмом. Половой диморфизм – это внешние отличия самцов и самок одного вида. Он сказывается в меньшей величине самца (у многих бабочек) или в совершенно иной расцветке обоих полов (например, у самца бабочки голубянки-икара крылья голубые, а у самки – тёмно-бурые), или же в еще более существенных признаках. Так, например, у самцов появляются на теле различные придатки (рог жука – носорога) или же некоторые органы получают у самцов более сильное развитие, чем у самок (громадные жвалы жука – оленя, более длинные усики дровосеков). Иногда только самцы крылаты, тогда как у самок крылья редуцируются или вовсе исчезают (некоторые пяденицы, бабочки – мешочницы).

2 группа. Развитие насекомых с полным превращением

Изучите материал учебника. Какие стадии проходит насекомое при развитии с полным превращением?

Какие изменения происходят на каждой стадии? (Среда обитания, ротовой аппарат, внешнее строение, подвижность).

Составьте схему,  иллюстрирующую данный тип развития.

В чем заключаются метаморфозы у насекомых при развитии с полным превращением?

Группа 3. Развитие с неполным превращением

Изучите материал учебника. Какие стадии проходит насекомое при развитии без метаморфоза?

В чем заключаются метаморфозы у насекомых при развитии с неполным превращением?

Группа 4. Отряды насекомых, развивающихся с полным метаморфозом  и с неполным превращением (Приложение 2).

Прочтите материал таблицы. Укажите,  какие отряды насекомых и представителей отрядов развиваются с полным превращением и с неполным превращением.

Составьте схему, иллюстрирующую ваши выводы.

Афиширование результатов работы.

Каждая группа представляет результаты своей работы, учащиеся фиксируют полученные знания в технологической карте урока (Приложение 3). На доске формируется общий кластер «Развитие насекомых».

Вывод: развитие насекомых может происходить с полным превращением и с неполным превращением. Метаморфозы при развитии с полным превращением наблюдаются в строении, образе жизни, типе питания, среде обитания. При развитии с неполным превращением изменения связаны с ростовыми процессами.

5. Первичное закрепление.

Работа с тестом «Закончи предложение» (Приложение 3)

Закончи предложение:

Процесс  глубокой перестройки  внутреннего и внешнего строения организма на протяжении его жизни называют метаморфоз.

Взрослая особь насекомых называется имаго.

Развитие включающая три стадии развития (яйцо, личинка, имаго)  называют развитие с неполным превращением.

Развитие включающая четыре стадии развития (яйцо, личинка, куколка, имаго) называют развитие с полным превращением.

Учитель организует самопроверку, учащиеся сравнивают свои ответы с эталоном. Зеленые карточки поднимают учащиеся, не допустившие ошибок, красные – если ошибки были допущены.

6. Включение «нового знания» в систему знаний.

Учитель: Обратите внимание на  коллекции, после минутного обсуждения, определите тип развития насекомых, докажите верность своего высказывания. Прием ПОПС (Приложение 5).

Краткое выступление в соответствии с ПОПС – формулой, которая состоит из четырех элементов:

П – позиция (в чем заключается точка зрения) я (мы) считаю(ем), что … О – обоснование (довод в поддержку позиции) … потому, что … П – пример (факты, иллюстрирующие довод) … например … С – следствие (вывод) … поэтому …

7. Вывод по уроку.

Развитие насекомых происходит по-разному. В зависимости от числа стадий развития, у подавляющего большинства насекомых различают два основных типа метаморфоза: неполное и полное превращение. По этим двум типам превращения крылатые насекомые разделяются на две большие группы — насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением. Следовательно, основная черта биологии насекомых — способ метаморфоза — явилась важнейшим критерием в их классификации.

8. Рефлексия.

Давайте вновь вернемся к эпиграфу нашего урока.

Можно ли данный день считать счастливым?

Что вы прибавили к своему образованию?

Какие новые факты вы узнали?

9. Домашнее задание: стр. 164-166. Составить сравнительную характеристику различных форм развития насекомых. Какая из форм  развития является эволюционно более выгодной и почему?

Наталья Булычева, учитель биологии Майминской средней школы № 2 Республика Алтай

В прикрепленном файле – приложения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте