УМК «Биология. 5-9 классы» Н.И.Сонина и др.
Цель – создание условий для:
– формирования основных понятий об особенностях размножения и развития насекомых;
– заинтересованности в учении, развития творческой активности, развития аналитического мышления, навыков извлечения учебной информации на основе сопоставительного анализа материала учебника, дополнительной литературы, умений перевода информации из одной знаковой системы в другую (текстовой информации в схему);
– формирования основ экологической культуры, опыта равноправного сотрудничества учителя и ученика в процессе обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.
Задачи:
– выявить в процессе групповой познавательной деятельности содержание ключевых понятий темы;
– совершенствовать умение работать с различными источниками информации, анализировать и делать выводы в процессе работы с текстом,
– продолжить формирование навыков коллективной работы; способствовать развитию познавательного интереса к предмету и окружающему миру.
Планируемые результаты:
– личностные: осознание ценностей биологического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
– метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
– предметные: знать особенности организации насекомых, связанных с функцией размножения, познакомиться с типами постэмбрионального развития насекомых.
Универсальные учебные действия:
– личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира,
– регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему,
– познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия,
– коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Вид урока: урок открытия нового знания.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, дополнительная литература, маркеры, ватман, раздаточный материал, технологические карты, коллекции насекомых.
Этапы урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Мотивация, создание проблемной ситуации.
«Открытие» нового знания.
Первичное закрепление.
Включение знаний в систему.
Результат урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Эпиграф на доске: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» (Я.А.Коменский).
Учитель: Как вы понимаете слова Я.А.Коменского? Сегодня мы попытаемся сделать этот день счастливым.
2. Актуализация знаний
Учитель: Посмотрите, что же произошло с котом Леопольдом? Какая метаморфоза с ним произошла?
Что такое метаморфоз? (Мозговой штурм). Чтобы убедиться в правильности наших гипотез, давайте обратимся к различным словарям. Как трактуется данное понятие в разных словарях? (Работа со словарями).
Попытаемся дать общее определение. Метаморфоз – это глубокая перестройка внутреннего и внешнего строения организма на протяжении его жизни.
3. Мотивация, создание проблемной ситуации.
Учитель: А сейчас мне хочется показать вам один из прекрасных метаморфозов. (Демонстрация видео «Рождение бабочки»).
С какими свойствами живого связан этот метаморфоз? (Размножение и развитие). А какое животное было показано? К какому классу оно относится? (Класс насекомые). Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь (Определение темы).
Тема урока: Размножение и развитие насекомых.
Учитель: А как вы думаете, все ли насекомые развиваются одинаково? (Целеполагание)
Цель: выяснить, как происходит развитие различных насекомых.
Определение форм работы: на доске перечислены формы работы (групповая, индивидуальная, дополнительная литература, учебник).
Учащиеся определяют формы работы на уроке
Учитель: Чтобы достичь результата, мы сегодня…. (поработаем в группе, будем работать с учебником, дополнительной литературой и т.д.)
4. «Открытие» нового знания
Организация групповой работы (Приложение 1).
1 группа: Особенности размножения насекомых
Каково строение половой системы насекомых. По наличию органов размножения насекомые (раздельнополые или гермафродиты) –
Тип оплодотворения –
Характерен ли для насекомых половой диморфизм?
Класс «Насекомые»: половая система.
Насекомые раздельнополы и нередко обладают резко выраженным половым диморфизмом. Половой диморфизм – это внешние отличия самцов и самок одного вида. Он сказывается в меньшей величине самца (у многих бабочек) или в совершенно иной расцветке обоих полов (например, у самца бабочки голубянки-икара крылья голубые, а у самки – тёмно-бурые), или же в еще более существенных признаках. Так, например, у самцов появляются на теле различные придатки (рог жука – носорога) или же некоторые органы получают у самцов более сильное развитие, чем у самок (громадные жвалы жука – оленя, более длинные усики дровосеков). Иногда только самцы крылаты, тогда как у самок крылья редуцируются или вовсе исчезают (некоторые пяденицы, бабочки – мешочницы).
2 группа. Развитие насекомых с полным превращением
Изучите материал учебника. Какие стадии проходит насекомое при развитии с полным превращением?
Какие изменения происходят на каждой стадии? (Среда обитания, ротовой аппарат, внешнее строение, подвижность).
Составьте схему, иллюстрирующую данный тип развития.
В чем заключаются метаморфозы у насекомых при развитии с полным превращением?
Группа 3. Развитие с неполным превращением
Изучите материал учебника. Какие стадии проходит насекомое при развитии без метаморфоза?
В чем заключаются метаморфозы у насекомых при развитии с неполным превращением?
Группа 4. Отряды насекомых, развивающихся с полным метаморфозом и с неполным превращением (Приложение 2).
Прочтите материал таблицы. Укажите, какие отряды насекомых и представителей отрядов развиваются с полным превращением и с неполным превращением.
Составьте схему, иллюстрирующую ваши выводы.
Афиширование результатов работы.
Каждая группа представляет результаты своей работы, учащиеся фиксируют полученные знания в технологической карте урока (Приложение 3). На доске формируется общий кластер «Развитие насекомых».
Вывод: развитие насекомых может происходить с полным превращением и с неполным превращением. Метаморфозы при развитии с полным превращением наблюдаются в строении, образе жизни, типе питания, среде обитания. При развитии с неполным превращением изменения связаны с ростовыми процессами.
5. Первичное закрепление.
Работа с тестом «Закончи предложение» (Приложение 3)
Закончи предложение:
Процесс глубокой перестройки внутреннего и внешнего строения организма на протяжении его жизни называют метаморфоз.
Взрослая особь насекомых называется имаго.
Развитие включающая три стадии развития (яйцо, личинка, имаго) называют развитие с неполным превращением.
Развитие включающая четыре стадии развития (яйцо, личинка, куколка, имаго) называют развитие с полным превращением.
Учитель организует самопроверку, учащиеся сравнивают свои ответы с эталоном. Зеленые карточки поднимают учащиеся, не допустившие ошибок, красные – если ошибки были допущены.
6. Включение «нового знания» в систему знаний.
Учитель: Обратите внимание на коллекции, после минутного обсуждения, определите тип развития насекомых, докажите верность своего высказывания. Прием ПОПС (Приложение 5).
Краткое выступление в соответствии с ПОПС – формулой, которая состоит из четырех элементов:
П – позиция (в чем заключается точка зрения) я (мы) считаю(ем), что … О – обоснование (довод в поддержку позиции) … потому, что … П – пример (факты, иллюстрирующие довод) … например … С – следствие (вывод) … поэтому …
7. Вывод по уроку.
Развитие насекомых происходит по-разному. В зависимости от числа стадий развития, у подавляющего большинства насекомых различают два основных типа метаморфоза: неполное и полное превращение. По этим двум типам превращения крылатые насекомые разделяются на две большие группы — насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением. Следовательно, основная черта биологии насекомых — способ метаморфоза — явилась важнейшим критерием в их классификации.
8. Рефлексия.
Давайте вновь вернемся к эпиграфу нашего урока.
Можно ли данный день считать счастливым?
Что вы прибавили к своему образованию?
Какие новые факты вы узнали?
9. Домашнее задание: стр. 164-166. Составить сравнительную характеристику различных форм развития насекомых. Какая из форм развития является эволюционно более выгодной и почему?
Наталья Булычева, учитель биологии Майминской средней школы № 2 Республика Алтай
В прикрепленном файле – приложения.
Комментарии