search
main
0

Урок биологи в 8 классе на тему «Пищеварение в тонком и толстом кишечнике. Печень и её функции».

Цели урока: рассмотреть строение и функции тонкого и толстого кишечника, выяснить значение печени в организме.

Задачи 1) образовательные: формировать знания о внутреннем строении тонкого и толстого отделов  кишечника, их функциональной деятельности; о строении, функциях печени и её значении;

2) развивающие: развивать умения самостоятельно работать с учебником, находить необходимую информацию, анализировать ее: сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы;

3) воспитательные: формировать научное мировоззрение.

Тип урока: формирование знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Методы урока: проблемный и частично-поисковый, демонстрация, самостоятельная работа с учебником, справочной  и дополнительной литературой, интерактивные методы: упражнение, тест, работа с таблицей.

Оборудование: таблица «Строение органов пищеварения», рельефная таблица «Строение ворсинки», мультимедийный проектор, экран, CD мультимедийное пособие по биологии  для 5-9 классов, издательство «Дрофа».

Учебник: Д.В. Колесов, и др. Биология, 8 кл., М, Дрофа, (линия Пасечника).

Ход урока

I.                  Организация начала урока (определение темы и целей урока, постановка проблемных вопросов).

Учитель: Древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет: «Мы живем не для того, чтобы есть, а для того, чтобы жить». Как вы понимаете слова Сократа?

Ответы учеников.

Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с пищеварительной системой человека, выяснили, что пища, продвигаясь по пищеварительному тракту, постепенно перерабатывается разными отделами ЖКТ до простых веществ, необходимых для получения энергии. Назовите и покажите основные отделы пищеварительной системы человека.

Обучающийся показывает и называет отделы ЖКТ по таблице у доски.

Учитель: Мы узнали, что происходит с пищей в ротовой полости, желудке и двенадцатиперстной кишке. Можем ли мы говорить, что окончательное пищеварение  закончилось в этих отделах? (Нет.)

Проблемный вопрос: Что происходит с пищей после переваривания ее в желудке и двенадцатиперстной кишке?

Ученики: Пища поступает в кишечник.

Учитель: Ребята, что же нам сегодня необходимо узнать на уроке?

Ученики: Как происходит пищеварение в кишечнике.

Учитель: Итак, мы должны рассмотреть строение и функциональную деятельность тонкого и толстого кишечника, печени и её функции (Тема и цели появляются на экране)

II. Актуализация ранее изученного материала:

Учитель: Для того, чтобы ответить на проблемные вопросы, необходимо вспомнить ранее изученный материал. Сегодня на уроке присутствует эксперт – младший научный сотрудник Академии биологических наук (на эту роль заранее приглашается ученик или ученица), который проведет экспертную оценку ваших знаний по теме.

1.   Опрос учащихся

1 вопрос:  что происходит с пищей в ротовой полости?

Дополнительные вопросы:

– какая среда в ротовой полости?

– какие железы открываются в ротовую полость?

– что начинает перевариваться уже во рту, и до каких веществ?

Эксперт: какой фермент способствует пищеварению в ротовой полости?

Отвечает один из учащихся, остальные помогают, эксперт задает дополнительные вопросы и комментирует ответы учащихся.

2 вопрос: какую функцию выполняет пищевод?

– каково его строение?

– куда пища попадает из пищевода?

3 вопрос:  как устроен желудок и где он находится в организме?

– какая среда в желудке и почему?

– какова роль соляной кислоты в желудке?

– какие изменения происходят с пищей в желудке?

Эксперт: при каких условиях действуют ферменты желудочного сока, расщепляющие белки? До каких веществ расщепляются белки?

4 вопрос: назовите начальную часть тонкой кишки (12-ти перстная кишка 27-30 см.)

– какие протоки открываются в 12-ти перстную кишку?

– какая среда в кишечнике?

– что такое желчь?

Эксперт: какова роль желчи в пищеварении?

2.   Закрепление (заполнение таблицы, взаимоконтроль)

Учитель: Эксперт предлагает вам заполнить таблицу, используя полученные знания.

Таблица 1

Названия отделов ЖКТ

Функции

Среда

Конечные вещества

3.

4.

5.

Выберите правильные варианты ответов и расположите ответы по порядку

A.    12-ти перстная кишка

B.     Ротовая полость

C.    Пищевод

D.    Желудок

A.    Механическая обработка

B.     Переваривание углеводов продолжается, начало расщепления белков

C.    Проводящая

D.    Склеивание

E.     Обеззараживание

F.     Начало переваривания углеводов

G.    Смачивание

H.    Переваривание углеводов, белков, начало расщепления жиров

A.    Слабощелочная

B.     Кислая

A.    Фермент амилаза расщепляет углеводы до глюкозы и моносахаров

B.     Фермент пепсин расщепляет белки до аминокислот

C.    Фермент трипсин расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот

Как только учащиеся выполнят задание, учитель предлагает работу в парах для взаимоконтроля, правильные ответы высвечиваются на экране, затем эксперт и учитель подводят итог.

III. Изучение нового материала:

Учитель: Продолжаем исследовать работу пищеварительной системы. Выясним функции печени в процессе пищеварения. Внимание на экран!

1.      Видеоклип «Кишечник, печень, поджелудочная железа»

2.      Видеоклип «Печень»

3.      Самостоятельная работа с учебником, стр. 172 (устно).

Заполнить дома: Определение функций печени (выполнение заданий на соотнесение).

Таблица 2

Функции печени

Описание функций

защитная

перевод глюкозы в животный крахмал – гликоген, накопление витаминов и гликогена

запасающая

обезвреживание вредных и ядовитых веществ

депо крови

образует желчь

образующая

образование протромбина и фибриногена

регулирующая

отбираются нужные организму вещества, а остальные, теряя аммиак, превращаются в углеводы и жиры

обмен веществ

ядовитые соли аммония в печени преобразуются в мочевину, менее ядовитую, чем сами соли и выводятся из организма вместе с мочой

синтез веществ, участвующих в свертывании крови

здесь разрушаются  клетки крови эритроциты, а гемоглобин используется для выработки желчи

Учитель: Теперь мы знаем, какую роль выполняет печень в нашем организме. Рассмотрим строение и функции тонкого и толстого отделов кишечника.

Видеоклипы «

Строение и функции тонкого кишечника

», «Процессы, происходящие в тонком кишечнике», «Всасывание».

Вопросы для закрепления:

Какие этапы выделяют в процессе пищеварения в тонкой кишке? (Полостное и  пристеночное пищеварение)

Какие образования, выступающие в просвет слизистой оболочки тонкой кишки, увеличивают ее поверхность соприкосновения с пищей? (Ворсинки) Укажите их расположение на рельефной таблице «Ворсинка кишечная с сосудом».

Каково строение кишечной ворсинки? (Однослойный эпителий)

Какое значение для пищеварения имеют кишечные ворсинки? (Всасывание)

5.      Видеоклипы «Строение и функции толстого кишечника», «Процессы, происходящие в толстом кишечнике».

Где расположен толстый кишечник? Укажите его месторасположение в организме человека, используя рельефную таблицу «Пищеварительный тракт».

Какие вещества всасываются в толстой кишке? (Вода)

Что такое аппендикс и аппендицит?

6.      Самостоятельная работа с учебником – стр. 173, заполнение таблицы в рабочей тетради, стр. 57.

Учитель: Самостоятельно изучив материал учебника на стр. 173, заполните таблицу в рабочей тетради на стр. 57:

– Назовите признаки заболевания.

– Как оказать первую медицинскую помощь при аппендиците? (устно)

IV. Закрепление изученного материала.

Выполнение интерактивного тестирования по теме «Пищеварение» на мультимедийном диске.

V. Подведение итогов. (Оценка ответов учащихся).

VI. Домашнее задание: § 33.

ОТВЕТЫ:

B Ротовая полость

1. A  Механическая обработка

2. G  Смачивание

3. D  Склеивание

4. E  Обеззараживание

5. F  Начало переваривания углеводов

A Слабощелочная

A Фермент амилаза расщепляет углеводы до глюкозы и моносахаров

C Пищевод

1.C  Проводящая

D Желудок

1. B  Переваривание углеводов продолжается, начало расщепления белков

2.E  Обеззараживание

B Кислая

B Фермент пепсин расщепляет белки до аминокислот

A 12-ти перстная кишка

1.H  Переваривание углеводов, белков, начало расщепления жиров

C Фермент трипсин расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот

Таблица 2 ответы – в прикрепленном файле.

Надежда  Цыганкова, учитель биологии средней школы №7 города Шахты Ростовской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте