search
main
0

Уральские Гауди. О среднем архитектурном образовании и третьем уроке физкультуры

120-я гимназия известна в Екатеринбурге тем, что здесь растят будущих архитекторов. Выстроена система художественного воспитания, в старших параллелях действует единственный в городе архитектурный класс (речь не идет о специализированных художественных школах). Галина БОСТАШВИЛИ возглавляет коллектив гимназии уже 20 лет. Сегодня «Учительская газета» беседует с ней о создании среды для талантливых детей.

– Галина Григорьевна, как сложилось, что гимназия получила такое редкое – архитектурное – направление?- В начале 90-х в школу пришли интересные люди, не классические педагоги, а преподаватели архитектурного института. У них присутствовал свой взгляд на образование, его цели, методы работы с детьми. На старте ставка была сделана на кружковую работу: ребята, у которых выявились художественные способности, активно занимались после уроков. И уже к 1993 году сформировался архитектурный профиль. Сейчас в начальной школе есть и кружковые занятия по разным направлениям изобразительного искусства, и предметы, вписанные в учебный план. На днях, подходя к своему кабинету, я рассматривала экспозицию «Живой мир в графике» учеников пятых-седьмых классов. Удивилась, что ребята уже делают такие зрелые вещи.Параллели восьмых и девятых классов – предпрофильные, за эти годы учащиеся должны решить, в каких классах будут заниматься на финишной прямой: в архитектурно-художественном, гуманитарном либо математическом. В это время в программе появляются такие предметы, как «Основы художественной деятельности», «Творчество и выражение», «Техническая и проектная графика». В десятом и одиннадцатом классах архитектурной специализации появляется предмет «Рисунок, живопись и композиция», который сдается при поступлении в вуз. Между гимназией и Уральской архитектурно-художественной академией (УГАХА) существуют давние связи, вуз считает 120-ю гимназию своей базовой школой. Участвуем в совместных проектах, конференциях. Наши педагоги тесно взаимодействуют с преподавателями академии, знают требования для поступления в вуз. Практически 100% ребят, окончивших архитектурный класс, подают документы в УГАХА, на строительный факультет УрФУ. Большинство поступают на бюджетной основе.- Существует ли специальный отбор при поступлении в гимназию?- Конечно, к нам стремятся определить детей те родители, которые замечают у своих чад художественные способности. Но здесь возникает одно «но». «Мой ребенок так любит рисовать!» – восхищаются мамы и папы, считая это достаточным условием для поступления к нам. В пять-шесть лет с удовольствием рисуют почти все дети. Это естественный этап развития. А вот когда наступает время серьезной работы, желание у некоторых пропадает. В раннем возрасте проблематично установить точно и навсегда будущие профессиональные склонности.- Галина Григорьевна, было время, когда директора школ первой строкой упоминали хозяйственные заботы. Сейчас острота хозяйственных проблем снизилась?- Острота, быть может, и снизилась, но актуальность сохранилась. А поскольку финансирование недостаточное, приходится крутиться. У нас имеются внебюджетные средства. Во-первых, это платные услуги: ряд кружков, дополнительные занятия иностранным языком, школа раннего развития, которая пользуется большим спросом в районе. Во-вторых, создан родительский фонд со своим счетом. Это позволяет содержать охрану и клининговую компанию. Большое количество средств уходит на обслуживание техники. Современной техникой нас обеспечили, но денег на ее содержание не выделили, а только компьютеров в школе 80 штук, плюс интерактивные доски, проекторы и т. д. На бюджетные средства недавно отремонтировали крышу. В прошлом году в начале декабря нам выделили деньги на ремонт спортивного зала. Что это было при трех уроках физкультуры в большой школе, где количество учеников стремится к тысяче! Вообще этот пресловутый третий урок превратился во многом в фикцию. Дети занимаются в классной комнате, изучают теорию вместо практики. Уральский климат непредсказуем, уроки на улице часто срываются по воле погоды. Я считаю, было бы честно третий урок физкультуры отменить или оставить лишь в школах, где имеются соответствующие условия.- Все больше образовательных учреждений Екатеринбурга переходит на автономную форму хозяйствования…- У нас на повестке дня «автономия» не стоит. Возможно, пока. Есть некоторые опасения в отношении автономной формы существования. Например, зданию гимназии 37 лет, капитальный ремонт не проводился, хотя и должен был, содержать его самостоятельно проблематично. Но проявляются и плюсы – возможность самим распоряжаться своими деньгами. Вообще хочу сказать, что при всей неоспоримой важности материальной составляющей процесса образования связь между результатом и деньгами не всегда прямая. Когда я работала в Министерстве образования Свердловской области, довелось поездить по глубинке. До сих пор помню маленькую поселковую школу: сами носят воду, сами топят, туалет на улице, нам гордо сообщили, что, как и положено, за 50 метров от здания (а было морозно). Но меня поразило то, что у сотрудников горят глаза. И детям в этой школе комфортно. Это еще одно подтверждение того, что многое в нашей жизни зависит от людей.- Галина Григорьевна, вы по образованию учитель истории. Историк – это человек, который чувствует время. Как вы оцениваете сегодняшний момент в жизни российской школы?- Интересный период сложился в конце 80-х и в 90-е годы : можно было экспериментировать, придумывать, немало любопытных инициатив стартовало именно тогда. Потом наступил естественный момент стабилизации, а то и закручивания гаек. Сейчас же складывается, по-моему, странная, нелогичная ситуация. Те, кто наверху, считают, что знают положение дел в образовании лучше, чем те, кто занят в реальном процессе. Взят курс на западную школу: верно ли это?Я думаю, школе нужно больше доверять. Сегодня все слишком регламентированно, а когда школа зажата, она не развивается так, как могла бы. Необходимость контроля, конечно, никто не отменял – но в меру, доля свободы должна присутствовать – для движения вперед.- Часто приходится слышать, что дети изменились… А как они изменились, по вашему мнению?- И взрослые сейчас не такие, как 20 лет назад, и дети другие. Нынешние в чем-то свободнее, в них меньше условностей, в том числе и связанных с нормами поведения: не всегда поздороваются, дорогу уступят. Но внутренне они более раскованны и естественны. Они раньше взрослеют и, конечно, больше знают. В нашей гимназии дети очень хорошие и очень красивые. Это действительно так! У школы существуют давние связи с детской филармонией, раз в месяц артисты дают выступление и после говорят нам: «У ваших детей особенные лица». Все-таки искусство облагораживающе действует на человека, мы наблюдаем это воочию. Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте