Указом президента с 30 октября по 7 ноября в России объявлены нерабочие дни. Министерство просвещения РФ рекомендовало регионам в эти даты отправить школьников на каникулы. В случае крайней необходимости министерство предлагает организовать работу дежурных групп для начальной школы со строгим соблюдением санитарно-эпидемиологических правил.
Скажутся ли каникулы на освоении обязательной программы? Об этом размышляют наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– В период нерабочих дней, объявленных из-за коронавируса, школам рекомендовано уйти на каникулы, которые у многих и так начались бы в конце октября. Даже в регионах, где каникулы начнутся раньше 30 октября, отставание не будет очень существенным. В школах многократно отработана схема компенсации выпавших учебных дней. Скажется ли это в итоге на освоении программы, зависит от многих факторов. Главный из них – перейдет ли режим каникул в режим дистанционного обучения по эпидемиологическим показаниям. Не все ребята сразу смогут перестроиться и включиться в учебу удаленно. Как показал опрос ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» в 2020 году, заставить себя выполнять задания оказалось очень сложно для каждого третьего ребенка, а каждый пятый воспринял дистанционное обучение как продолжение каникул.
В том, что школы справятся с этой ситуацией, сомневаться не приходится. Но мы все надеемся, что для снижения роста заболеваемости будет достаточно уже объявленных ограничений, и 8 ноября двери школ снова откроются. Учителя и администрация, к сожалению, второй год находятся в режиме непрерывной коррекции результатов. Это не может не сказываться на общем росте нервозности: некоторые школы планируют проводить тайные дистанционные уроки. Хочется напомнить, что каникулы – это профилактика утомляемости. А силы и концентрацию лучше сохранить до начала полноценного обучения.
Елена БАЧЕВА, отличник народного просвещения, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:
– И да, и нет. Неделя – срок небольшой. Даже при обычном режиме работы школы на это время мог заболеть и учитель, и ученик. Но благодаря мастерству педагога и желанию ученика пробелы в знаниях ликвидируются.
Качество образовательного процесса, на мой взгляд, практически не страдает, если дети любят предмет. А любят они предмет тогда, когда его ведет любимый учитель. А тот в свою очередь любит свое дело и детей. Как профессионал, он и программу грамотно подредактирует, и для успешного усвоения материала урока выберет нужные приемы и методы.
Правда, и у любимого учителя может пострадать качество, если его нагрузка более 40 часов в неделю. Силы душевные, как и физические, не бесконечны.
Евгений ДРЕВАЛЬ, учитель немецкого языка, русского языка и литературы школы №75, Воронеж:
– Действительно, в скором времени школьников ожидает длительный перерыв в учебе. Где-то каникулы начнутся с 30 октября, а в некоторых регионах, например в Воронежской области, они начались раньше – с 25 октября.
Стоит ли ожидать серьезных пробелов в знаниях детей за одну-две недели без уроков, даже дистанционных? Уверен, что ничего критичного за это время не произойдет. Программу начального и среднего звеньев можно легко скорректировать путем интенсификации материала и снижения количества проверочных работ, сэкономив часы для уроков по непройденным темам.
Выпускные классы тоже не пострадают. Ведь количество часов на важные для получения аттестата предметы настолько ничтожно, что даже за две недели вынужденных каникул пропадет всего лишь четыре урока русского языка. На мой взгляд, есть более актуальный вопрос: что будет с качеством знаний обучающихся, если после каникул дети вернутся не в школу, а на дистант, к которому все еще есть масса вопросов как у родителей, так и у педагогов?
Татьяна ЖИТНИКОВА, учитель начальных классов школы №1 пос. Шуя, Карелия:
– Всеобщие нерабочие дни для многих школьников Карелии совпадают с плановыми каникулами. Очень надеемся, что после них мы вернемся в школы. Любое дистанционное обучение в начальных классах, на мой взгляд, плохо сказывается на усвоении материала. Материальный уровень семей очень разный, не все пока имеют в нашем поселке доступный безлимитный Интернет. Не в каждой семье ученик начальных классов может без помощи родителей подключиться к предложенной учителем образовательной платформе в определенное время, чтобы послушать объяснение нового материала. Многие родители с утра до вечера на работе и не могут обеспечить доступ к Интернету своему ребенку.
Некоторые мамы и папы принципиально не принимают дистанционное обучение и даже борются с ним. Поэтому часть детей остаются на самообучении, а не на дистанционном. Сами себя научить могут единицы. Остальных детей в лучшем случае будут обучать родители, а в худшем – никакого обучения не будет. Эти дети не освоят программу в полном объеме, если дистант будет продолжительное время.
Руслан ХУЗИН, учитель физики и информатики Криулинской средней общеобразовательной школы, Свердловская область:
– Если в двух словах, то нет. Во-первых, во многих регионах в этот период будут плановые каникулы. Например, наши школьники будут отдыхать с 28 октября по 7 ноября, а должны были выйти после праздника 5 ноября, то есть они пропустят всего лишь 2 рабочих дня. У дочки каникулы начнутся как раз в эти нерабочие дни, и она ничего не пропустит. Во-вторых, 3-5 дней профессиональный учитель всегда сможет наверстать, тем более по тем предметам, по которым уроки проводятся один или два раза в неделю. Например, физика, химия или информатика.
Проблемы могут начаться у некоторых детей, если после нерабочих дней мы останемся дома, на дистанционном обучении, ведь до сих пор в России актуальны такие проблемы, как плохая и неустойчивая связь, отсутствие технических средств обучения.
Мария ТИМОФЕЕВА, учитель русского языка и литературы, Великий Новгород:
– Я использую любые каникулы, основные и дополнительные, для того чтобы подготовить своих учеников к предстоящим занятиям по литературе. На каникулах домашних заданий нет, но ведь чтение книг – это не только задание для урока, а потребность и даже обязанность каждого думающего человека. Читать можно и нужно в любые выходные дни, это досуг высочайшего уровня. Такую мысль я стараюсь донести до ребят. Мои ученики на каникулах обязательно читают большие произведения, входящие в программу, чтобы затем поговорить о прочитанном на уроках. Это экономит наше учебное время и делает качественным и полезным досуг ребят. Ну а плюс предстоящих школьных каникул в том, что как минимум половина этого периода совпадает с выходной неделей родителей. Таким образом, мамы и папы смогут проконтролировать, чем будут заниматься их чада.
Ирина МАЛЫШЕВА, учитель начальных классов, Нижний Новгород:
– Конечно, скажется. В нашей области каникулы объявлены с 25 октября по 7 ноября. Я уже заранее ломаю голову, как мне менять тактику во второй четверти и какие предметы сокращать или половинить ради освоения программы по основным предметам. Это очень плохо, что дистант на текущей неделе не предусмотрен. Он тоже не вполне полноценный, но хоть что-то дети делали бы.
Дистанционные занятия хороши хотя бы тем, что не дают детям полностью расслабиться и все забыть. Что хорошего, если дети две недели просидят дома в гаджетах? Кому это надо? На мой взгляд, решение непродуманное… Думаю, все учителя со мной согласны. Все это не на пользу…
Комментарии