search
main
0

Университеты начинаются с колыбели,. или Десять килограммов знаний

Главным событием юбилейной конференции «100 лет Монтессори-педагогике в России» я бы назвала три объемистые папки портфолио, шутливо названные «10 кг моих знаний», которые разрешила посмотреть всем желающим восьмиклассница Монтессори-школы Валентины Михайловой в Петербурге. Кто-то не согласится. Такое крупное, солидное событие! Отметить столетний юбилей в городе, где ученица Марии Монтессори Юлия Фаусек открыла первый детский сад свободного развития ребенка, собрались известные ученые и педагоги со всех концов страны.

Приехали их друзья и единомышленники из Белоруссии, Грузии, Казахстана, Украины. Из Нидерландов прибыли Элизабет ван Сантен и Уте Роэль – голландские педагоги, которые еще в 1991 году подарили нам первый полный набор материалов, необходимых для создания специальной образовательной среды в детском саду. Некоторые из гостей тогда же, двадцать с лишним лет назад, вместе увлеченно делали первые шаги, осваивая знаменитую «педагогику свободы». Давно не виделись. Столько радостных встреч, объятия, восклицания, фотографирование, даже песни в орлятском кругу! А я про восьмиклассницу. Но именно об этих «килограммах знаний», добытых самостоятельно, говорили выступавшие с трибуны. Этот факт обсуждали между собой гости за чашечкой кофе в перерывах и во время дружеских встреч по вечерам. Событием стали не особые достижения восьмиклассницы, не ее таланты, а первый опыт самообучения в старших классах. Такие объемистые портфолио собираются у каждого из учеников этой школы. Восьмиклассница со смехом объяснила, что не отнесла домой прошлогодние папки, потому что очень тяжелые получились. Зато теперь каждый из гостей мог посмотреть работы по всем предметам, представить себе, как организована образовательная среда уже не для малышей, а для более взрослых ребят. Участники конференции рассказывали, что педагогика Марии Монтессори в последние десятилетия привлекает все новых и новых последователей. И если 20 лет назад это были только отдельные детские сады, чаще всего частные, существующие усилиями энтузиастов, то теперь есть регионы, где такие учреждения открываются и финансируются департаментами образования. Об этом с гордостью говорили педагоги из Томска, Снежинска, Череповца и некоторых других городов. Специальное оборудование и материалы для создания развивающей образовательной среды успешно производят сейчас уже несколько фабрик в России. Учителя и воспитатели детских садов, увлеченные идеями Монтессори, могут пройти подготовку в специальных центрах и на курсах в педагогических университетах.Однако и на выставке, развернутой в залах Дома культуры педагогического университета имени А.И.Герцена, где проходила конференция, и в выступлениях ее участников речь шла о свободном развитии малышей в детском саду и начальной школе. Именно эти программы были подробно разработаны самой Марией Монтессори, а для русских детей – Юлией Фаусек. Они основательно проверены на опыте современных учителей. А в школе Валентины Михайловой гости имели возможность познакомиться и поговорить с детьми разных возрастов. Тут были и ребята 10-12 лет, и пятнадцатилетние. Все они продолжают свое образование в формате, заданном начальной подготовкой, которое правильнее назвать самообучением. Мы побывали на презентациях, с которых начинается изучение новых разделов школьной науки. Наблюдали, как ведут себя дети, как общаются между собой и с наставниками, какие вопросы задают, чем занимаются. Мнение профессора Белорусского государственного университета Михаила Гусаковского по этому поводу особенно интересно, потому что тема его выступления на конференции – «Мотивация и свобода в образовании». «Можно ли сказать, что здесь свободы больше, чем в наших лучших школах, где старшеклассники тоже сами выбирают для себя образовательный маршрут?» – спросила я. «Безусловно! – ответил Михаил Антонович. – В обычной школе они все равно идут на уроки, пусть и свободно выбранные. И выполняют домашние задания по требованию учителя, а не по собственной воле. Здесь ребенок сам выбирает материалы, которые его заинтересовали, работает с заданиями осмысленно и последовательно». По мнению профессора, характерно, что и на презентациях, и в организации среды для старших ребят здесь обязательно предусматривается их деятельное участие. Пассивного усвоения текстов не требуется, да оно и невозможно. Свободная работа старших ребят и правда похожа на ту, какой они занимались когда-то в детском саду. Так же охотно и самостоятельно, как в первые годы жизни каждый решал, строить ли ему розовую башню или собирать коричневую лестницу, они выбирают теперь материалы по соответствующим разделам химии или математики, работают с приборами за столом для научных исследований или уединяются для вдумчивого чтения. Папки с заданиями и проверочными тестами теснятся на открытых полках. А за столом в сторонке – место учителя, который эти материалы подбирал, объединял так, чтобы ребенок мог самостоятельно разобраться, задуматься, захотел взять следующую папку. Не берет? Значит, что-то нужно изменить, иногда даже приспособить к запросам именно этого человека с учетом особенностей его мышления.Работу, которой заняты в Монтессори-школе Валентины Михайловой пятеро учителей, можно назвать экспериментом, требующим ежедневного, ежечасного творчества. Все пятеро молоды, азартны, увлечены и счастливы оттого, что им приходится решать такие замечательные задачи. Еще недавно они учились сами и постоянно анализируют теперь свой опыт, сравнивая его с образовательными возможностями детей. В сборнике материалов конференции есть статья Алексея Колабаева «Исследование самостоятельного выбора учебного математического материала старшими дошкольниками Монтессори-группы». В этой школе Алексей работает дольше всех, его первые воспитанники уже учатся в университетах, и выводы, сделанные им в результате исследования, достаточно убедительны. Каждый ребенок – личность, мыслящая сугубо индивидуально. И так же индивидуальна образовательная деятельность, которую он выбирает. «Этот выбор, – пишет Алексей в своей статье, – в большинстве случаев не совпадает с логикой составителей существующих программ развития математического мышления у детей дошкольного возраста, которые предлагаются к использованию в детских садах и начальных школах… Наше понимание личностно ориентированного образования требует создания новых условий, которые соответствовали бы естественному развитию каждого ребенка». Из этих соображений они исходят, работая с детьми любого возраста. И убеждаются, что педагогика Монтессори приносит отличные результаты не только в детском саду и начальных классах. Она эффективна и в средней, и в старшей школе. А в крупных университетах мира свободный выбор студентами программ и постоянное самообразование обычное дело давным-давно. Так что дети, которые с первых шагов воспитываются в режиме свободного развития, самостоятельно изучают школьные науки в своем темпе и в собственной логике, освоив программу средней школы, вполне готовы к поступлению в любой из лучших университетов.

Нина ПИЖУРИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте