search
main
0

Универсал по диплому Селу нужен учитель-многостаночник. Но квалифицированный!

Изменение социально-экономических условий сельской жизни, переход к рыночной экономике порождают множество проблем, которые не могут быть решены без активного участия школы. И она, в свою очередь, нуждается в существенных преобразованиях, адекватных происходящим в обществе переменам.

Возьмем за основу определение сельской школы, данное М.П.Гурьяновой: “это совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, стремящихся удовлетворить образовательную потребность детей и выполнять специфическую задачу общеобразовательной и трудовой подготовки школьников”.
Исследования, проведенные в начале
90-х годов Н.В.Горбуновой, Т.Е.Френкель, выявили следующие особенности сельской школы, обуславливающие специфику процесса управления:
∙ малая наполняемость классов, а иногда и отсутствие отдельных параллелей;
∙ несовершенство штатного расписания;
∙ малочисленность и непостоянство педагогического коллектива, необходимость преподавания одним учителем нескольких предметов;
∙ неподготовленность молодых учителей к работе в условиях сельской школы;
∙ ограниченные возможности в организации внеклассной работы;
∙ несоответствие финансового и материально-технического положения требованиям организации и содержания учебно-воспитательного процесса;
∙ отсутствие нормативной основы взаимодействия сельской школы с социальной средой;
∙ недостаточно развитая преемственность в работе разных типов школ;
∙ ограниченные возможности органов народного образования в управлении сельскими школами, а также в организации системы повышения квалификации учителей и руководителей школ.
Высокий социальный статус сельской школы определяется следующими факторами: социально-экономическими (это сообщество немногочисленных на селе профессионально подготовленных к работе с людьми специалистов, школа подготовки кадров для сельского хозяйства); культурно-образовательными (средоточие интеллигенции, духовный очаг жизни села).
Сельская школа России, по убеждению С.А.Рачинского, из чисто учебного заведения развилась в особый тип, не имеющий аналога на Западе. Главная особенность, по мнению педагога-просветителя, заключается в том, что девять из десяти сельских учеников “не ходят в школу, а живут в ней”.
В сельских условиях более зримы, осязаемы закономерные связи обучения и воспитания с жизнью – всего общества и конкретной деревни.

Статфакт

Школы, расположенные в сельской местности, составляют 69,8% (45 тысяч) от численности всех общеобразовательных учреждений России. В них обучается 30,6% (5,9 млн.) ребят и работает 40,7% (685 тыс.) учителей.

Анализ современного состояния
сельских школ России
выявляет следующие проблемы:

∙ сокращение численности общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (за последние пять лет -примерно на две тысячи);
∙ недостаточный уровень финансовой обеспеченности ведет к дальнейшему ухудшению материально-технической базы, качества образования;
∙ слабое кадровое обеспечение, недостаточный уровень квалификации учителей (высшее профессиональное образование имеют 70% педагогов, среднее профессиональное – 23,2%).

В Курганской области из 895 школ 781 – сельская: 228 средних, 196 основных, 357 начальных. Доля малокомплектных школ от общего числа составляет 38%. Областная администрация включила в “Программу развития системы образования Курганской области в 2002-2004 годах” целевой раздел “Сельская школа”. Не осталось вне поля зрения властей правовое и научно-методическое обеспечение сельских образовательных учреждений. Так, в 2000 году принят закон “О правовом регулировании в сфере образования на территории Курганской области”. Действует закон “О национально-региональном компоненте государственных образовательных стандартов общего среднего образования в Курганской области”. Все это позволяет регламентировать отношения в системе образования как на муниципальном уровне, так и в образовательных учреждениях.
Вместе с тем в области по-прежнему остра проблема снижения социального статуса учителя и престижа этой профессии.
В основных сельских школах только каждый второй учитель имеет высшее образование. Педагогический корпус стареет, растут учебные нагрузки, увеличивается число учителей-неспециалистов (8,5%). А это сказывается на качестве образования.
Для сохранения кадрового потенциала в области утверждены “Основные региональные подходы к организации подготовки и переподготовки педагогических кадров”, принята программа развития Института повышения квалификации работников образования. В качестве приоритетных избраны следующие направления:
∙ расширение целевого приема выпускников сельских школ на педагогические специальности в высшие учебные заведения;
∙ открытие новых специальностей в средних педагогических учебных заведениях (учитель математики, русского языка и литературы, иностранного языка основной школы, педагог дополнительного образования);
∙ переподготовка педагогов в высших учебных заведениях и в институте повышения квалификации;
∙ профессиональная переподготовка в ИПКиРО Курганской области на отделениях “Учитель русского языка основной школы”, “Учитель мировой художественной культуры”, “Учитель изобразительного искусства и черчения”, “Учитель информатики”, “Учитель экологии” и др.;
∙ изменение программ педагогических учебных заведений: введены дополнительные специальности, спецкурсы, позволяющие учителям работать в классах с разноуровневой подготовкой учеников.
Неудовлетворительные социально-бытовые и культурные условия, в которых живут учителя, ограниченные возможности творческого общения с коллегами и другие причины приводят к значительной текучести кадров в сельских школах. Существенная особенность учителя в малокомплектной школе -его “одиночество по предмету”: очень часто педагоги являются единственными специалистами по преподаваемым дисциплинам. Профессиональные навыки учителя в этих условиях складываются лишь на основе собственного опыта. Серьезные ошибки в содержании и методике учебной работы нередко остаются им незамеченными.
Подготовка учителей для села должна осуществляться на трех этапах: довузовском, вузовском и послевузовском.
Первый этап связан с профессиональным отбором, который заключается не только в том, чтобы с помощью экспертных оценок определить наиболее приемлемый контингент для поступления в вуз, но в систематической работе, направленной на формирование личности будущего учителя. Один из резервов для пополнения педагогического коллектива сельской школы – ее выпускники. Они легче и быстрее адаптируются к условиям жизни в селе. Однако сельские абитуриенты как правило уступают городским по уровню своей подготовленности, поэтому в условиях конкурсного набора не попадают в вуз. Отмена льгот для выпускников сельских школ и целевого приема делает их поступление в вуз еще более проблематичным. Возможно создание опорных точек для решения данной проблемы: школа юного педагога с очно-заочной системой обучения, подготовительные курсы для поступления в вуз, педагогические классы, классы углубленного обучения на базе школы-интерната.
Подготовка специалистов в педагогических вузах к работе в малокомплектной школе носит эпизодический и фрагментарный характер. Большинство из них выпускают узких специалистов-предметников. Между тем, как показывают выборочные исследования, 55% учителей сельских школ ведут от двух до семи предметов.
“В идеале сельский учитель из универсала по нужде должен стать универсалом по диплому. Мы убеждены: уже в вузе необходимо готовить такого специалиста, который сумел бы успешно работать в условиях неукомплектованности кадрами сельской школы, то есть стал бы квалифицированным учителем по нескольким предметам одновременно. Для новых профилей требуется резерв времени, но его можно найти, устранив избыточную программную информацию. Ведь порой трудно определить, кого готовит педвуз: физика-теоретика или учителя физики. Социальный заказ на учителя, который до сих пор был заказом-стандартом, должен стать вариативным”. (Куган Б.А. Сельская школа Зауралья: начало века. Народное образование. N7, 2001. С.34).
Конечно, расширение профиля вузовской подготовки имеет свои пределы и чревато отрицательными последствиями для качества подготовки по основной специальности. Для решения этой проблемы можно обучать студентов выпускных курсов специальностям, которые обычно в малокомплектных школах являются дополнительными. Однако такой путь связан со своими трудностями. Главная из них – трудно предугадать, какие предметы в качестве дополнительных придется вести учителю в той или иной школе. Поэтому целесообразнее создавать из студентов последних курсов межфакультетские группы по изучению дополнительных предметов, при этом заранее распределив будущих выпускников по месту работы.
В послевузовский период учителям малокомплектных школ нужна научно-методическая помощь – изучение, обобщение и распространение передового опыта.
Необходимо привлекать педагогов к научно-исследовательской работе кафедр института повышения квалификации, проводить курсовую подготовку учителей-неспециалистов к работе в малокомплектной школе. Важную роль в профессиональном росте учителя играет самостоятельная работа.
Для решения выявленных проблем нужен комплексный подход, учитывающий особый социально-культурный статус сельской школы, накопленный опыт и традиции сельского образования.

Владимир АНДРЕЙЧЕНКО,
председатель Курганского обкома
Профсоюза работников народного
образования и науки

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте