Проект \”Сотрудничество\” объединил школу №9 Петрозаводска с учениками из школы Восточной Финляндии города Йоэнсуу. Он работает уже 20 лет и не зависит от того, что в школах сменились директора, несколько поколений учеников уже выросли и начали работать и, более того, в девятой школе уже не изучают финский язык. К радости ребят и учителей все эти обстоятельства не мешают общению, обмену опытом и совместным поездкам.
– Мы общаемся, обмениваемся опытом, приезжаем на уроки к друг другу, ходим в музеи и театры, рисуем, играем на инструментах, знакомим финских друзей с бальной культурой. В общем, много и разного происходит в эти дни встреч, – рассказывает Сергей Невский, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка петрозаводской школы №9 имени Исаака Фрадкова.
В дни весеннего приезда в Петрозаводск директора двух школ Мари Килпеляйнен и Антон Колоколов провели встречу, наметили планы на будущее, договорились о новых возможностях в рамках проекта.
– Мы уже сотрудничаем в течение 20 лет и каждый год навещаем друг друга. Благодаря проекту ученики из Финляндии и России смогли узнать жизнь и культуру другой страны и найти себе новых друзей, – говорит о ценности проекта директор финской школы Мари Килпеляйнен. – Также наши ученики смогли попробовать заняться чем-то необычным. Например, рисование песком для учеников из Финляндии и оригинальные уроки физкультуры для школьников из России. Учителя также обмениваются идеями, находя общие и различные черты школьной жизни разных стран. Нас всегда очень тепло встречали в России и между учениками и педагогами установились крепкие дружеские связи.
– Проект \”Сотрудничество\” со Школой Восточной Финляндии играет важную роль в формировании имиджа школы, – отмечает директор школы №9 Антон Колоколов. – Основной задачей проекта на текущий момент является максимальное раскрытие потенциала сложившегося сотрудничества. Этот процесс требует модерации и углубления направлений совместной учебной и воспитательной деятельности. Такие проекты не новы для Петрозаводска. Как правило, они сводятся к взаимообмену школьниками, иногда студентами и учителями. Опыт широко представлен в гимназии №17, Финно-угорской школе и в других учебных заведениях республики. Однако все это предполагает, скорее, некую экскурсию и анимацию, а не образовательные отношения. Сейчас мы стремимся разработать чёткую сложную систему сотворчества с русскоязычной Школой Финляндии, которая предполагает совместные уроки и мероприятия, направленные на воспитательные отношения. Это не только посещение уроков и мероприятий в рамках обмена, это и совместные вебсеминары и вебконференции, уроки по Скайпу и Вайберу, он широко распространён в Финляндии, видеоотчёты о проведённых праздниках, обсуждение этих мероприятий и уроков на вебинарах, организация дискуссий, поликультурных уроков, направленных на развитие патриотического и планетарного образования, определение историко-культурных факторов, влияющих на формирование любви к Родине у наших детей и положительного отношения к России у наших соседей, изучающих русский язык в школе…
О том, что сотрудничество выходит на новый уровень, свидетельствует и расширение контактов. Так, в этот приезд финские учителя вместе с директором побывали в Центре развития образования Петрозаводска. Подобной структуры нет в Финляндии, в том числе и поэтому зарубежным коллегам было интересно познакомиться с тем, как работают российские учителя, кто их поддерживает и направляет.
– Много спрашивали, что мы имеем ввиду под патриотизмом, – рассказывает о прошедшей встрече директор ЦРО Петрозаводска Наталья Кармазина. – Мы им объяснили и сборники наши подарили. Договорились, что надо провести ряд совместных мастер-классов по формированию предпринимательской среды – это моя давняя мечта. У нас и у финнов разный подход к теме. Для российских предпринимателей – это зарабатывание денег, а для финнов это ещё и ответственность за людей, которые с тобой работают, своим трудом сделать жизнь в стране лучше, а не ждать этого от государства. Они с детских лет приучают детей, что деньги надо зарабатывать, а любой труд должен быть оплачен. Это привитие уважения к чужому труду. Я в Финляндии с этой темой знакомилась ещё пять лет назад. За это время они не только на растеряли, а приумножили опыт.
Кстати, команда финских школьников приняла участие в муниципальном этапе межрегиональной экономической игры \”Юный предприниматель – 2018\”. Игра проводилась уже в третий раз и объединила учеников 9-й школы, Петровской школы, Университетского лицея, Лицея №1 и Лицея № 40. Командам было предложено пройти 12 станций, экспертами на которых выступили сотрудники Института экономики КарНЦ РАН. В результате конкурентной борьбы третье место завоевали \”Петровцы\” – Петровская школа, второе место – \”Фабрика звезд\” – Лицей № 1, победителями игры стали \”Дети Тинькоффа\” из Университетского лицея.
– Программа в эти три дня получилась насыщенная и интересная, – рассказывает руководитель проекта \”Содружество\”, учитель начальных классов, профсоюзный лидер школы Елена Богданова. – Конечно, это общение дарит много открытий и меняет нас самих. Например, в моем классе ученики могут выйти, если нужно, могут встать и подойти ко мне с вопросом – я не требую дополнительно отпрашиваться, а в итоге тишины и порядка намного больше. Конечно, в Финляндии созданы условия для детей – там можно ходить по школе в носках, сидеть в коридоре на полу или современных креслах-мешках – среда более дружественная и неформальная, нам пока такое не создать! Но финны не раз удивлялись, как выстроена у нас работа, связанная с коррекцией, например. В школе работают логопед, психолог, иногда это не один специалист, а несколько, а у них на три разных школы в разных городах, например, только один логопед… Так что есть различия в системе.
Так что сотрудничество двух школ – это не просто совместные поездки друг к другу. Это еще и возможность узнавать новое и применять на практике, мыслить и воплощать смелые идеи в жизнь.
Фото автора и архива школы
Комментарии