search
main
0

УМК, инвентарь, кадры… Результат – государственное дело под названием «шахматы»

Развитие шахматного образования в России вступило в фазу, когда назрела необходимость организации всероссийской конференции. И она будет проведена осенью в Томской области – регионе, в котором организационно-методическая работа поставлена на самом высоком уровне. Я уже дважды знакомил читателей «УГ» с опытом томичей: в №51 от 19.12.2006 («В Томске начинают и выигрывают…») и в №9 от 26.02.2008 («Роман с продолжением»).

Комментарий «УГ»Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Продолжение. Начало в №№4, 8, 13, 22, 26, 30, 34, 39, 47, 51 за 2006 год; №№4, 8, 17, 21, 26, 31, 34, 39, 43, 48 за 2007 год; №№9, 13, 18, 22 за 2008 год.

Грамотное введение нового учебного предмета в сетку занятий начальной школы – сложнейшая методическая и организационно-технологическая задача, имеющая два ключевых фактора: материально-технологический и человеческий.

Материально-технологический фактор подразумевает:

а) приобретение учебно-методического комплекса (УМК), рекомендованного Минобразования РФ;

б) приобретение в необходимом количестве инвентаря (демонстрационных досок и шахмат);

в) системное обучение педагогов технологии работы с УМК.

Человеческий фактор подразумевает:

а) поддержку начинания властными структурами, прежде всего губернатором, органами образования;

б) присутствие лидера, генератора идеи, инициативной группы единомышленников – для оперативного решения возникающих проблем;

в) наличие достаточного количества педагогов, способных качественно проводить шахматные уроки в школе.

В Томской области все сложилось самым наилучшим образом:

своевременно приобретены УМК «Шахматы – школе» и инвентарь;

учебный предмет «Шахматы» поддерживают губернатор Виктор Кресс и Департамент общего образования;

стратегические и тактические задачи оперативно решает «душа» всеобуча, председатель шахматной федерации области Борис Шайдуллин с командой единомышленников;

шахматы преподают учителя начальных классов, для которых методисты во главе с Татьяной Партыс систематически проводят семинары по технологии работы с УМК «Шахматы – школе».

К всеобучу в Томской области готовились целый год, был выпущен пакет необходимых приказов по Департаменту общего образования, организована серия «кустовых» семинаров для учителей начальных классов.

Так как из года в год вопросы шахматного всеобуча становятся приоритетными для все большего числа регионов, то следует указать на две типичные ошибки – «болезни роста».

Первая ошибка – к преподаванию шахмат нередко привлекаются не дипломированные учителя, а шахматисты-практики, имеющие отдаленное представление об общеобразовательной школе. Вторая ошибка – преподавание шахмат в начальной школе без УМК.

Можно наблюдать, как в том или ином регионе, по мнению организаторов, якобы все вопросы предусмотрели: и преподавателей нашли, и инвентарь купили, и какой-нибудь учебник для начинающих шахматистов приобрели (или сами написали), и курсы организовали по обучению основам шахматной игры, а эксперимент проваливается.

А все дело в том, что в школе невозможно преподавать по учебникам для начинающих шахматистов, так как все они адресованы детям, уже имеющим мотивацию к шахматам. В начальной же школе эту мотивацию еще только нужно создать, и, как показывает практика, это очень непростая задача, для решения которой нужны не отдельные учебники (или «методички»), а полный УМК, написанный специально для начальной школы. Причем не для кружковой работы, а именно для урочной. И этот УМК должен быть ориентирован на учителей начальных классов, которые одни только и могут стать золотым фондом шахматного всеобуча. При этом обучать педагогов на курсах повышения квалификации следует не только и не столько азам шахмат, сколько технологии работы с конкретным УМК. Потому что освоить шахматные правила учителю несложно, сложно системно их преподавать – именно для этого в каждом УМК подробно прописывается технология его использования на уроках. Преподавание любого предмета в начальной школе ведется по УМК – это аксиома. Отсутствие УМК может свидетельствовать только о несерьезности намерений. Проведение шахматных уроков – государственное дело, поэтому и решаться этот вопрос должен серьезно, по-государственному.

Не случайно в 2004 году Минобразования РФ выпустило приказ №2211 от 18.05.2004 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации». Срок действия данного приказа истек. Сегодня, как отмечает в своих последних интервью многократный чемпион мира Анатолий Карпов, в Министерстве образования и науки РФ готов проект нового приказа, который будет носить по отношению к преподаванию шахмат в школе не разрешительный характер (как первый документ), а рекомендательный.

Пока же картина шахматного всеобуча России мозаична: есть признанные регионы-лидеры, в которых шахматы – обязательный компонент школьной программы, есть и субъекты Федерации, не проявляющие инициативы, ждущие «отмашки из центра». Тем не менее каждый год два-три новых региона выказывают желание видеть урок шахмат в сетке школьных занятий. У кого-то получается, у кого-то нет.

Так, 27 мая вице-губернатор Псковской области Дмитрий Шахов и начальник Управления образования Псковской области Вера Емельянова объявили на пресс-конференции, что с 1 сентября 2008 года в регионе планируется запустить шахматный проект в 100 базовых школах. Вера Емельянова: «Планируется, что обучение игре в шахматы будет вводиться во вторых-третьих классах в этих ста школах. Предварительное обучение рассчитано на два года, по два часа в неделю».

Перед стартом проекта делегация представителей области посетила Калмыкию, где впервые в России шахматы стали обязательным школьным предметом. После возвращения Дмитрий Шахов сообщил: «Сейчас мы (Псковская область) находимся на завершающем этапе, когда в школьную программу шахматы будут включены как официальная дисциплина. С этой точки зрения поездка в Калмыкию, где такое уже есть, стала особенно полезной. Лично мне она помогла убедиться в том, что шахматы действительно способствуют улучшению успеваемости школьников».

Очень важно, на что нацелен регион, планирующий вводить шахматный всеобуч, – будет превалировать спортивная составляющая или общеразвивающая? В Псковской области акцент сделан верный. Вера Емельянова указывает: «Не столько важен «шахматный» результат, столько результат обучения с точки зрения общего развития детей. Включение в стандарт регионального образования этого нового предмета поможет нашим школьникам обрести полезные навыки».

Думается, все энтузиасты шахматного всеобуча будут с интересом ждать новостей из этого региона. До 1 сентября осталось немного времени, а нужно еще определиться с УМК, успеть купить шахматный инвентарь и провести курсы повышения квалификации для педагогов.

А сейчас я продолжу знакомить вас с курсом «Шахматы – школе».

Урок 28. Рокировка

Двадцать восьмой урок – практический. Наглядный материал на учительском столе: белые и черные поля, вырезанные из картонной доски, горизонтали (вертикали), диагонали, центр. На партах перед каждым учеником – шахматная доска, фигуры – в коробке. У стены – демонстрационная доска, рядом лежат магнитные фигуры.

В начале урока – повторение пройденного материала. Ученики называют шахматную доску, белые, черные поля, показывают горизонтали, вертикали, диагонали, по очереди поднимают над головой все фигуры. Ребята вспоминают ход каждой из них и показывают те дорожки доски, по которым передвигаются фигуры. Ученики объясняют учителю, что мат – это шах, от которого нет защиты.

На 20-м уроке вы дали ученикам первое представление об удивительном двойном ходе – рокировке. На 28-м уроке вы познакомите ребят с дополнительными правилами ее выполнения.

Объясните детям:

– Сегодня мы с вами еще раз поговорим о рокировке. Совершая рокировку, король прыгает через поле в направлении ладьи, а ладья перескакивает через него и встает на соседнее поле по горизонтали. Обратите внимание, в какую бы сторону белый король ни рокировал, он всегда прыгнет с черного поля на черное. А любая белая ладья после рокировки окажется на белом поле. По правилам рокировку следует выполнять одной рукой, начиная с перемещения короля. Каждая из сторон может рокировать в партии только один раз (но рокировать не обязательно). Проводить рокировку можно только в том случае, если одновременно выполняются следующие условия:

король и ладья в этой партии еще не сделали ни одного хода;

между королем и ладьей нет других фигур;

король не стоит под шахом;

поле, через которое собирается прыгнуть король, не находится под ударом фигур противника (а вот ладья может идти через поле, находящееся под боем);

после рокировки король не окажется под шахом.

Затем по очереди расставляете на демонстрационной шахматной доске следующие четыре положения.

В первой позиции между королем и ладьей стоит слон – рокировка невозможна. Во втором положении черная ладья объявила королю шах – под шахом рокировать нельзя. И в третьем положении рокировать нельзя: ведь тогда король встанет под шах. Нельзя проводить рокировку также в четвертой позиции: ведь поле, через которое будет прыгать король, находится под ударом неприятельского коня.

Если ребята спросят, а зачем вообще нужна рокировка, скажите так:

– В шахматах король – бесценная фигура: если ему поставят мат, партия прекращается. Поэтому партнеры стараются держать королей в самой безопасной части доски – ближе к углам. С помощью рокировки король спрячется там быстрее: ведь он прыгает через клетку, да и ладья быстрее входит в игру.

Во второй части урока предложите детям решить учебные положения дидактических заданий «Рокировка», «Короткая или длинная» и «Мат в один ход».

«Рокировка». Могут ли белые или черные рокировать?

В обоих случаях рокировка возможна. В первом случае рокируют белые, во втором – черные.

«Короткая или длинная». Ход белых. Какая рокировка допустима – короткая или длинная?

На доске, расположенной слева, белые рокируют в короткую сторону, а на доске, расположенной справа, – в длинную.

«Мат в один ход». Ход белых.

В обоих случаях мат достигается с помощью рокировки.

Игорь СУХИН, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте