Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Умение элегантно одеваться – часть педагогического искусства

Дата: 14 августа 2013, 14:44
Автор:

В канун нового учебного года Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, а также Комитет по образованию Госдумы России выступили с инициативой ввести в школах «Кодекс школьной чести». По мнению авторов кодекса, это поможет привить нормы «скромности и сдержанности» не только школьникам, которые будут одеты в форму, но и российским учителям. Именно педагоги, считает депутат и один из авторов кодекса Елена Сенаторова, «позволяют себе одеваться с неприкрытой сексуальностью и в свободное от уроков время подрабатывать в стрип-клубах и рекламировать услуги сексуального характера в Интернете».

Увы, ничего, кроме недоумения, данная инициатива в педагогическом сообществе не вызвала. Такое впечатление, что у депутатов накануне нового учебного года нет других проблем, а российские учителя практически поголовно оголяют пупки и ходят развязной походкой.

Впрочем, по мнению директора петербургской гимназии №56, народного учителя России, члена Общественного совета при Министерстве образования РФ Майи Пильдес, проблема гораздо глубже, нежели длина юбки и глубина декольте.

– Весь разговор о «кодексе чести» почему-то сводится к цвету губной помады, к длине и открытости платья. Но решение этой проблемы, а то, что она есть, не нужно отрицать, не стоит искать на поверхности, оно лежит в глубине педагогического образования. Наряду с изучением основ предмета, который будут преподавать будущие учителя, необходимо формировать в них культуру общения и ношения одежды. По идее ни на одном педсовете я не обязана рассказывать, как и в чем нужно приходить в школу. Люди должны сами это понимать. Но их этому надо учить. Нельзя в педвузах терять педагогическую составляющую. Педагогика – не только знание своей дисциплины, это искусство, а искусство требует обучения. Я за красивых, ухоженных учительниц, от которых у детей захватывает дух. Умение красиво, элегантно одеваться – это часть педагогического искусства.

По словам основателя и руководителя центра эффективных коммуникаций, признанного специалиста в области протокола и этикета, представителя «Объединения членов рода Романовых» Ивана Арцишевского, костюм всегда был показателем положения в обществе, и выбор деловой одежды обусловлен, в том числе, местом работы. Дети всегда берут пример с учителей, поэтому в школе должен быть обязательный дресс-код для учителей, но не форма. Форма нивелирует гендерный признак, а для школы это плохо.

Конечно, проблема несоответствующего внешнего вида существует в образовательных учреждениях, однако это всё-таки исключение из правил, считает директор петербургской гимназии №209 Дмитрий Ефимов. Причём она в большей степени касается учеников, чем учителей. Но в любом случае кодексы ситуацию вряд ли изменят. Проблема решается не жесткой регламентацией, спущенной сверху, а каждодневной работой с учителями и детьми. Кроме того, «Кодекс школьной чести» не действует за пределами школы. В этом случае, по мнению Дмитрия Ефимова, все зависит от каждой конкретной личности: – Если «вольный наряд» мешает профессиональной деятельности учителя и восприятию его образа детьми, если это каким-то образом влияет на его авторитет в школе, думаю, учитель поймет, что не стоит размещать в соцсетях свои приватные фотографии, – подчеркнул Дмитрий Ефимов. – С другой стороны, кодекс, носящий рекомендательный характер, может задавать какие-либо рамки и служить ориентиром для тех педагогов, которые в этом нуждаются. И все-таки есть большие сомнения, что документ будет иметь реальную силу. У нас масса законов, которые на практике не выполняются.

Вообще всё, что касается кодексов, напоминает вчерашний день. Как заметила Майя Пильдес, существует только один кодекс – нравственности.

– Помнится, мы сочиняли кодекс строителя коммунизма. И что, люди стали другими, кардинально изменились? Есть одна непреложная истина – человек должен быть нравственным, особенно тот, кто взял на себя миссию вести за собой детей. Нужно смотреть в глубину и формировать учителей, как особую касту – нравственную и одухотворенную. И основа для этого ни «новаторские» кодексы, а те десять заповедей, которые никогда не перестанут быть актуальными. Претендовать на инновации в этой области, на мой взгляд, бесполезно.

Фото Ольги Максимович


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt